БИЛЕТ 5. Влияние западноевропейских тенденций на русскую архитектуру. Архитектурные памятники стиля барокко (Доменико Андреа Трезини, Бартоломео Франческо Растрелли).
Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел применения.
Доменико Трезини -один из первых приглашенных в Петербург петровской эпохи иностранный архитектор. Он сыграл важную роль при первом этапе застройки Петербурга, благодаря своему опыту, ясному и логичному архитектурному мышлению. Почти 10 лет он был главным архитектором-распорядителем петровских построек: крепостей, церквей, дворцов, жилых домов. В большинстве случаев его проекты отличались простотой, добротностью, без особых излишеств. Он руководил строительством дворца Меньшикова на Васильевском острове (достроен Штенделем), Летнего и Зимнего Перовских дворцов. Его проекты легли в основу плана замкнутого усадебного типа Александро-Невской лавры, колокольни Петропавловского собора. Здание Двенадцати коллегий — первое каменное правительственное сооружение в новой столице, характерно для стиля барокко. Трехэтажное, большой протяженности здание членится, в связи со своим назначением, на двенадцать равных элементов, каждый из которых выделен особым ризалитом, увенчанным волютообразным фронтоном сложных очертаний и своей особой, с переломом, крышей. Фасады плоскостны. Внутри поэтажно проходят длинные коридоры, к которым примыкают помещения одинаковой глубины.
Бартоломео Растрелли– итальянский архитектор, определявший основное направления развития русского барокко во времена императриц Анны и Елизаветы. Его творчеством гордятся города Санкт-Петербург, Киев, Пушкин, Петродворец, Истра, Елгава, Румтале. Он перестраивает Зимний дворец, расширяет Петергоф, строит Андреевскую церковь в Киеве и создает Царское Село. Но самым выдающимся его творением считается Смольный монастырь в Санкт-Петербурге (проект не доведен автором до конца). При нем определенная сдержанность архитектурных форм и рационализм петровского барокко изменяются на богатые и пышные декоративные формы.
Основная характеристика стиля. Русское барокко зрелого периода несет на себе печать подлинного национального стиля. Решение планов и объемных композиций зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних объемов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным «слоем» построек. Эти элементы включают преимущественно архитектурные мотивы и орнаментальную лепку. В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества. Широкое использование композиции колонн, фронтонов, лепных украшений скульптуры, эффекты света и тени – вот арсенал средств художественной выразительности русского барокко. Отказ от сложных контуров и очертаний стен в плане, разрывов или несоответствий внеш. и внут. объемов. Планы помещений почти всегда имеют очертания прямоугольника, а их объемная форма — призматическая; нет распространенных в это время скругленных углов, но трудно представить себе что-либо более эффектное и изысканное.
Ритмчески разнообразя фасадные композиции, обогащая их ордерными, слитыми со стеной элементами, карнизами и тягами, наличниками окон, скульптурой, архитектор обращал особое внимание на организацию внутренних пространств. Среди приемов организации пространства могли встречаться элементы роккоко
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 568;