Система управления местами заключения
Созданное в 1879 г. Главное тюремное управление претерпело ряд структурных изменений. В 1885 г. оно было переподчинено Министерству юстиции. Главным начальником всех мест заключения отныне являлся ми-нистр юстиции, а ближайшее заведование ими в Российской империи принадлежало начальнику Главного тюремного управления. В штате ГТУ состояло около 100 чиновников и канцелярских работников.
В составе ГТУ действовала Тюремная инспекция, главной функцией которой стало инспектирование мест заключения и ссылки. Тюремные ин-спекторы имели право беспрепятственного входа во все помещения, личного общения с заключенными, а также ознакомления со всеми документами, относящимися к тюремному делопроизводству. Круг их полномочий регламентировался «Временными правилами для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы» от 30 июня 1879 г.
В 1912 г. министр юстиции утвердил новую организационную структуру ГТУ. В составе ГТУ находились Главная инспекция по пересылке арестантов и 9 отделов.
Реформирование уголовно-исполнительной системы практически свело на нет управленческие функции губернских тюремных комитетов Попечительного о тюрьмах общества. В ходе обсуждения проекта реформы даже предлагалось полное упразднение указанных комитетов. Фактически высшая власть над местами заключения в губерниях принадлежала не им, а губернаторам, обладавших правом назначения и увольнения тюремного начальства.
Закон от 31 марта 1890 г. пололожил начало процессу создания на местах губернских тюремных инспекций, возглавляемых губернскими тюремными инспекторами. Последние, наделенные дисциплинарной властью, фактически становились во главе местных тюремных управлений. На них возлагалась обязанность обеспечивать выполнение в местах лишения свободы как законов империи, так и ведомственных инструкций. Губернские тюремные инспекторы и их помощники назначались ГТУ из числа чиновников управления, судебного ведомства и прокурорского надзора. Помимо них в состав инспекции входили еще 15 человек (делопроизводителей, канцеляристов и писцов).
Процесс создания инспекций затянулся, и к 1913 г. контроль за функционированием 561 тюрьмы на территории страны осуществляли лишь 56 тюремных инспекторов и сотрудники исполняющие их обязанности.
Несмотря на понимание руководством ГТУ всей значимости губернских тюремных инспекторов в структуре управления УИС, подбор квалифицированных кадров вызывал серьезные затруднения.
Важные шаги были сделаны в деле кадрового обеспечения мест лишения свободы. Закон от 15 июня 1887 г. относил к персоналу мест заключения начальников тюрем, помощников начальников тюрем, заведующих женскими отделениями, духовных лиц, медицинский персонал, надзирателей и надзирательниц. Этот же Закон существенно улучшил материальное положение работников тюремного ведомства, снизил численность арестантов на одного надзирателя и ввел для надзирателей выслугу лет. Серьезным стимулом добросовестно выполнять свои обязанности становятся ведомственные награды, самыми распространенными из них были серебряная медаль для тюремных надзирателей «За беспорочную службу в тюремной страже» для ношения на груди на Анненской ленте и серебряная медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте.
Тюремными работниками в большинстве случаев становились вышедшие в отставку военные чины и переведенные работники полиции, не имеющие профессионального образования.
Не имея средств дать первоначальное профессиональное образование всем сотрудникам тюрем, Министерство юстиции организовало тюремные курсы для руководящего состава мест лишения свободы. Программа курсов включала в себя изучение основ уголовного права, учение о наказании, элементарные сведения по психологии и педагогике, управление различными отраслями тюремного хозяйства и пр.
Кроме того, ГТУ активно занималось публикацией литературы по пенитенциарной тематике, сборников нормативных актов и даже выпускало с 1893 г. ежемесячный журнал «Тюремный вестник», в котором помимо иных материалов содержались разъяснения по вопросам практики исполнения наказаний. Важнейшим ведомственным нормативным актом, регламентирующим все стороны жизни российских мест заключения, стала Общая тюремная инструкция 1915 г.
20 января 1886 г. Александр III повелел учредить конвойную стражу. Вместо прежних 63 конвойных команд, числившихся в составе резервных (местных) войск, было сформировано 567 конвойных команд общей численностью 11 600 человек при 101 офицере.
Конвойным командам поручалось сопровождение арестантов, следующих этапным порядком, сопровождение арестантов на внешние работы и в присутственные места, содействие тюремному начальству при производстве внезапных обысков и подавлении беспорядков.
Служба конвойного была трудной и опасной, что не позволяло сохранять прежний способ комплектования конвойных команд отсеянными из других частей новобранцами. По Закону от 4 ноября 1886 г. конвойные команды сами осуществляли обучение призывников. Отличаясь форменной одеждой от полевых войск, чины конвойной стражи имели те же льготы и преимущества, что и армейские чины. Более того, причиной перехода многих армейских офицеров в конвойную стражу стало более высокое денежное содержание. Начиная с 1904 г. конвойные команды получили собственный знак отличия – серебряную медаль «За усердие» на Станиславской ленте.
В то же время осталась нерешенной важнейшая задача, связанная с функционированием конвойных команд. Несмотря на постоянный рост числа сопровождаемых заключенных, штатная численность чинов конвойной службы увеличилась лишь на 138 человек. Введение в 1906 г. трехлетней военной службы сократило и срок службы нижних чинов конвойной стражи, что негативно отразилось на общем уровне боевой подготовки конвойных команд. В годы Первой мировой войны около 8 тыс. чинов конвойной стражи было откомандировано на фронт.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3159;