Барокко и классицизм в России 18-19 веков
Петровские реформы и строительство Петербурга были тем рубежом, на котором Россия особенно активно включилась в общеевропейский процесс развития культуры. Начало XVIII в. ознаменовало начало широкого проникновения в Россию художественных идей Запада. Но это не было простое заимствование. Заложенный в 1703 г. Петербург наследовал многие идеи европейского барокко, но не следует забывать, что эти идеи были использованы для строительства первого в мире города нового типа – с регулярным планом, без обязательных для того времени оборонительных сооружений, с принципиально новой эстетикой городских открытых пространств. Яркой самобытностью была отмечена и ландшафтная архитектура, в практику которой с самого начала века широко вошли новые идеи «французского», а затем и «английского» сада. Они органично переплелись с давней традицией городского и сельского усадебного строительства, в итоге в XVIII в. возник и в XIX в. развился самобытный и неповторимый феномен русской усадьбы. Ее дом, службы, сад и окружающий пейзаж составляли органичный целостный ансамбль, проникнутый лиричностью и гуманизмом. Обращает на себя внимание приоритет России в создании публичных садов. Уже в 1717 г. в проекте плана Васильевского острова были показаны три обширных сада с «французской» планировкой, с каналами, бассейнами и фонтанами. По крайней мере, один из них у 12 коллегий был осуществлен к 1725 г. Общественный характер носил и знаменитый Летний сад в Петербурге, существовавший в это же время. Позднее он неоднократно усовершенствовался, но сохранил в основе своей барочный план и значительное число мраморных статуй. Что же касается садов в пригородных резиденциях царей и высшей знати, то в XVIII в. России принадлежит здесь бесспорное первенство и по размаху и по разнообразию композиций планировочных и пространственных решений.
Еще при жизни Петра I вдоль южного побережья Финского залива вытянулась цепь загородных дворцов с садами. Общими особенностями этих ансамблей было террасное построение и наличие у каждого из них-верхнего-и «нижнего» садов, разделенных зданиями дворцов. Нижние сады выходили к берегу залива. Строительство ансамблей начинали при Петре I приглашенные из-за рубежа архитекторы Леблон, Микетти, Шедель и др. Они строили свои композиции по образцу работ Ленотра, Лево, мастеров итальянского Возрождения. И тем не менее, даже наиболее ранние из дворцовых ансамблей нового типа существенно отличаются от французских, итальянских, немецких прототипов. Прежде всего это своеобразие природного окружения, близость моря, особенности строительных материалов и неизменное присутствие русских традиций декора в деталях композиций, и, конечно, творческая индивидуальность мастеров, работавших в непривычных для Запада условиях России.
Уже в первой половине XVIII в. строительство дворцовых ансамблей продолжили и развили русские мастера и дети иностранцев, родившиеся в России, Земцов, Растрелли. Неелов. В создание и развитие природных парков и дворцов вносили свой вклад и новые зодчие, находившие в России вторую родину – Ринальди, Камерон, Гонзага. Параллельно с приморскими ансамблями развивались садово-парковые композиции Царского Села (г. Пушкин), Павловска, Гатчины. Все они представляют собой удивительно органичное единство прекрасной архитектуры и высокого искусства паркостроения.
К пригородным парковым ансамблям Ленинграда трудно применить обычную классификацию на регулярные «французские» и пейзажные «английские. Даже наиболее ранний из них в Стрельне имеет элементы свободной планировки, а в самой блестящей пейзажной композиции Павловска присутствуют фрагменты партерных регулярных композиций. На протяжении всего XVIII и в XIX в. парки в окрестностях Петербурга росли и развивались, сочетая в себе оба принципа, при этом каждый из ансамблей обладает исключительно яркой индивидуальностью как в целом, так и в деталях.
В Петергофе (Петродворец; находится уникальная, не имеющая равных в мире система фонтанов. Все они работают от естественного напора воды, подаваемой по каналам с расстояний до 22 км. Фонтаны бесконечно разнообразны и многочисленны. Они являют славу Петродворца и его душу.
Основу композиции составляют Верхний сад перед Большим дворцом, представляющий собой крупный, в 15 га, барочный партер с бассейнами и небольшими фонтанами, и Нижний сад, лежащий по другую сторону дворца, на нижней террасе, выходящей к морю. Сложная планировочная композиция, занимающая более 100 га, основана на пересечении двух трехлучевых систем, насыщенных фонтанами, парковыми павильонами и другими сооружениями. Центральное место во всей композиции занимает величественный Большой каскад с фонтаном Самсон». По своей стилистической характеристике и большой дворец (архит. Растрелли) и парковые композиции принадлежат к лучшим образцам русского барокко. В конце XVIII начале XIX в. вокруг этого центрального ядра Петродворца были сооружены большие ландшафтные парки Александрия, Английский, Колонистский, Луговой.
