Органы юстиции в первой половине XIX в.
Усложнение управления и суда, а также развитие законодательства поставили перед императором Александром I вопрос о необходимости реформирования высших органов государственной власти. Уже в конце XVIII в. наметилась тенденция расширения полномочий президентов коллегий, некоторые из них стали именоваться «министрами».
Итогом деятельности кружка реформаторов – Негласного комитета, состоявшего при Александре I, явилась министерская реформа, программа которой была объявлена Манифестом 8 сентября 1802 г. об учреждении в России следующих министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения.
Эти Министерства заменили коллегии, которые были включены в состав министерств, а с 1803 г. началась их постепенная реорганизация в подразделения министерств: канцелярии и департаменты.
Одновременно император подписал Указ о правах и обязанностях Сената, возрождавший его статус высшего органа государственной власти, перед которым должны были отчитываться министры. На практике Сенат остался скорее высшей судебной инстанцией, чем центром управления государством: 9 из 12 его департаментов в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве представляли собой высшие апелляционные суды для отдельных губерний.
По мысли виднейшего государственного деятеля М.М. Сперанского, Министерство внутренних дел должно было целиком сосредоточить свое внимание на развитии экономики страны. В связи с этим для обеспечения внутренней безопасности государства в 1810 г. было создано Министерство полиции, состоявшее из трех департаментов: полиции хозяйственной (дела продовольственные и приказы общественного призрения), полиции исполнительной и полиции медицинской. 4 ноября 1819 г. Министерство полиции в соответствии с общеевропейской практикой вошло в состав Министерства внутренних дел.
Министерству юстиции было вверено наблюдение за правильностью действий всех судебных мест страны, за исключением духовных, военных и морских судов. Оно так же ведало назначением, продвижением по службе и увольнением всех лиц судебного ведомства.
С должностью министра юстиции был соединен пост генерал-прокурора Сената. Функции генерал-прокурора в царствование Екатерины II и затем Павла I были значительно расширены. Фактически генерал-прокурор взял на себя обязанности Сената следить за точностью сохранения законов.
Первым министром юстиции стал известный российский поэт Г.Р. Державин (1802–1803). проявивший себя как талантливый организатор и непримиримый борец с коррупцией. Из-за своей настойчивости Г.Р. Державин неоднократно вступал в конфликты с другими министрами, даже зная, что на их стороне сам император. Кроме того, строптивый министр, будучи сторонником крепостного права, проявлял мало сочувствия к либеральным начинаниям царя в этом вопросе. Уже в 1803 г. поэт впал в немилость и был отправлен в отставку.
Структура министерств была окончательно определена в. «Общем учреждении министерств» (1811 г.). Во главе министерства стоял министр, имевший одного помощника – товарища. Министерства делились на департаменты, возглавляемые директорами. Департаменты имели в своем составе отделения (управления) во главе с начальниками. В состав отделений входили столы под руководством столоначальников.
Вплоть до судебной реформы 1864 г. круг обязанностей Министерства юстиции ограничивался преимущественно надзором за деятельностью судебных учреждений. Чиновники министерства производили ревизии, рассматривали жалобы на судебные учреждения и их отчеты, просматривали касающиеся судов определения Сената, донесения обер-прокуроров и протесты губернских прокуроров. Кроме того, в число задач Министерства юстиции входило «устройство суда гражданского и уголовного», то есть управление судебной системой (управление личным составом, создание и упразднение судебных органов).
Выполняя эту задачу, Министерство юстиции столкнулось с нехваткой квалифицированных кадров не только в губерниях, но и в столице. Обер-прокурорами назначались молодые придворные и военные, не имевшие специальной подготовки, сенаторами, напротив, становились старые сановники, воспринимающие свое назначение как синекуру, данную им за прежние заслуги. Взяточничество во всех государственных учреждениях было распространено настолько сильно, что в 1826 г. пришлось учредить при Сенате Особый комитет по искоренению взяточничества.
В 1828 г. М.М. Сперанский представил императору свои предложения по обучению российских студентов отечественному праву. До того времени в российских университетах изучалось лишь римское право. Первая группа студентов-правоведов прослушала курс публичного и гражданского права в Санкт-Петербургском университете и после получения докторских степеней в Берлине вернулась в 1832 г. в Россию. Таким образом появилась возможность учредить специальные кафедры в российских университетах.
Благоприятное воздействие на развитие отечественного юридического образования оказало и учреждение лицеев:
– Демидовского лицея в Ярославле (1803 г.), впоследствии Училище правоведения;
– Царскосельского лицея (1811 г.). В программе обучения этого учебного заведения отводилось место для науки о государстве и праве.
В 1835 г. специализированное училище правоведения было открыто в Санкт-Петербурге.
Справедливости ради следует отметить, что закон не устанавливал для судей образовательного ценза. Даже в Сенате в 1841 г. числилось только 6 человек с высшим образованием.
Предварительное следствие по законодательству Российской империи входило в компетенцию полиции. Для повышения эффективности ее работы уезды с 1837 г. делились на более мелкие административные образования – станы. За осуществление в них полицейских функций отвечал становой пристав, которому помогали выборные из числа местных крестьян. В городах полиция продолжала выполнять свои обязанности на основании Устава благочиния (1782 г.). В 1808 г. в российских городах при управах благочиния появились особые приставы следственных дел.
В осуществлении правосудия полиции и администрации губерний помогали органы жандармерии. В 1827 г. Российская империя была разделена на 5 (впоследствии на 8) жандармских округов во главе с жандармским генералом. Округа состояли из отделений, охватывавших несколько губерний, и возглавлялись жандармским офицером.
В 1867 г. местный жандармский аппарат был существенно усилен. На территории практически всей страны, за исключением Сибири, Кавказа и Польши, основным учреждением корпуса жандармов стало губернское жандармское правление. В круг обязанностей жандармов входило преследование революционеров, усмирение волнений, исполнение судебных приговоров, сопровождение осужденных и т. п. С 1871 г. в сфере их деятельности оказываются дознание и политическое следствие.
В российских судах по-прежнему доминировала следственная (инквизиционная) форма судопроизводства: процессы проходили за закрытыми дверями; судьи выносили приговоры на основе изучения письменных материалов, собранных следствием; практика судоговорения отсутствовала; доказательства по-прежнему оценивались по формальной системе; понятия о презумпции невиновности не существовало.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4746;