Народное восстание 10 августа 1792 г.
25 июля герцог Брауншвейгский от имени монархов Австрии и Пруссии обратился к парижанам с требованием подчиниться королю, иначе он угрожал не оставить от Парижа камня на камне. В ответ на это 47 секций из 48 потребовали у Законодательного собрания низложения Людовика XVI и созыва Национального конвента. Однако Собрание не согласилось с этими требованиями. В ночь на 10 августа над столицей загудел набат - секции начали восстание; большинство их избрали своих комиссаров. Так возникла Повстанческая коммуна Парижа, которая взяла власть в свои руки. Ее членами были избраны Шометт (будущий прокурор Коммуны), журналист Эбер и др.
Члены Повстанческого комитета объявили о том, что Собрание предлагает собрать Национальный конвент. Без голосования были возвращены на свои посты уволенные в июле министры-жирондисты. Министром стал и Дантон, хотя он жирондистом не был. В тот же день восставшие овладели королевским дворцом Тюильри. 13 августа королевскую семью перевели в замок Тампль, который одновременно являлся и тюрьмой. Выплаты королю по цивильному листу были прекращены.
11 августа декретом отменялось деление граждан на «активных» и «пассивных», хотя секции у себя провели эту отмену еще в конце июля 1792 г. Тогда же Коммуна предложила заменить слово «господин» словом «гражданин». Избирательными правами пользовались все мужчины с 21 года, не состоявшие в личном услужении, а выборщикам и избираемым (выборы оставались двухступенчатые) должно было быть не менее 25 лет. Право голоса имели те, кто прожил в одном месте не меньше года.
На площади Карусели была построена гильотина, сконструированная доктором Ж. Гильотеном. 17 августа 1792 г. был образован трибунал из судей и присяжных Коммуны Парижа. 21 августа впервые начал действовать Чрезвычайный трибунал и впервые гильотина отсекла голову королевскому вербовщику солдат. 26 августа был принят закон о высылке неприсягнувших священников из Франции. В августе 1792 г. были приняты декреты о продаже эмигрантских и разделе общинных земель между членами сельской общины. Однако эти декреты так и не были осуществлены, и вопрос остался нерешенным. Декрет 25-28 августа установил, что феодальные повинности отменяются без выкупа, если бывший сеньор подлинным документом сможет доказать, что в свое время за ежегодную уплату этих повинностей крестьянин получил от него землю. Многие сеньоры не могли представить подобные документы.
От власти были отстранены сторонники конституционной монархии, а Коммуна Парижа стала, хотя и при большом сопротивлении жирондистов и монтаньяров, органом парижской городской власти.
Победа при Вальми.
Между тем 19 августа прусская армия перешла границу Франции и войска герцога Брауншвейгского заняли Верден и Лонгви. Коммуна закрыла заставы, организовала строительство укреплений и объявила набор волонтеров. 20 сентября у местечка Вальми революционная армия отбила атаку пруссаков и вынудила их к отступлению. Эта победа имела огромное значение: она укрепила боевой дух французской армии, с нее начался период побед. В этот период Конвент и армия ставили перед собой задачу оказания помощи народам соседних держав. По докладу одного из членов Конвента был принят лозунг: «Мир хижинам - война дворцам», означавший, что на оккупированных Францией территориях отменяется крепостное право, провозглашается суверенитет народа и т. п. В результате побед революционной армии к. Франции были присоединены Савойя и Ницца, левый берег Рейна и Бельгия.
Австрия и Пруссия не ожидали такого поворота событий. Англия, соблюдавшая нейтралитет, после успехов Франции в Бельгии открыто перешла на сторону врагов Французской республики. Позднее военные успехи Франции способствовали складыванию антифранцузских коалиций со все большим числом участников.
Открытие Конвента.
Провозглашение республики. Национальный Конвент собрался 20 августа 1792 г. сразу после заседания Законодательного собрания. В Конвент были избраны 749 депутатов от Франции и 34 депутата от колоний (из них явились лишь 18). Несмотря на то что он избирался на основе всеобщего избирательного права (для мужчин), почти все избранные депутаты имели какую-либо недвижимую собственность. Представителей же народа было немногим более 40 человек.
Жирондисты имели в Конвенте 165 мест, причем в основном это были депутаты от провинций. Они образовали правое крыло Конвента. Многие из них вышли из якобинского клуба, и клуб стал состоять практически из одних монтаньяров. В августе 1792 г. монтаньяров было примерно 110 человек и до 155 человек в начале 1793 г. Они требовали суда над королем и продолжения начатых радикальных реформ. Около 500 человек не входили в эти группировки, их называли «равниной» или «болотом». 21 августа Конвент принял декрет об уничтожении королевской власти. 22 сентября Франция была провозглашена республикой.
К зиме 1792/93 г. народные массы в городах и деревнях все более настойчиво требовали дальнейшего углубления революции. В городах положение бедноты было особенно тяжелым. В Конвент поступали петиции с требованием установить твердые цены на хлеб и другие продукты.
В Конвенте был поставлен вопрос о продовольствии, но он не был решен. Только Коммуна Парижа принимала меры к установлению твердых цен на хлеб. Закупая муку по дорогой цене и покрывая разницу из городского бюджета, Коммуна Парижа наложила налог на богачей. Конвент декретировал налог, но эти меры не улучшили положения бедных слоев населения. Вопрос о твердых ценах, особенно на хлеб, не сходил с повестки дня Конвента. Секции, Коммуна Парижа настоятельно требовали таксации цен. 4 мая 1793 г. якобинцы добились декрета о так называемом максимуме на муку и зерно, а 20 мая - декрета на принудительный заем в 1 млрд. ливров у богачей. Интересы бедноты защищали секции Парижа, которые располагали своими батальонами. Тесно с секциями была связана Коммуна Парижа. В ней энергично действовали прокурор Коммуны Гаспар Шо-метт и заместитель прокурора Жак Эбер. В секциях и в клубе кордельеров защищали интересы бедноты кюре одного из приходов Парижа Жак Ру, почтовый служащий Жан Варлен и др. Они требовали употребить террористические меры против спекулянтов хлебом и скупщиков. Некоторые из их требований были приняты Конвентом.
К весне 1793 г. вновь стал вопрос о земле. В некоторых районах начался самовольный захват земель крестьянами. Конвент принужден был декретировать продажу земли эмигрантов и королевских земель мелкими участками. Так, Версальский парк предполагалась поделить на арендные участки. В деревнях сельская беднота добивалась раздела общинных земель, дробления национальных имуществ, раздела на небольшие участки крупных ферм и земельных владений. Однако реально в аграрном вопросе было сделано мало. Многие предложения и проекты о земле, внесенные в Конвент, были осуществлены позднее.
Вопрос о наказании Людовика XVI дебатировался в Конвенте и вне Конвента, на улицах Парижа и по всей Франции. Депутаты Ион-вента резко разошлись по этому вопросу. Большинство жирондистов и часть «болота» были против казни короля, но монтаньяры, да и часть жирондистов и «болота» стояли за казнь. В ноябре - декабре была обнаружена секретная переписка короля с монархами коалиции, в которой речь шла о войне против республики. Это решило дело.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2192;