Перелом в войне. Продолжение террора.
В течение осени и начале зимы 1793/94 г. наступил наконец перелом в войне. Мобилизация всех сил республики перед лицом врагов принесла победу. Была проведена амальгама, т. е. слияние регулярных обученных частей с необученными революционно настроенными волонтерскими частями. Молодые командиры, среди которых очень скоро выделились будущие маршалы, введенный рассыпной строй вместо линейного, практическое использование математики, химии и других наук - все это вместе дало весьма ощутимый эффект. Кроме того, впервые была введена всеобщая воинская повинность, которой не знали другие страны. Уже зимой 1794 г. были потушены феодальные мятежи, разгромлены основные силы вандейцев, земли Франции освобождены от армий коалиции. В июне 1794 г. французская армия одержала решающую победу под Флерюсом и двинулась в Бельгию. Это были победы французского народа, однако считать их исключительно заслугой якобинского Конвента ошибочно: нельзя исключать организующей силы якобинцев, но велика роль и Коммуны Парижа, и секций, Дантона и его сторонников, а также жирондистов, не говоря уже о народных низах.
Однако по мере сдерживания побед над внешними врагами в ходе революции углублялись противоречия в якобинском блоке. Сумевшая взять в свои руки Комитет общественного спасения (главный орган государства) группа робеспьеристов во главе с «неподкупным», как называли Робеспьера, углубляла раскол между его сторонниками и другими группировками. Сторонники Робеспьера и проводники в жизнь идеалов мелкой и средней буржуазии (защита ограниченной собственности - одна лавка, один дом, одна мастерская и т. д.) лишь в начальный период после революции (31 мая -9 июня) старались примирить все течения якобинского блока. С разворотом событий, уже после 24 июня и особенно со времени успехов в войне, сторонники Робеспьера нетерпимо относились к другим группам якобинцев, в первое время к «бешеным» и левым якобинцам, а затем и к «снисходительным», причем эта борьба заканчивалась быстро и решительно террором. Ни о каком юридическом разборе дел и речи не было. На это толкали как «бешеные», так и левые якобинцы. Но с ними-то расправились робеспьеристы в первую очередь, отправив на гильотину следом за Жаком Ру Шометта, Эбера и других в марте 1794 г. Вместе с тем в конце февраля - начале марта Конвент принял так называемые вантозские декреты о разделе между беднотой имущестра «подозрительных». Но эти декреты не были проведены в жизнь.
Эбер действительно ратовал за свержение Робеспьера и его группировки, но Шометт, наоборот, считал, что этого делать нельзя. Однако оба лидера народных масс были отправлены на гильотину. 5 апреля закончился суд над Дантоном и его сторонниками - их также отправили на гильотину. До последней минуты Дантон не верил в то, что его осудят, держал себя на суде смело и даже вызывающе. Робеспьер же недоумевал, почему «на месте одной отрубленной готовы у гидры контрреволюции вырастают тут же семь голов».
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1607;