Совершенно иными предстают парки Царского Села (г. Пушкин) (рис.
1.9). Два основных парка.....Екатерининский и Александровский
представляют собой единое композиционное целое. Обычно их рассматривают как некое самостоятельное садово-парковое образование. Однако это не так. Парки г. Пушкина неотделимы от планировочной ткани города, они проектировались и росли вместе с этим небольшим аристократическим городком, ставшим крупнейшим центром русской поэзии и культуры, воспитавшим плеяду знаменитых имен от Пушкина до Гумилева. Центром композиции является Екатерининский дворец Растрелли. Главная ось ансамбля проходит через регулярный барочный – Екатерининский парк, по одну сторону которого находится пруд с пейзажной частью этого парка, а по другую - городские кварталы. Ось проходит через центр дворца и дальше, пересекая парадный двор и регулярную часть Александровского парка, заканчивается в зеленом массиве Зверинца. В г. Пушкине работали десятки выдающихся мастеров архитектуры. Центральное место в создании дворцов и парков принадлежит Растрелли (Екатерининский дворец и регулярный парк), Камерону (пейзажный парк) и Кваренги (Алексадровский дворец и парк). Ансамбль дворцов и парков г. Пушкина не обладает единством стиля. Барокко и классицизм причудливо переплетаются в его композиции, образуя гармоничное и неразрывное целое. В конце XVIII в. к существовавшим паркам примкнул с юго-западной стороны Баболовский парк архит. Неелова. И в это же время было положено начало Отдельному парку, лежащему между г. Пушкиным и г. Павловском.
Павловский дворцово-парковый ансамбль принадлежит к числу лучших произведений пейзажного паркостроения (рис. 1.10). В отличие от ансамблей Петродворца и г. Пушкина, которые формировались на протяжении длительного времени и являются итогом труда многих архитекторов и художников, Павловск был задуман и осуществлен в основном одним автором, архитектором Камероном в 1780-х годах. Бренна, Гонзага и другие мастера, позднее работавшие в Павловске, не внесли существенных изменений в центральное ядро ансамбля. Композиция Павловска развивается вдоль долины небольшой реки Славянки. Здесь с помощью групп растительности, дорожек, видовых площадок, небольших архитектурных сооружений была мастерски сформирована цепь пейзажей, носящих лирико-романтический характер. К основной прогулочной зоне вдоль реки примыкают парковые композиции Большой звезды, Старой и Новой Сильвии, Белой березы, незаметно перетекающие в естественное природное образование.
Рисунок 1.9 – Екатеринский дворцово-парковый ансамбль в Царском селе
(г. Пушкин, Россия)
1 – Екатеринский дворец; 2 – Камеронова галерея; 3 – висячий садик; 4 – Агатовые комнаты; 5 – ростральнаы колонна; 6 – турецкая баня; 7 - концертный зал; 8 – эрмитаж; 9 – Большой каприз; 10 – Малый каприз.
Каждый из рассмотренных садов несет индивидуальную эмоциональную окраску. И в то же время все эти ансамбли объединяет большая внутренняя логика композиций, единая гуманистическая масштабность, обеспечивающая убедительное эстетическое восприятие и каждого из ансамблей в целом и его отдельных фрагментов.
Реализованные в Петербурге и его окрестностях новые для России идеи садово-паркового искусства распространились в XVIII и первой половине XIX в. по всей территории России. Художественные принципы барокко с его регулярными садами и классицизма с его пейзажными композициями не только сосуществовали, но и взаимно обогащали и дополняли друг друга. Ведущим типом сада во второй половине XVIII – первой половине XIX в. стали усадебные сады. В городских усадьбах дом отделялся от улицы парадным двором-курдонером. За домом находился сад. Часто сад выходил на реку или завершался прудами. Загородные усадьбы имели аналогичную структуру, только к парадному двору вела не улица, адорога, часто в виде достаточно длинной аллеи.
