Распад якобинского блока и падение якобинской диктатуры.
Телеги с осужденными ежедневно ехали к площади Карусели, где стояла гильотина, и это не могло не настраивать народ против Робеспьера. Его действия не принесли облегчения беднякам и все более раздражали зажиточных, особенно разбогатевшую во время революции буржуазию. Обещания «райской» жизни в будущем уже не вызывали доверия, а настоящее, несмотря на успехи в войне, было довольно мрачным. Якобинский блок с весны 1794 г. быстро распадался. Значительная часть членов Конвента хотела свободы купли-продажи. Феодальные формы отношений были разрушены.
Наступала другая эпоха, а дорога ей была закрыта. Попытка объединить народ на почве новой религии - ее называли «культ верховного существа», т. е. разума, справедливости, любви к Родине и т. д. - не удалась. Ни «слева», ни «справа» ее не поддержали. В то же время 10 июля был принят декрет об ускорении и упрощении террора, который и так отпугивал не только богатых, но и городской плебс и крестьянство. В самом Конвенте зрел заговор. Об этом знали многие, несомненно, знал и Робеспьер. Главную роль в заговоре играли разбогатевшие во время революции члены Конвента Тальен, Баррас и др., но не меньшую роль и те, кто не мог простить Робеспьеру расправы с бывшими соратниками. 8 термидора 1794 г. (26 июля 1794 г.) Робеспьер выступил в Конвенте с речью, в которой призывал к бдительности, но не назвал ни одного имени. После заседания Конвента многие его члены - заговорщики остались в кулуарах обсуждать происходящее, о чем друзья предупредили Робеспьера, однако никаких мер он не принял и ушел домой.
9 термидора (27 июля) вновь продолжалось заседание Конвента. С речью выступил Сен-Жюст, который расходился с Робеспьером в мнениях о терроре. Сен-Жюст хотел смягчить террор и выдвигал свою альтернативу, но Конвент не принял во внимание его мнения, хотя Сен-Жюста фактически и причисляли к группе Робеспьера. Самого Робеспьера и его группу стали обвинять в узурпаторстве власти, как на самом деле и было. Начались крики с мест, возник беспорядок, никому почти не известный депутат из провинции Мулие предложил арестовать Робеспьера. Воцарилась мгновенная тишина, но тут же это предложение поддержали многие члены Конвента: Робеспьер, а также его брат Опостен, Кутон, Леба, Сен-Жюст и другие его явные сторонники были арестованы. Их всех сопроводили в тюрьму. Но начальник тюрьмы не (принял Робеспьера, так как, видимо, боялся водворить в нее «неподкупного». Секции и Коммуна Парижа освободили и остальных робеспьеристов и доставили их всех в ратушу. Помог этому начальник гвардии Анпио. В ратуше все ждали, что Робеспьер организует сопротивление Конвенту. До двух часов ночи солдаты прождали около ратуши, призывая все секции Парижа на помощь. Из 48 секций лишь 16 прислали свои отряды, но в конце концов они разошлись. Отряд Конвента вошел в ратушу и жестоко расправился со всеми сторонниками Робеспьера. Ему самому прострелили челюсть, как говорили, для того чтобы он больше не мог выступать. На следующий день всех живых и мертвых сторонников Робеспьера и его самого (23 человека) гильотинировали. В последующие два дня были гильотинированы еще более 80 членов Коммуны Парижа.
Якобинская диктатура была уничтожена, действовать начал очищенный от якобинцев Конвент. Якобинская диктатура не облегчила жизнь населения Франции, максимум не дал ожидаемых результатов, а на капиталистический путь развития Франция стала переходить во время Термидорианского конвента и окончательно стала на этот путь в последующие годы.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2250;