Римский скульптурный портрет
Особенности римского скульптурного портрета
· происхождение связано с обычаем почитания умерших предков – Статуя римлянина с масками предков, мрамор, 1 в. до н. э., Рим, собрание Барберини.
· беспощадный реализм
· бюст как ведущая форма
· излюбленные персонажи – сильные и энергичные люди, пусть и не с красивыми, но характерными лицами
· влияние личности правящего императора на стилистику портрета императорского времени
· «эллинизирующий» портрет как одно из направлений в развитии римского скульптурного портрета.
Республиканский портрет
· «староримское» направление - наиболее самобытное явление
Голова старика в покрывале, мрамор, сер. 1 в. до н. э., Рим. Ватикан. Голова старика,мрамор, сер 1. в. до н. э., Рим, музей Торлониа.
Статуи тогатусов – Надгробие супружеской четы, известняк, 1 в. до н. э., Рим, дворец Консерваторов. Надгробие Вибиев, известняк, втор. пол. 1 в. до н. э., Рим. Ватикан. Статуя римлянина, совершающего жертвенное возлияние,мрамор, 1 в. до н. э., Рим, Ватикан.
Августовский классицизм
Формирование официального искусства, ориентировавшегося на греческую классику.
Бюст Августа, мрамор, 30-е гг., до н. э., Рим, Капитолийский музей – еще реалистическое изображение.
Статуя Августа из Прима Порта, мрамор, 20 г. до н. э., Рим, Ватикан – тип «панцирной» статуи; героизированный образ императора, трактованный несколько холодно и официально.
Статуя Августа из Кум, мрамор, нач. 1. в., Эрмитаж – обожествление личности императора.
Статуя Августа, приносящего жертву, мрамор, нач 1 в. н. э., Рим, Национальный музей – дипломатическое апеллирование к традициям «староримского» портрета.
Переход от староримского реализма к августовскому идеализму можно видеть и по бюстам Ю. Цезаря: Портрет Юлия Цезаря, мрамор,40-е гг. до н. э., Рим, музей Тарлониа. Портрет Цезаря,мрамор, августовский классицизм, Рим, Ватикан.
Августовский классицизм – время расцвета самостоятельного женскогопортрета. Статуя Ливии, из виллы Мистерий, мрамор, кон. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э.
Портреты периода Флавиев
· пластичность и живописность форм
· динамичная композиция
· живая индивидуальная мимика
Бюст Веспасиана, мрамор, ок. 70 г. н. э., Флоренция. Уффици. Портрет Веспасиана, мрамор, ок. 79 г. н. э., Копенгаген, Нью-Карлсбергская глиптотека
· использование бурова для моделировки прически
Портрет Юлии, мрамор, кон. 1 в. н. э., Эрмитаж.
Портрет времени императора Траяна
· частичный возврат к республиканским традициям
Портрет римлянки, мрамор, нач. 2 в. н. э., Эрмитаж.
· новая трактовка мужской прически с низко спускающимися на лоб прямыми прядями
· новая форма бюста – обрезанные плечи, низкая профилированная база
Бюст Траяна, мрамор, ок. 108 г. н. э., Рим, Ватикан.Статуя Траяна, мрамор,нач. 2 в. н. э., Копенгаген, Нью-Карлсбергская глиптотека. Саллюстий, мрамор, нач. 2 в. н. э., Эрмитаж.Пожилой неизвестный,мрамор, ок. 110 г. н. э., Неаполь, Национальный музей.
Портрет времени императора Адриана
· подражание древнегреческой классике
Голова Антиноя, мрамор, 130-е гг. н. э., Лувр. Голова статуи Антиноя, мрамор, 130-е гг. н. э., Неаполь, Национальный музей.
· возросшая популярность «большого бюста»
Бюст Адриана, мрамор, 120-130 гг. н. э., Рим, дворец Консерваторов.
Портрет второй половины 2 в. н. э.
· доминируют самоуглубленные, созерцательные образы с оттенком утомления и разочарования
Портрет Марка Аврелия, мрамор, 170-180 гг. н. э., Рим, Национальный римский музей. Портрет сириянки,мрамор, 160-170-е гг. н. э., Эрмитаж. Конная статуя Марка Аврелия,бронза, 161-180-е гг. н. э., Рим, Капитолийская площадь. Портрет юноши,мрамор, втор. пол 2 в. н. э., Эрмитаж.
Портрет 3-4 вв. н. э.
Нарастает схематизация, упрощение форм, внешнее огрубление образа и его одухотворенность. Портрет Александра Севера, мрамор, 230-е гг. н. э., Рим, Капитолийский музей. Портрет Филиппа Аравитянина,мрамор, втор. четв. 3 в. н. э., Эрмитаж. Портрет римлянки,мрамор, нач. 4 в. н. э., Эрмитаж.
ТЕМА
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
Вопросы
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 508;