Живопись Древней Руси
В Древней Руси развивались следующие виды живописи:
- монументальная
- иконопись
- миниатюра.
Мозаика была популярна только до 12 века. Главный центр – Киев.
Мозаики Киевской Софии– византийский канон расположения изображений в интерьере храма:
Оранта, сер 11 в.
Евхаристия, сер 11 в.
Выполнялись византийскими мастерами в содружестве с русскимиучениками.
Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря, Киев - Дмитрий Солунский,, 1111-1113 гг., ГТГ – работа константинопольских мастеров.
Одна из особенностей древнерусской живописи - популярность военных образов (Д. Солунский, Г. Победоносец, князья Борис и Глеб).
Иконопись
Самые ранние иконы из сохранившихся – 11 век. Очень близки византийским по манере живописи, но значительно больше по размерам.
Апостол Петр и Павел, 236х147, 11 в., Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород – высокий, торжественный строй.
Устюжское Благовещение, к. 12-нач. 13, новгородская школа, ГТГ.
Ангел Златые власы, 12 в., темпера, ГРМ:
В 12 веке на Руси создавались оплечные деисусные композиции на одной доске:
Деисусный чин, нач 13 в., ГТГ
Деисусный чин с архангелами, к. 12 в., ГТГ – редкая композиция со Спасом Эммануилом и 2 архангелами.
Богоматерь Великая Панагия, ок.1114 г., ГТГ - (происходит из Ярославля) – демонстрирует характерную для икон 11-12 веков связь с монументальной живописью.
Святой Георгий, нач. 12 в. темпера, Успенский собор Московского Кремля - самый популярный на Руси образ святого воина.
Спас Нерукотворный, втор. пол. 12 в., ГТГ, (происходит из Новгорода) – классическая интерпретация образа Спасителя.
Спас Нерукотворный, к.14-нач. 15 вв., музей им. А. Рублева, Москва – одухотворенная энергетика образа.
Икона 13 века
«Комниновские» интонаций иконописи 11-12 вв. уступают место национальному подходу к живописи.
Святой Никола, 1294, из церкви Николы на Липне, Алекса Петров, Новгородский государственный объединенный М-заповедник – доминируют плоскостные начала и яркий локальный колорит.
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий, Новгород, 13 в., ГРМ – пример краснофонной иконы. Произвольные пропорции в изображении человека.
С этого времени яркий цвет становится отличительной чертой многих русских икон.
Владимир, Борис, Глеб, 15 в, темпера, новгородская школа, частное собрание.
Борис и Глеб на конях, 1340-е гг., московская школа, темпера, ГТГ.
Святые Борис и Глеб с житием, к. 14 в., ГТГ – пример житийной иконы с клеймами на полях.
Феофан Грек
Византийский художник – «исихаст»; стал работать на Руси с 70-х гг. 14 века.
2 периода в творчестве:
· новгородский - экспрессивный стиль
· московский – более мягкая манера живописи.
Работы Ф. Грека:
· фрески Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378 г.):
- почти эскизная манера письма;
- отсутствие многоцветия;
- «движки»;
- трагическое прочтение образа.
Столпник Алимпий
Макарий Египетский
Пантократор
Троица
· Иконостас Благовещенского собора в Московском Кремле (в соавторстве с А. Рублевым и Прохором из Городца) (1405 г.).
Икона «Преображение», из Благовещенского С, 1405 г.
· Иконы - «Донская Богоматерь», ок. 1392 г., ГТГ (с оборотной стороны «Успение Богоматери»).
Андрей Рублев(ок. 1360-1430).
Ведущий мастер московскойиконописнойшколы 15 в.
Работы А. Рублева:
· Иконостас Благовещенском собора Московского Кремля (1405) – совместно с Ф. Греком и П. из Городца.
· Фрески Успенского собора во Владимире (1408) – совместно с Даниилом Черным.
· Фрески Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря под Москвой (20-е гг. 15 в.). Икона «Троица»
· Иконостас Савино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1420-1430-е гг).
· ряд миниатюр
Манеру Рублева отличает:
- глубокая человечность образов
- возвышенная одухотворенность
- открытость, доверчивость эмоционального рассказа
- красота поэтического, смягченного созерцания.
Ангел, миниатюра из «Евангелия Хитрово», ок. 1400 г., пергамент, Российская гос. биб-ка, Москва – преобладание певучих круговых очертаний.
Спас, из Звенигородского чина, нач. 15 в., ГТГ. – возвышенный и мудрый образ Спасителя, открытый миру своей добротой, кротостью, ласковостью и доверчивостью.
«Троица», 1420-е гг, ГТГ – проповедь душевного согласия и единения людей соединяется с готовностью принесения великих жертв во имя идеала.
К концу 14 века христианское искусство выработало 2 основных иконографических типа «Троицы»:
· «Троица Ветхозаветная»
· «Троица Новозаветная» -
-первый вариант - Отечество,нач. 15 в., новгородская шк, ГТГ
- второй вариант – собственно «Троица Новозаветная».
Дионисий – (1430-е - умер после 1502).
Работы Дионисия:
· иконы – Распятие, 1500 г.
· фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, ок. г. Кириллова (ок. 1500 г.)
Манеру Дионисия отличает:
- праздничность и нарядность
- тонкий рисунок
- изысканный светлый колорит.
Роспись алтарной апсиды собора в Ферапонтовом монастыре.
Формы русского иконостаса
Тип высокого иконосаса сложился на Руси в конце 14-начале 15 веков.
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, 1405
Чины иконостаса (сверху вниз):
· Праотеческий - в центре – «Троица» или изображение Саваофа
· Пророческий – в центре извод Богоматери (чаще всего, «Знамение»).
· Праздничный
· Деисусный - в центре – «Спас на престоле» или «Спас в силах»
· Местный чин.
- царские врата
– вход в жертвенник и диаконник
- «Евхаристия»
- икона Богоматери (чаще «Одигитрия»)
- икона Иисуса Христа (чаще «Вседержитель»)
или самая почитаемая икона в данном храме.
Иконостас церкви Ильи Пророка, Ярославль, 1647-50 – резные и позолоенные тябла.
Иконостас Воскресенского собора Новоиерусалимского м-ря, Истра, 1658-1666 – уникальные керамические иконостасы, выполненные белорусскими мастерами под влиянием объемной (флемской) резьбы по дереву.
Иконы 17 века
Под влиянием светского западноевропейского мировоззрения русская икона утрачивает классическую ясность выражения и ту высокую одухотворенность, которую она имела в пору своего расцвета.
Стоглавый собор (1551 г.) - устанавливает 2 вида иконописных изображений:
- «письмо бытейное»
- «письмо притчами»
«Строгановская» И
Чудо Федора Тирона о змее, Никифор Савин, темпера, нач. 17 в., ГРМ:
- излишняя повествовательность сюжета
- миниатюрная тонкость письма
Отличительная черта русской иконописи 16-17 веков – появление новых многофигурных (хоровых) композиций.
О тебе радуется, сер 16 в, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник – многословность повествования.
Симон Ушаков
Возглавлял Иконописную палату в Оружейной мастерской.
Произведения (росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы.
Спас Нерукотворный, 1658 г., Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Троица, 1671, ГРМ – причудливо соединяет перспективную трактовку заднего плана с «рублевской» композицией Троицы.
ТЕМА
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 458;