Особенности византийского искусства


1. Внерациональный подход к миру

Приоритет мистического, иррационального, потустороннего, духовного начала.

Ведущий вид изобразительного искусства - живопись. Из скульптуры развивается практически только рельеф.

2. Иррациональноеотношениек цвету и к свету.

Цвет и свет воспринимались как духовные категории.

Ведущая техника монументальной живописи – мозаика, декоративно-прикладного искусства – перегородчатаяэмаль.

3. Консерватизм художественного мышления.

2. Архитектура Византии

С 4 в. ведущим типом христианского храма были:

· базилики- Сант Аполлинаре ин Классе, 532-549, Равенна

· центрическиесооружения – как правило, с куполом – церковь Сан-Витале, 540-547 гг., Равенна.

Купол опирался не на стены (как у римлян), а на столбы. Чтобы возвести купол на столбах, использовались:

- тромпы

- паруса.

В 6 в. наметилась тенденция к соединению в одной постройке продольного и центрическогопространства, что привело к рождению сначала купольнойбазилики, а затем – крестово-купольногохрама.

Церковь св. Ирины, 532 г., Константинополь - трехнефная базилика с 2 куполами.

Собор св. Софии, Исидор из Милета и Анфимий из Трал, 532-537 гг.,Константинополь

– трехнефная базилика с 1 главным куполом и 6 полукуполами;

- иррациональная архитектура «свисающего» характера;

- доминирует не пластическое, но пространственное и живописное начало.

Особое завоевание византийской архитектуры – развитие идеи многоглавия.

Ц. св. Иоанна, Эфес, 6 в., реконструкция – крестово-купольный храм с 6 куполами.

Ар-ра средневизантийского периода(втор. пол 9 в.- 1204)

· Ведущий тип храма – крестово-купольный.

· Особенно популярными становится такая разновидность крестово-купольного храма как «храмна 4 колоннах» -

Церковь Богоматеримонастыря Хосиос Лукас, Фокида, 11 век.

11-12 вв. - пик строительства монастырей.

Каталикон – главный храм монастыря. Каталикон м-ря Хосиас Лукас, Фокида, 11 в. - 5-нефный храм с2 куполами.

Отличительная черта архитектуры 11-12 вв. – усиление роли экстерьера.

Экстерьер каталикона монастыря Хосиас Лукас, 11 в., Фокида.

Северная и южная церкви монастыря Липса, Константинополь, 10 в., реконструкция – рельефная кладка из плинфы со вставками цветных керамических плиток.

ПалеологовскоеВозрождение

Возрастает стремление к декоративности.

Церковь св. Апостолов, 1312-1315 гг.,Фессалоники - в экстерьере появляются декоративные колонки с миниатюрными капителями.

Аналогичные приемы используются в светском строительстве - императорский дворец (Текфур-серай), Константинополь.

3. Изобразительное искусство Византии

 

В Византии развивались три вида Ж:

· книжная миниатюра

Появилась в 4-5 вв. Украшала пергаментные кодексы.

· Монументальная живопись

Представлена 2 техниками: фреска и мозаика.

· Иконопись

Главное отличие византийского изобразительного искусства - господство не реалистической (натуралистической), а условной, символической манеры изображения, отвечавшей христианскому мировоззрению.

Формировался новый художественный язык постепенно.

Добрый Пастырь, мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, мозаика, 5 в. - в сюжете и его интерпретации превалируют античные традиции.

В последующем византийская живопись откажется от:

· трехмерности

· перспективных сокращений,

· светотени,

· глубокого пространства.

Станут доминировать фронтальные изображения.

Юстиниан и Феодора со свитой, мозаика из храма св. Виталия в Равенне, сер. 6 в.

– победа фронтальности, симметрии, статики.

- золотой фон

- символика предметов

- нимбы

- обратная перспектива

- самоуглубленность, аскетизм образов.

Иконы

Предтечи икон – фаюмские портреты. Портрет юноши из Фаюма, дерево, энкаустика,2 в., Пушкинка – фронтальность изображения.

Первые иконы также создавались в технике энкаустики. И только после иконоборческого периода энкаустику окончательно вытеснила темпера.

Самые ранние из дошедших до нас икон - 6 в. Большинство происходит из монастыря св. Екатерины на горе Синай.

В иконописи 6-7 вв. выделяются 2 основные линии:

1. Натуралистическое направление – сильное влияние эллинистической живописи.

Апостол Петр, энкаустика, 6 в., монастырь св. Екатерины на Синае – и в стиле, и в иконографии образа еще больше натурального, нежели идеального.

Богоматерь с младенцем, энкаустика, 6 в. Киевский музей западного и восточного искусства - иконографический тип (извод) – Богоматерь-Одигитрия.

2. Аскетическое направление – более суровая и резкая интерпретация образов. Особенно характерно для восточных провинций империи.

Сергий и Вакх, 6 в., энкаустика, Киевский музей западного и восточного искусства.

Коптские иконы - Епископ Авраам, 6 в., Государственные музеи Далема, Берлин. Откровенно упрощенный и жесткий стиль.

Христос и св. Мина, 6 в., Лувр, Париж – отсутствие полутонов и любовь к яркому цвету.

Иконопись средневизантийского периода

В византийской иконе появляется та повышеннаяодухотворенность, которая и станет ее отличительной чертой.

