Вокальная музыка барокко. Оперные школы.
Музыкальная культура эпохи барокко характеризуется появлением и развитием следующих вокальных и музыкально-театральных жанров: оперы, оратории, кантаты, пассионов (страстей).
Опера.
Родина оперы – Италия(Флоренция). Она возникла на рубеже XVI-XVII веков. Первые оперы создали деятели Флорентийской камераты: Якопо Пери (1561-1633, «Дафна», «Эвридика») и Джулио Каччини (1550-1618, «Эвридика»). Первые оперы назывались Drama per musica (буквально «драма на музыке») и их создание было связано с возрождением древнегреческой драмы (Эсхил, Софокл, Эврипид).
Флорентийская камерата (итал. камерата – компания, корпорация) – объединение поэтов, музыкантов, учёных, любителей музыки, сложившееся к 1580 г. во Флоренции. В состав Флорентийской камераты входили: Якопо Пери, Джулио Каччини, поэт Оттавио Ринуччини, Винченцо Галилей (отец знаменитого астронома Галилео Галилея) – теоретик, композитор, лютнист и математик. В сочинениях флорентийцев преобладал гомофонно-гармонический склад (мелодия в сопровождении гармонического аккомпанемента), вытеснивший господствовавшую на протяжении нескольких веков полифонию.
Римская оперная школа:
Стефано Ланди (1587 – 1639, «Святой Алексей»).
Венецианская оперная школа:
Клаудио Монтеверди (1567 - 1639) – «Орфей», «Коронация Поппеи», «Возвращение Улисса на родину» (эти три оперы сохранились целиком), «Ариадна» («Плач Ариадны» - единственный сохранившийся фрагмент этой оперы – образец арии lamento («жалобная песнь»), создателем которой явился Монтеверди). Кроме того, Монтеверди – автор месс, мотетов, мадригалов.
Франческо Кавалли (1602 - 1676)
Марк Антонио Чести (1623 – 1669
Неаполитанская оперная школа:
В Неаполе в 1537 г. была открыта первая консерватория (conservatorio в пер. с итал. - приют). Первоначально консерваторией называли приюты для сирот, где детей также обучали и музыке. Но постепенно музыка заняла первое место в системе образования и консерватории превратились в музыкально-учебные заведения, готовившие исполнителей и композиторов и прославившиеся, прежде всего, своими певцами.
Алессандро Скарлатти (1660 - 1725) – родоначальник неаполитанской оперной школы (более 125 опер, в т. ч. «Великий Тамерлан», «Митридат Эвпатор», «Сципион в Испании»). Оперные увертюры Скарлатти (sinfonia), имевшие 3-хчастное строение (быстро-медленно-быстро) подготовили будущую симфонию. Именно в Неаполе складывается жанр оперы-seria («серьёзная опера»). Характерные черты оперы-seria: помпезность, пышное оформление, изображение батальных сцен, стихийных бедствий, удивительных превращений героев. Герои опер – боги, полководцы, императоры, совершающие подвиги. При этом часто главный герой аллегорически сопоставлялся со знатной персоной, заказавшей оперу, что превращало произведение в дифирамб заказчику.
Джованни Перголези (1710 - 1736) – создатель оперы-buffa (комическая опера), первым образцом которой считается его «Служанка-госпожа» (1733). Характерные черты оперы-buffa: главные герои – персонажи из реальной жизни – служанки, ремесленники, лавочники; небольшие масштабы; пародия; яркая, живая мелодика (обороты народных песен и танцев). Разновидности: балладная опера (Англия), оpera-comic (Франция), зингшпиль (Германия и Австрия).
Типы итальянских арий:
§ бравурная
§ патетическая
§ характерная
§ da capo
§ lamento
Типы речитативов:
§ secco (сухой) – стандартные декламационные обороты в сопровождении скупых аккордов клавесина
§ accompagnato (аккомпанированный) – мелодически насыщен и исполняется в сопровождении оркестра.
Типы дуэтов:
§ ссоры
§ согласия.
Итальянские оперные композиторы – мастера бельканто(итал. прекрасное пение). Бельканто – стиль вокального исполнительства, отличающийся лёгкостью и красотой звучания, мелодической связностью (кантиленой), изяществом и виртуозным совершенством (колоратуры – виртуозные пассажи и мелизмы в вокальной партии). Возник в Италии в середине XVII века. В XVIII веке среди мастеров бельканто – певцы-кастраты Кифарелли, Фаринелли.
