Декоративно-прикладное искусство средних веков


1. Раннее средневековье(500-1000 гг.)

· Основная область развития – декоративно-прикладное искусство.

Вотивные короны (Рецисвинт) 7 в., золото, драг камни, Париж, музей Клюни и Мадрид.

Корона Оттона 1, Германия, 961 г.

- приоритет массы над изяществом

- любовь к ярким цветовым сочетаниям.

· Изображение человека – редкость. Преобладает орнамент: плетенный или абстрактный звериный.

 

Несколько центров искусства:

- Италия – остготы, лонгбарды – ощутимы отзвуки античных художественных традиций.

- Англия и Скандинавия – кельты, англосаксы – стихия варварского народного искусства. После христианизации главная сфера художественного творчества – миниатюра.

- Галлия и северо-западная Германия – франки - классическое раннесредневековое искусство, в котором органично переплелись варварское и античное художественное мировоззрение.

- Испания – вестготы.

Искусство остготов и лангобардов в Италии

Гробница Теодориха, 526-530, Равенна – заимствование античной формы и ее упрощение.

Лонгбарды предпочитали возводить базилики с криптами – характерные формы зодчества раннего средневековья.

 

Искусство франков

· Меровинги

· Каролингское возрождение(посл. четв. 8 – перв. пол 9 в.)

Капелла в Аахене, 795-805, Эйд из Меца – по подобию церкви Сан-Витале в Равенне (6 век):

- центрическое сооружение

- куполообразный свод на барабане

- хоры

- аркада на колоннах.

Конная статуэтка Карла Великого, перв. пол. 9 в., литье из бронзы – идеал мужества и непоколебимой мощи.

Врата монастыря в Лорше, 8-9 вв – сочетание классических и варварских архитектурных элементов.

 

2. Искусство Западной Европы эпохи романики

Термин «романский стиль» появился в начале 19 века.

Периодизация

· раннероманский период (сер. 10 - сер. 11 вв.);

· зрелый романский период (сер. 11 - сер. 12 вв.).

В Германии и Италии романское искусство развивается на всем протяжении 13 века.

Храм – ведущий тип – базилика.

Самые крупные романские базилики имели сложную структуру.

План Третьей церкви, Клюни, 1088-1107, Франция

- 5 нефов,

- 2 трансепта,

- нартекс с 2 башнями,

- деамбулаторий с капеллами-абсидиолами

- башня над средокрестием.

Вся внутренняя структура храма полностью отражена в его внешнем облике - Собор в Вормсе, 1171-1234, Германия – храмы напоминает крепости. Основа художественного образа – стена, толщина и прочность которой были главными критериями красоты.

- крипты

Главный признак романской архитектуры – использование каменных сводов. Самый распространенный свод – цилиндрический, который укреплялся подпружными арками и контрфорсами.

Архитектура Франции

1.Бургундская школа

Центр – Клюни.

Третья церковь, Клюни, 1088-1107

Церковь в Паре-ле-Мониаль, нач. 12 в.

Особенности архитектуры:

- центральный неф значительно выше боковых

- чрезвычайно развитый трансепт

- башни (на фасаде и средокрестии)

- широкий нартекс

- отсутствие эмпор

- перекрытие центрального нефа коробовым сводом

Церковь Нотр-Дам в паре-ле-Мониаль, нач. 12 в.

Собор Сен Лазар в Отене, перв. пол. 12 в.:

· поддерживают и укрепляют свод подпружные арки

· стены среднего нефа делятся на три яруса.

2.Школа Оверни:

- зальные церкви

- 3 нефа

- эмпоры.

Церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране, сер 12 в.

Церковь Сен-Нектер, ок. 1080 г.

ЦерковьСен Мишель д’Эгиль, близ Пюи, 12 в. – живописно расположена на вершине островерхого пика.

3.Школа Пуату

- зальные церкви

- без эмпор

-богатый декор западного фасада.

Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, 11-12 вв.

4.Школа Периге

- влияние Византии → купола.

Церковь Сен Фрон в Перигё, 1120-1179

Собор Сен Пьер в Ангулеме, ок. 1128

 

Архитектура Германии

1. Раннероманский период – Оттоновскоевозрождение – время правления саксонскойдинастии (919-1024)

Ведущая архитектурная школа - саксонская

Церковь св. Михаила в Гильдесгейме, 1010-1033

Церковь св. Кириака, Гернрод

- двухсторонняя ориентация

- 4 башни на фасадах

- чередование опор в интерьере

- деревянные перекрытия центрального нефа

- эмпоры

- крайняя скупость наружного декора.

