Принципы японской ландшафтной архитектуры
Детали против предопределенности
В наши дни среди дизайнеров принята практика составления плана проекта перед собственно работой, особенно в случаях, когда речь идет о больших садах. Такой подход характерен для западных специалистов, и их японские коллеги стали его использовать только несколько лет назад. Раньше они чаще всего пользовались чернильными набросками, чтобы прочертить общий план будущего сада, а детали появлялись в процессе работы. Естественно, в душе мастера все было прорисовано, что называется до запятой – размеры и формы водоемов, расположение большинства каменных групп – но даже эта основа существенно менялась в процессе создания сада.
Японские сады созданы из природных материалов, каждый из которых имеет свои особенности.
Дорожки
В театре Кабуки движение актера в пространстве одновременно воспринимается как движение во времени – этот процесс носит название мичиюки. Дизайнеры восприняли философию театра и перенесли этот принцип на проектирование садовых дорожек. Дорожка должна неторопливо вести по саду, открывая, один за другим все его «слои» (чойо) и держа в своей власти тот отрезок времени, когда гость находится в саду. Для проектировщика тропинки зачастую являются чем-то более важным, чем просто элемент дизайна. Если он правильно и аккуратно проложит эти тропинки в своем саду, он сможет контролировать не только ритм передвижения гостей по саду, но то, что открывается взору посетителей. Тропинки – это не только элемент общего плана, но и прием, используемый проектировщиком для того, чтобы контролировать порядок «раскрытия» своего
детища. Этот прием наиболее часто применялся в чайных садах Средневековья, но и сейчас дизайнеры используют его практически во всех своих работах.
Остановимся на минутку на дорожке в чайном саду, спроектированной как лестница. Поднимаясь по шероховатым неровным ступеням (тоби-иши) гость невольно опускает глаза и останавливает взгляд на дорожке (иначе восхождение может быть опасным). Создатель сада почти наверняка отрывает его от созерцания сада, но через несколько ступенек перед глазами посетителя вырастет крупный булыжник, возможно просто символ начала нового пути или граница, проложенная перед тсукубаи. Плоская поверхность этого камня приглашает гостя сесть и осмотреться. Конечно, место расположения камня не случайно – отсюда открывается великолепный вид.
Или другой случай. Дизайнер может использовать композицию из небольших камней как часть нобе-дан. Это позволяет гостю спокойно прогуляться и отметить про себя всю красоту сада. После этого взгляд неминуемо скользнет по дорожке вперед. Создатель сада выбрал такое расположение и направление нобе-дан, чтобы подчеркнуть какой-нибудь дальний элемент – светильник или крышу чайного домика.
В больших парках тропинки также помогают ориентироваться. В любом случае дорожки ведут через сад, а, следовательно, и через несколько пространств – открытых или закрытых. Когда кто-либо прогуливается по парку, он наблюдает как бы смену декораций – одни картины оживают перед его глазами, другие уходят в тень – такая техника называется мие-гакурэ.
Вверху: Поднимаясь по шероховатым неровным ступеням, гость невольно опускает глаза и останавливает взгляд на дорожке (иначе восхождение может быть опасным). Дораку-ан, Токио
Внизу: Огромный камень (в данном случае основание колонны) нарушает ритм ступеней и дает посетителю время осмотреться. Канкуи-ан, Киото
Митатэ
Митатэ – дизайнерский прием, изначально использовавшийся в чайных садах. Вольный перевод этого термина звучит как «новый взгляд», а суть митатэ сводится к поиску новой роли для старых предметов, которые носят название митатэ-моно. Один из самых распространенных примеров митатэ-моно – каменные купели (чозубаши), расположенные в чайных садах. Гости, перед тем как войти в чайную комнату моют в них руки и рот.
Многие купели высечены из каменных глыб, которые раньше были чем-то иным – частью каменной ступы с множеством кровельных настилов, опорой моста или подставкой для светильника. Дизайнеры могут использовать камень и как материал для дорожек, чаще всего, комбинируя обработанные булыжники и их природными собратьями, образуя, тем самым, длинные мощеные участки, которые носят гордое название нобе-дан или иши-датами (каменные татами). Камни, как объект «нового взгляда», могут быть распределены между ступеньками и играть роль «разделителя». Благодаря своей широкой и плоской поверхности, эти булыжники могут превратиться в скамейки, расставленные вдоль дорожек, где гость может присесть и спокойно полюбоваться садом. Японские ландшафтные дизайнеры нашли еще один объект для «переработки» - старую черепицу. Применений ей множество. Куски могут быть вкопаны в землю вертикально, и это будет способ вычерчивания контура садовой дорожки. Черепица может быть использована как часть нобе-дан, как обрамление водостоков – заполненных гравием рвов, в которые стекает дождевая вода с крыш. Еще одно применение – чин-ама – сосуды для золы, используемые в чайных садах. Старые мельничные жернова обрели новую жизнь в качестве ступенек. Исуи-ен, НараВверху: части расколотой гранитной породы превратились в лодку. Токо-джи, Яманаши |
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 467;