Французская оперная школа.
Создатель французской оперы – Жан Батист Люлли (1632 - 1687). Свои оперы он называл лирическими трагедиями (оперы «Тезей», «Армида», «Персей», оперы-балеты «Мещанин во дворянстве», «Брак поневоле» по Мольеру). Лирические трагедии, близкие итальянской опере-seria, состояли из 5 актов с прологом и финальным апофеозом, насыщены хоровыми и балетными сценами. В творчестве Люлли сочетаются барочные (пышность опер, обилие танцев, шествий и хоров) и классицистские (строгая логика построения) черты.
Жан Филипп Рамо (1683 - 1764) – продолжил линию лирической трагедии Люлли (оперы «Кастор и Поллукс», «Зороастр», «Дардан», опера-балет «Галантная Индия»).
Франсуа Филидор (1726 - 1795) – один из создателей французской комической оперы (opera-comic), в которой музыкальные номера соединяются разговорными диалогами, а не речитативами, как в опере-buffa.
Английская опера.
Родоначальник английской оперы (он же – единственный выдающийся английский оперный композитор) – Генри Пёрселл (1659 -1695). Его по праву называют «британским Орфеем», используя при этом название популярного сборника песен самого композитора. Жемчужина оперного искусства XVII века – опера «Дидона и Эней» (сюжет поэмы «Энеида» древнеримского поэта Вергилия). Известны также оперы «Король Артур», «Королева фей», «Буря» и др. В области вокальной музыки писал также кантаты, духовную музыку, хоры в народном стиле, песни.
Английская разновидность комической оперы – балладная опера – была связана с бытовой английской музыкой и направлена против увлечения модной итальянской оперой. Окончательно подорвало итальянскую оперу появление в 1728 г. музыкальной комедии под названием «Опера нищих» (поэт Джон Гей, композитор Джон Пепуш, сюжет Джонатана Свифта). «Опера нищих» - жёсткая социальная сатира на аристократию и музыкальная пародия на итальянскую оперу.
Немецкая опера.
Автор первой немецкой оперы («Дафна») и оперы-балета («Орфей»)– Генрих Шютц (1585 - 1672). Эти произведения не сохранились. Шютц создал также яркие образцы мадригала, мотета, хорового духовного концерта.
Рейнхард Кайзер (1674 -1739) – руководитель гамбургского оперного театра, оперный композитор (свыше 100 опер, в т.ч. «Октавия», «Нерон», «Крез»).
Австро-немецкая разновидность комической оперы с разговорными диалогами между музыкальными номерами – зингшпиль («пение с игрой»).
Оратория.
Оратория зародилась почти одновременно с оперой в Риме. Оратория представляла собой композицию для хора, солистов и оркестра на библейский сюжет и исполнялась в ораториях – особых помещениях при церкви, где собирались верующие (отсюда и название жанра). Первая оратория – «Представление о душе и теле» (1600) Эмилио Кавальери. Писали оратории также итальянец Алессандро Страделла (1644 – 1682, оратория «Иоанн Креститель»), А. Скарлатти, Гендель (32 оратории), И.С. Бах (оратории «Рождественская», «Пасхальная»).
Кантата.
Кантата – от итал. cantare – петь. Схожа с ораторией, отличается от неё, как правило, меньшими размерами. В XVII веке сольная кантата получила распространение в Риме. Оркестровое сопровождение утвердилось в кантате неаполитанских композиторов.
В протестантской Германии термин «кантата» не употреблялся в церковной музыке до XVIII века (использовалось понятие Kirchenmusic). В отличие от итальянской кантаты, преимущественно светской, немецкая кантата XVII-XVIII века развивалась как церковная (у И.С. Баха свыше 200 духовных и свыше 20 светских кантат).
Страсти
Страсти (лат. пассионы – «страдание») – разновидность оратории. В основе сюжета – главы из Евангелия, в которых говорится о страданиях Христа. Зародившись в недрах католической церкви, они особенно яркое развитие получили в немецком протестантском искусстве. Вершина развития жанра – в творчестве И.С. Баха («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»).
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 577;