Заимствование пейзажей
Заимствованный пейзаж, шакеи - это техника расширения визуального пространства сада за пределы его физических границ при помощи панорамных видов как части композиции. Изначально этот дизайнерский прием использовался в планировке дзен-буддийских храмов эпохи Муромаши. В те времена настоятель храма или советник должны были выбрать десять точек в окрестностях и дать им имена (чаще всего китайские), каждое из которых несло в себе послание от Будды. Эти точки – обычно определенные природные объекты, а иногда и постройки, например мосты – обозначали десять ступеней или десять границ (джиккио). Соединяя храм с его окрестностями настоятели наделяли окружающую природу духом буддизма и, в каком-то смысле, распространяли влияние своего храма на окружающие его территории. Они придавали этому процессу религиозное и метафизическое значение – качество, которое было утеряно во времена Эдо, когда дизайнеры начали ипользовать прием заимствования пейзажей исключительно в «живописных» целях. Некоторые из панарам, которые изначально играли роль джиккио, например, вершина Арашияма, позже превратились в декоративные элементы. Заимствованный пейзаж, как характерная черта садов эпохи Эдо, был композиционным приемом, берущим свое начало в чернильных пейзажах времен китайской династии Сунг и средневековой Японии. Типичным для этих пейзажей являлось изображение человека на фоне величественной природы (причем человек был зрительно уменьшен, чтобы подчеркнуть всю бесконечность природы). Кроме того между человеком и природой изображалось некое срединное пространство (облака или туман), что придавало всей картине перспективу. Проектировщики садов переняли такое построение композиции, создавая сады, включающие панорамные виды как существенный элемент единого целого. Весь проект – сад и панорама – должен был восприниматься как картина, созерцаемая из одной относительно фиксированнной точки. Обычно эту роль выполняла веранда дома, окна которого выходили в сад. Эта перспектива существенно отличалась от «вида из сада», в котором отдаленные объекты или панорамы воспринимались как нечто красивое где-то там. При создании сада шаккеи фон, существующий в виде, предположим, горы, дополнялся водопадом или какой-либо постройкой, например, развесистой крышей храма. Середина и передний план были отданы на откуп создателю сада. Передний план заполнялся собственно садом, выдержаном в той же скромной палитре, как и картины, являющиеся его прототипом. Дизайн середины представляет собой квинтэссенцию сада.
Хиеи-зан,сторожевая гора в Киото, использованая в качестве заимствованного пейзажа. Шоден-жи, Киото
Исключив из композиции нежелательные детали, находящихся между садом и панорамой, дизайнер достигает двух целей: панорама зрительно приближается и кажется шире чем на самом деле, в то время как передний план ( собственно сад) становится более глубоким, отодвигается на определенное расстояние. Будь то стена, изгородь, ряд деревьев, формируемая ими середина является связующим элементом, используемым дизайнером для объединения планов.
Замок в качестве «заимствованного» пейзажа в парке. Генкиу-ен, замок Хиконе, Шига
Фото вверху - Подстриженные в форме горы азалии соединяют сад и панораму. Кенгеи-ин, Киото
Баланс
Соблюдение баланса, наряду с ма –один из наиболее важных дизайнерских приемов, который придает японскому саду его очарование. Баланс может быть выражен через асимметрию, «нецентральность» и использование триад.
Ассиметрия
Баланс, в том виде, в каком он используется в японском ландшафтном дизайне, заимствован больше из природных форм, нежели из конструкций, созданных человеком. Конечно, японцы прекрасно знакомы с принципами симметрии: все ранние чертежи храмов и даже планы городов, выполненные по классическим китайским образцам, были симметричными. Тем не менее, симметричный дизайн никогда не был популярен в Японии, и все чертежи и планы, бывшие изначально симметричными, достаточно быстро трансформировались в более бессистемные. Сады, между тем, никогда не проектировались как симметричные. Для многих японцев идеально симметричные сады Версаля олицетворяли типичный западный стиль, а асимметрия была основной отличительной особенностью Востока от Запада. В случае декоративного сада, когда вид ограничен открытым пространством в пределах строения, сад спроектирован так, что его нельзя перевести в симметрию. Вместо этого дизайнер предлагает своему зрителю ряд приятных глазу форм, ни одна из которых не может быть определяющей. Даже если в ландшафте присутствует некая иерархия форм, взор созерцающего не останавливается в наивысшей точке, а наоборот, всегда как бы «отбрасывается» назад к источнику, чтобы потом вновь вернуться к этой точке.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 501;