2.Зрелая романика

Ведущая архитектурная школа – рейнская.

Имперские соборыШпейере, Майнце, Вормсе) – на основе саксонских традиций, но

- трансепт выделен слабее

- нет эмпор

- крестовые своды

- «связанная система»

- архитектурный декор: слепые ниши и карликовые галереи.

Кельнская школа– церкви с «трехлепестковым» планом.

Церковь Апостолов в Кельне, 12-13 вв. – сочный архитектурный декор.

Архитектура Англии:

· в основе – традиции французской архитектуры

· четкой границы между романским и готическим стилем не просматривается.

Храмы отличались:

- большими размерами

- равной протяженностью нефов и хора

- отсутствием апсид

- разнообразными комбинациями башенных объемов

- обильный декор фасадов.

Собор в Или, 1083-1190

В английской архитектуре рано появились конструктивные элементы готики – Собор в Дареме (Дерхеме), 1096-1133 - стрельчатый свод на нервюрах.

 

Архитектура Италии

· сильнее выражены светские тенденции

· преемственность с античными традициями

· ансамблевое построение: церковь, баптистерий и колокольня

Соборная площадь Пизы, 1063-1350.

· использование атриумов

Собор Сант Амброджо в Милане, западный фасад, 12 в.

Основные школы:

1.Ломбардия – классические формы романики.

Собор Сант Амброджо в Милане, 12 в.

- прямая связь с раннехристианскими базиликами

- крестовые своды

- плоский фасад со щипцовым завершением

Собор Сан Микеле в Павии, 12 в.

Собор Сан Дзено в Вероне, 12 в. – крыльцо-балдахин

 

2.Юг и Сицилия – влияние Византии

Собор Сан Джованни дельи Эримити,Палермо, 12 в. – купольная базилика.

Собор св. Марка, Венеция, 11-17 вв.:

- крестовокупольный храм в форме греческого креста

- 5 куполов.

3.Тоскана – проторенессансные тенденции.

2 основных центра:

· Пиза

Соборная площадь в Пизе – архитектурный ансамбль, объединенный единым мотивом ярусных аркад:

- Собор в Пизе, 11-12 вв., архитекторы Бускето и Райнальдо

- Баптистерий, 12в., Диотисальви

- Пизанская кампанила,12-14 вв., Вильгельм и Боннано.

· Флоренция – архитектура «инкрустационного» стиля

Собор Сан Миньято аль Монте, кон. 11- нач. 13 вв. – двухярусный фасад, облицованный разноцветным мрамором.

Скульптура эпохи романики

Расцвет романской скульптуры – втор. пол. 11 – 12 века.

Наибольшего развития достиг рельеф. Основное место сосредоточения – капители колонн (капители церкви Сен-Поль, Иссуар, овернская школа, сер 12 в.) и фасады зданий.

Франция – центр скульптурного декора на фасаде - портал. Основной материал – камень.

· Бургундия - тимпан С. Сен Лазар, Отен,мастерЖильбер (Гислебертус), 1130-1140 – изображение Страшного суда. Ева, собор в Отене, мастерЖильбер (Гислебертус), после 1125 – редкий пример лирической трактовки образа.

· Лангедок – более эмоциональная и драматическая трактовка образов. Портал церкви Сен Пьер, Муассак,перв. пол. 12 в. – сцена Апокалипсиса. Апостол Петр, портал Ц. Сен Пьер, Муассак, 1130-1135 – неистовый динамизм изображения.

· Прованс – влияние античных традиций. Фасад церкви Сен Жиль дю Гар, Прованс, сер. – посл. треть 12 в.

Германия

· Скульптура сосредотачивалась во внутренних помещениях храмов.

· Основной материал – бронза, дерево.

· Главные завоевания – в области изображения отдельной фигуры.

Распятие из Кельна, 970 г., Кельн, собор – образ умирающего человека, выраженный в суровых, спокойных формах.

 

Монументальная живопись

Сохранилась во фрагментах.