Святой Пантелеймон, энкаустика, 10-11 вв., ГМИИ им. Пушкина, Москва - не изображение реальности, а фиксирование духовного и бесплотного, проступающего сквозь телесную оболочку

Владимирская Богоматерь, 11- нач. 12 вв., темпера, ГТГ, Москва

- иконографический тип «Умиление» (по греч. ЕлеусаМилующая)

- усиление интимности, возрастающей человечности

- передача глубинного страдания, выраженного через сдержанную печаль.

Структура иконы

- ковчег (средник)

- лузга

- поля.

К 11 в. окончательно сложилась система расположения живописных композиций в интерьере храма.

· В алтарной нише – изображение Богоматери (Оранта или с младенцем Христом на руках).

Богоматерь из алтарной части Каталикона монастыря Хосиос Лукас в Фокиде,11в.- суровый архаический стиль.

· На парусах главного купола – изображения четырех евангелистов.

· В простенках барабана – апостолов

· В куполе – образ Христа-Вседержителя (Пантократора).

Христос - Пантократор из Ц. Успения Богоматери монастыря Дафнии близ Афин, к. 11 в. – иконографический тип, соединяющий в себе черты Иисуса и Бога Отца.

Иконы также находились в храмах. Многие из них размещались на алтарнойпреграде (темплоне) – прообраз будущего высокого иконостаса на Руси.

Алтарная преграда, церковь монастыря Хосиос Лукас, Греция, ≈ 1020 г.

Часто иконы для алтарной преграды писали на одной вытянутой доске (эпистилий). Эпистилий с «Деисусом», 12 в., монастырь св. Екатерины, Синай.

Постепенно количество икон на эпистилии увеличивалось, и вскоре появился второй ряд икон под «Деисусом» - иконы со сценами двунадесятыхпраздников (события из христологического и богородичного циклов):

· Рождество Богоматери

Родители Марии - Иоаким и Анна.

· Введение во храм Пресвятой Богородицы

Главные действующие лица – Иоаким, Анна, Мария, первосвященник Захария.

· Благовещение Марии

Главные действующие лица – Мария и архангел Гавриил.

Существует несколько иконографических вариантов «Благовещения»:

- «Благовещение с пряжей

- «Благовещение у источника»

· РождествоХристово

Главные действующие лица – Мария, Иосиф, младенец Иисус.

· Сретение

Главные действующие лица – Мария, Иосиф, младенец Иисус, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна.

· Крещение (Богоявление)

Главные действующие лица - Иисус, Иоанн Креститель (Предтеча).

Крещение Христа, мозаика церкви монастыря Дафнии близ Афин, 1110 г.

· Преображение

Главные действующие лица – Иисус, апостолы Петр, Иаков, Иоанн, пророки Илья и Моисей.

 

Воскрешение Лазаря – сюжет из христологического цикла, но не двунадесятый праздник.

Главные действующие лица – Иисус, Марфа, Мария, Лазарь.

· Вход Господень в Иерусалим

Главные действующие лица – Иисус, апостолы, народ иерусалимский.

Распятие – сюжет из христологическиого цикла, но не являющийся двунадесятым праздником.

Главные действующие лица – Иисус, Мария, Иоанн.

· Вознесение

Главные действующие лица – Иисус Христос, Богоматерь, апостолы.

· Сошествие св. духа на апостолов (Пятидесятница

Главные действующие лица – апостолы.

· Успение Богородицы

Главные действующие лица – Богоматерь, Иисус Христос, апостолы.

· Крестовоздвижение

Главные действующие лица – св. Елена, патриарх Макарий.

Живопись эпохи Палеологов

Наивысшие достижения – первая половина 14 в.

Искусство остается религиозным, но при этом нормативность канона немного смягчается. В живопись проникают светскиетенденции.

Троица, темпера, к. 14 в., Эрмитаж.

Брак в Кане Галилейской, мозаика, ок 1310, церковь монастыря Христа Спасителя (Кахрие-Джами), Константинополь

Мозаики и фрески церкви Спасителя (Кахрие-Джами) монастыря Хора в Константинополе – самый знаменитый памятник монументальной живописи эпохи Палеологов:

Феодор Метохит перед Христом, 1312-1320

Мария и Иосиф перед проконсулом Квирином, мозаика в нартексе, 1312-1320 гг. – в трактовке сюжета появляется большая конкретизация времени и места.

Путешествие в Вифлеем, мозаика нартекса, 1312-1320 гг.

- проявляется больший интерес к движению

- святые трактуются как обычные люди

- событие священной истории подается как повседневнаясцена.

Иконопись

Благовещение, темпера, первая пол. 14 в. ГМИИ им. А.С. Пушкина – количество действующих лиц в иконографических сюжетах увеличивается.

Сошествие во ад, темпера, 15 в., Эрмитаж.

Двенадцать апостолов, темпера, нач. 14 в., ГМИИ им. А. С. Пушкина

- доминируют трехчетвертные повороты

- появляются пробела.

40-е гг. 14 в. – в Византии усиливается влияние «исихастов»:

· в живописи усиливается интерес к изображению света

· особую популярность завоевывает сюжет «Преображение».

Преображение, миниатюра 14 в., рукопись императора Иоанна Кантакузина, Парижская Национальная биб-ка.

ТЕМА



Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 425;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.019 сек.