Декоративно-прикладное искусство средних веков
Особенности средневекового ДПИ:
- культовый характер
- полихромия
- влияние архитектуры на формы и декор произведений ДПИ – Кадило, Верхний Рейн, нач. 15 в., серебро, Нью-Йорк, Метрополитен-музей
- антропоморфизм форм (особенно для раннего периода) - Рака Карла Великого, ок. 1215 г., музей собора, Аахен
- сочетание различных техник
Специфические жанры средневекового ДПИ:
- реликварий
Р. в форме ноги, Германия, 1450 г.
Р. в форме руки, Хорватия, 15 в., собор. в Задаре.
- акваманил (водолей)
Водолей в виде льва, Нижняя Саксония, нач. 13 в, бронза, Париж, Лувр.
Водолей в виде головы юноши, Сев. Германия, нач. 14 в., бронза, Париж, Национальный музей Клюни.
Водолей, Лотарингия, Динан, 13 в., бронза, Эрмитаж.
- антаба
Антаба в виде львиной головы, дворцовая капелла в Аахене.
- олифант
Олифант, Южная Италия, посл. треть 11 в., слоновая кость, Париж, Национальный музей Клюни.
- жемельон
- пиксида
Пиксида, Лимож, 13 в., Париж, Национальный музей
Излюбленные материалы:
· золото - в христианской культуре символ божественной чистоты, нетления, целомудрия.
Техники золочения: огневое и сусальное.
· бронза - в романский период 2 основных центра по производству бронзы:
- мастерская в Хильдесгейме (Германия, Оттоновское возрождение).
- Динан (Бельгия).
· аурикалкум (латунь) – сплав цинка и меди
Акваманил, Германия, латунь, Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
· камень
Купель, 1100, протестантская церковь в Фройденштадте – рельеф с изображением василисков, пьющих из одной чаши.
· слоновая кость
Епископский трон в Каноссе, Италия, 1089, Национальный музей, Копенгаген.
ДПИ эпохи романики:
· в произведениях в первую очередь ценился сам материал, а не виртуозность его обработки;
· почти полное отсутствие объемной пластики – Реликварий в виде фигуры дьякона, Франция, Иль-де-Франс, к. 12 в., серебро на деревянной основе, сапфиры, рубины, яшма и т. д., Эрмитаж;
· монументальный характер произведений (достигался за счет максимального обобщения художественного образа, его упрощения, зачастую по средствам геометризации).
Эмаль (выемчатая) – основные центры по ее производству:
· Рейн
· Лимож:
- 12 век – 2 основных способа художественного оформления изделий:
- эмалевые полихромные изображения на гладком золоченом фоне
- эмалевые полихромные изображения на фоне гравированного орнамента из вьющихся побегов (вермикуле или червчатый орнамент) – Реликварий Реликварий со сценами из легенды о св. Валерии, Лимож, к. 12 в., медь, Эрмитаж
ДПИ эпохи готики
Лиможские эмали 13 века
· стали сочетаться с рельефом - Дарохранительница Альпе, Лимож, к. 12 в., Лувр. Фон – синяя эмаль, на ней вырисовываются оставленные в металле гравированные поясные фигуры ангелов и святых; головы их даны рельефом.
· появились реликварии в виде мадонны, восседающей на троне и держащей на коленях Христа - Реликварий в виде фигуры мадонны с младенцем Христом, Лимож, сер. 13 в., Эрмитаж.
Возрастает популярность изделий из слоновой кости:
Мадонна с младенцем, Франция, нач. 13 в., слоновая кость, Эрмитаж.
Богоматерь с младенцем, Франция, перв. четв. 14 в., Лувр.
Ведущим центром по производству предметов светского ДПИ из слоновой кости становится Париж – крышка коробочки для зеркала «Двор бога Любви», Париж, 1310-1330, Лувр. Крышка коробочки для зеркала «Осада замка Любви», втор. пол. 14 в., Лувр.
Основной техникой оформления произведений из металла становится филигрань. Реликварий с изображением сцен из жизни св. Елизаветы Венгерской, Франция, сер. 13 в., Эрмитаж.
В декоративном оформлении предметов ДПИ возрастает значение объемной пластики - Дарохранительница, Испания, Барселона, 15 в., Эрмитаж.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 451;