Основные принципыкомпозиции:

· предпочтение отдавалось библейским сюжетам исторического плана, расположение которых подчинялось продольному плану базилики – росписи церкви Сен Савен сюр Гартен, Пуату, нач. 12 в.;

· главный акцент поставлен на росписи центральной апсиды, где чаще всего изображали Христа на троне – Христос на троне, фреска апсиды церкви Сант-Анджело-ин-Формис, 1072-1087

· на западной стене храма – Страшный суд.

Франция:

· «школа светлых фонов» - фрескицеркви Сен Савен сюр Гартен, Пуату, нач. 12 в.

- светлый фон с темной полосой, обозначающей землю;

- охристые цвета.

· «школа синих фонов» - фрески капеллы в Берзе-ла-Виль, нач. 12 в.

- синий фон,

- богатый и яркий колорит.

Испания

Лучше всего сохранилась живопись Каталонии (12 в.) - фрески церкви Сан Клементе в Тауле,ок. 1123 г., Барселона, музей каталонского ис-ва; фрески церкви Санта Марияв Тауле, ок. 1123 г., Барселона, музей каталонского ис-ва.

Особый тип станковой живописи Испании – фронталес. Фронталес, к. 11-нач. 12 вв., Барселона, музей каталонского искусства.

3. Искусство Западной Европы эпохи готики

 

Архитектура

Готическая конструкция – это:

· крестовый свод

· стрельчатая арка

· каркасная система возведения здания – схема кладки каркаса

- 4 опоры

- щековые арки

- оживы

- нервюры (гурты) – лиерны, тьерсероны, контрлиерны.

Боковой распор гасили за счет конрфорсов и аркбутанов – вид собора Нотр-Дам с боку, Париж, 12 в.

Особенности готических храмов:

· стены перестают играть ведущую роль; повсеместно заменяются проемами; фреска уступает место витражу;

· пространство становится более динамичным, в интерьере – устремленным вверх, в экстерьере - открытым во вне;

· роль западного фасада значительно возрастает;

· в интерьере отказываются от эмпор и крипт.

Франция

Колыбель нового стиля – королевская провинция Иль де Франс.

Первый памятник – базилика Сен-Дени; перестройка началась в 1137 г. аббатом Сугерием:

- план –тенденция к единству внутреннего пространства

- западный фасад:

- три портала;

- окно-«роза»

- две башни.

Периодизация французской готики:

· ранняя готика – посл. треть 12-перв. четв. 13 вв.

· зрелая готика – 20-е гг. 13 в. – к. 13 в.

· поздняя готика – 14-15 вв. (см. «интернациональную готику»)

Ранняя готика

Собор Нотр-Дам, Париж, втор. пол 12 – 14 вв. – развитие принципов собора Сен-Дени:

- план – 5-нефный храм с двойным обходом хора; «связанная система»;

- западный фасад – три яруса с «галереей королей» и окном-«розой»;

- интерьер – крестовый свод, но пока еще относительно пологой формы.

Собор в Лане, втор. пол. 12-нач. 13 в. - более архаический памятник:

- план– 3-нефная базилика с развитым трансептом

- западный фасад – готическая схема с некоторыми реминисценциями романики.

Переход к зрелой готикесобор в Шартре, к. 12 – перв. пол. 13 вв.

Зрелая готика

Собор в Реймсе, 1212-1311

- план - 3-нефная базилика, с не развитым трансептом; отказ от романской «связанной системы»;

- западный фасад – доминирует вертикаль;

- поперечный разрез – отсутствуют эмпоры.

Собор в Амьене, проект Роберта де Люзарша, 1220-1269

- план

- западный фасад – окно-«роза» переместилась в третий ярус;

- интерьер – мозаичный пол в виде «лабиринта».

Собор в Бове, 1225-1272 – определился предел возможностей готической конструкции.

 

Англия

Особенности английской готики:

· элементы готики появились в посл. четв. 12 в.

· монастырский характер архитектуры:

- большая протяженность храмов,

- многосоставная конструкция,

- растянутые в ширину фасады,

- два трансепта,

- башня над средокрестием,

- сложные конструкции сводов,

- повышенная декоративность.

Периодизация английской готики:

· «ланцетовидный стиль» - 1170-1300

Собор в Солсбери, 1220-1270.

· «украшенный стиль» - 70-е гг. 13 в – посл. четв. 14 в.

Собор в Личфилде, 13-14 вв.

Собор в Эксетере, 14 в.

Солсбери, зал капитула, 1280 - зонтичный свод.

· «перпендикулярный стиль» - 1350-сер. 16 в.