Рисунок 1.10 – План дворца и парка в Павловске. Архит. Камерон, Бренна, Гонзага. Конец XVIII в.: 1 – дворец; 2 – павильон «Трех граций»; 3 – «Храм дружбы»; 4 – колоннада Аполлона; 5 - вольер; 6 – мавзолей «Супругу-благодетелю»; 7 – обелиск; 8 – розовый павильон
К числу лучших московских усадеб принадлежит дом Пашкова (архит. Баженов) и Голицынская больница (архит. М. Казаков). Сад дома Пашкова выходил к Кремлю, к реке Неглинке. Особенно красивым был сад Голицынскои больницы. Он террасами спускался к прудам и дальше выходил к Москве-реке, завершаясь двумя стоящими и сейчас беседками. Этот сад, ничем не отличавшийся от усадебных садов, был тем не менее садом общественным, больничным. Подобные сады стали обычными и строились при больницах до начала XX в.
К концу XVHI в, окончательно сформировался тип русской усадьбы. Ее центром был усадебный дом, фланкированный хозяйственными постройками, огородами и хозяйственными садами. Усадебный сад начинался регулярным «французским» партером, примыкавшим к дому и переходившим в «английский» пейзажный парк. Размеры и композиции усадеб варьировались бесконечно, В простейших из них «французская» часть могла обозначаться клумбой, а «английский» парк ограничивался расчисткой поляны перед домом, открывавшей вид на него. Большие усадьбы, принадлежавшие богатой знати, по размаху и роскоши приближались к дворцам окрестностей Петербурга. К их числу принадлежали московские усадьбы Кусково (рис. 1.11), Останкино и Архангельское, украинские Софиевка и Александрия и многие другие.
Русские усадебные сады отличает их особенная лиричность. Они всегда пространственно связаны с окружающим их пейзажем, формы усадебных садов приближаются к природным. Неизменна масштабная соразмерность этих садов человеку. Она подчеркивается и садовыми постройками – скамьями, беседками, гротами и умелой компоновкой больших и малых открытых пространств. В русской усадьбе органично связаны друг с другом хозяйственные и эстетические функции. В композицию часто включали, например, плодовые сады и рыбные пруды, строили погреба, увенчанные беседками.
Развитию русского садоводства во многом способствовали труды основоположника русской агрономической науки и писателя Андрея Болотова. Он родился в 1738 г. и прожил 95 лет, оставив не только огромное литературное и научное наследие, но и построив в 1783-1785 гг в г Богородицке Тульской обл. один из интереснейших пейзажных садов России. Болотов развил и дополнил ансамбль усадьбы графа Бобринского, построением знаменитым, Стасовым. Сохранился не только сам сад, но и его проект и большой альбом акварелей кнему. С садами русского классицизма тесно связано и имя архитектора Н. Львова. Его пейзажные сады в усадьбах Знаменское-Раёк и Васильеве близ г. Торжка и другие отражают период высокого расцвета русского усадебного зодчества, совпавший с рубежом XVIII и XIX вв.
Архитектура городских открытых пространств была в России в XVIII-XIX вв. развита очень высоко. Примечательна ее прямая связь с садово-парковым искусством. Композиционные основы, на которых был построен план Петербурга, получили развитие в перепланировке во второй половине XVIII в. более чем 400 русских городов. Эстетика французского садово-паркового искусства, оказавшая серьезное влияние на проектирование Петербурга, распространилась потом и на всей территории огромной России. Широкие улицы и набережные, обсаженные деревьями, стали к рубежу XIX в. повсеместной практикой. В это время получили распространение типовые проекты элементов благоустройства тротуаров, мостовых, шлагбаумов, будок, набережных, заборов. Во многом, именно благодаря этим проектам, русские города в первой половине XIX в. приобрели специфический «ампирный» облик и имели благоустроенные центры. Получили развитие и городские сады, разбивавшиеся специально для «гуляния» горожан. До сих пор выполняют свои изначальные функции московские бульвары, набережные Петербурга, Ярославля, Твери, городские сады Владимира, Пензы, Воронежа, свидетельствуя о самом широком распространении культуры городских ландшафтов России.
Рисунок 1.11 – План усадьбы Кусково в Москве. Архит. Аргунов и Миронов. XVIII в.: 1 – дворце; 2 – церковь; 3 – кухня; 4, 16 – грот; 5 – Итальянский домик; 6 – Голландский домик; 7 – Эрмитаж: 8 – оранжерея; 9 – Большой пруд; 10 – боскеты; 11 – П-образный канал; 12 – бельведер; 13 – Гай; 14 канал к каскаду; 15 – зверинец; 17 – Зеленый театр.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 511;