Капелла Королевского колледжа в Кембридже,1466-1515

Клуатр собора в Глочестере, 1351-1377.

Германия

Периодизация немецкой готики:

· ранняя (13 в.);

· зрелая (14 в.);

· поздняя (с к. 14-до нач. 16 вв.).

Особенности немецкой готики:

· элементы готики первоначально (перв. пол. 13 в.) проявляли себя только в области декора - собор в Лимбурге на Лане, нач. 13 в.;

· долго сохранялись романские традиции:

- доминантой архитектурного ансамбля оставались башни. Собор в Фрейбурге, 1200-1513 – однобашенный фасад.

- сохранялись обычные для более ранней немецкой архитектуры 3 апсиды вместо венца капелл. Церковь св. Елизаветы, Марбург,1235-1283

- суровый наружный облик храмов.

Главный памятник немецкой готики – собор в Кельне, план 1248, достраивали до 19 в. – влияние французской готики:

· план

· западный фасад – изощренный архитектурный декор в традициях поздней готики.

Скульптура эпохи готики

Франция

Ранняя готика

Традиционным центром скульптурного декора оставался портал.

Центральный портал собора Сен-Дени, перв. пол. 12 в.-тимпан со сценой Страшного суда :

- фризовая композиция;

- в трактовке сюжета заметно ослабление драматического начала.

Правый портал западного фасада Шартрского собора, сер. 12 в. –– введение в иконографию монументальной скульптуры темы прославления Богоматери.

Тимпан левого портала западного фасада собора Нотр-Дам, Париж,1210-1220 – сцена «Коронование Богоматери Христом»

Центральный («королевский») портал западного фасада Шартрского собора, сер. 12 в. – статуи-колонны (женские и мужские фигуры с явно подчеркнутой вертикалью форм) – первый шаг к рождению монументальной статуи.

Скульптура южного фасада Шартрского собора, 1220-1230 – образы святыхМартина Турского, Иеронима, Григория Великого:

- более свободная постановка фигур, трактовка движения;

- индивидуализация образов;

- намечена композиционная и психологическая связь между персонажами.

Скульптура северного портала Шартрского собора, после 1204 г – статуарная группа «Встреча Марии и Елизаветы» - диалог двух женщин, переданный одухотворенной игрой складок одежды.

Жертвоприношение Авраама, скульптура Шартрского собора, 12 в. – психологическая правда человеческих чувств.

Зрелая готика - скульптура

· продолжает завоевывать окружающее пространство,

· исследовать психологические глубины человеческих душ,

· пытается вырваться из рамок средневековых условностей и стремится к внешней красоте образов.

Благословляющий Христос, скульптура западного фасада Амьенского собора, втор. четв. 13 в. – образ «Прекрасного Бога».

Встреча Марии и Елизаветы, скульптура собора в Реймсе, 1225-1240:

- апогей развития готических драпировок («мокрые складки»)

- тонкое психологическое единение фигур.

Поздняя готика – со втор. пол 13 в.

В скульптуре утверждается подвижный и галантный стиль (см. «интернациональную готику»).

Ангел, сцена «Благовещение», скульптура западного фасада собора в Реймсе, ок. 1260

Иосиф-плотник, сцена «Принесение во храм», скульптура западного фасада собора в Реймсе, ок. 1260 г. - образ идеального рыцаря, сложившийся в придворной среде в середине 13 в.

Золоченая мадонна, скульптура южного фасада собора в Амьене.сер. 13 в. – характерный образец грациозных позднеготических мадонн (с манерным S-образным изгибом тела).

 

Германия

Скульптурасобора в Страсбурге, 1230

Успение, рельеф тимпана южного фасада

Церковь иСинагога, статуи южного фасада – контраст душевных состояний персонажей передается скульптором через пластическую выразительность позы и жеста.

Особенности немецкой скульптуры:

· повышенная экспрессивность, резкость выражения;

· зачастую жесткое пластическое решение;

· острота передачи характера

Елизавета, скульптура собора св. Петра и св. Георгия, Бамберг, 1230-1240.

Девы мудрые, скульптура «Райского портала» собора в Магдебурге, ок. 1245.

Неразумные девы, скульптура «Райского портала» собора в Магдебурге, ок. 1245.

· портретность образов

Статуи донаторов, собор в Наумбурге, сер. 13 в.:



Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 699;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.049 сек.