Французское Просвещение


 

К се­ре­ди­не XVI­II в. про­изо­шел мощ­ный взлет фран­цуз­с­ко­го Прос­ве­ще­ния - ши­ро­ко­го идей­но­го те­че­ния, От­ра­жав­ше­го ан­ти­фе­одаль­ные стрем­ле­ния фран­цуз­с­кой бур­жу­азии и На­род­ных масс. Его твор­ца­ми ста­ла блес­тя­щая пле­яда вы­да­ющих­ся мыс­ли­те­лей­, пи­са­те­лей­, уче­ных. По­яви­лось мно­жес­т­во сло­ва­рей по мно­гим от­рас­лям на­уки (к се­ре­ди­не XVI­II в. их бы­ло уже бо­лее 600), мно­го­том­ные из­да­ния: «Естес­т­вен­ная ис­то­рия» Бюф­фо­на, «Энцик­ло­пе­дия на­ук и ре­ме­сел» Дид­ро и Д'Алам­бе­ра. Эн­цик­ло­пе­дия то раз­ре­ша­лась, то зап­ре­ща­лась - все­го ее выш­ло 28 то­мов; впер­вые в ней объ­яс­ня­лись та­кие сло­ва, как де­пу­тат, дес­по­тия, кон­с­ти­ту­ция, при­ви­ле­гия и др. Вы­хо­ди­ли и биб­ли­ог­ра­фи­чес­кие жур­на­лы; во Фран­ции ста­ли ши­ро­ко из­вес­т­ны кни­ги о пу­те­шес­т­ви­ях Ку­ка, Ла­пе-ру­за, Рей­на­ля и др. Ес­ли до XVI­II в. биб­ли­оте­ки со­би­ра­ли лишь мо­нас­ты­ри и арис­ток­ра­ты, то к се­ре­ди­не XVI­II в. биб­ли­оте­ки име­лись уже у пи­са­те­лей­, чи­нов­ни­ков, ап­те­ка­рей­, от­куп­щи­ков и т. д. Во мно­гих фран­цуз­с­ких го­ро­дах ус­т­ра­ива­лись книж­ные аук­ци­оны; кни­ги пе­ча­та­лись в Гол­лан­дии, Швей­ца­рии, а це­лые ар­мии кни­го­нош пе­реп­рав­ля­ли их во Фран­цию. Кни­ги пе­ре­во­зи­лись в че­мо­да­нах с двой­ным или трой­ным дном; кни­го­но­ши пе­реп­лы­ва­ли с ни­ми ре­ки; поч­ти во всех круп­ных го­ро­дах Фран­ции - Па­ри­же, Лил­ле, Ру­ане, Мар­се­ле и др.- в под­ва­лах, на заб­ро­шен­ных мель­ни­цах, ста­рых ко­нюш­нях сох­ра­ня­лась при­ве­зен­ная из-за гра­ни­цы не­ле­галь­ная ли­те­ра­ту­ра.

Во вто­рой по­ло­ви­не XVI­II в. по всей стра­не су­щес­т­во­ва­ли тай­ные ти­пог­ра­фии и скла­ды с зап­ре­щен­ны­ми кни­га­ми. Зап­ре­щен­ную ли­те­ра­ту­ру при­суж­да­ли к сож­же­нию пар­ла­мен­ты, чи­нов­ни­ки и дру­гие офи­ци­аль­ные ли­ца, но в боль­шин­с­т­ве слу­ча­ев ли­те­ра­ту­ра не унич­то­жа­лась, сжи­га­лись же тю­ки с не­нуж­ны­ми бу­ма­га­ми. Зап­ре­щен­ные кни­ги про­да­ва­ли обыч­но по до­ро­гим це­нам, а пос­коль­ку гра­мот­ность сре­ди на­се­ле­ния зна­чи­тель­но вы­рос­ла, то их чи­та­ли да­же ку­че­ры, гор­нич­ные, а иног­да и вил­ла­ны. Рас­п­рос­т­ра­не­ние по­доб­ной ли­те­ра­ту­ры во Фран­ции ока­за­ло су­щес­т­вен­ное вли­яние на приб­ли­же­ние ре­во­лю­ци­он­но­го взры­ва: про­ис­хо­ди­ла как бы «ду­хов­ная се­ку­ля­ри­за­ция» - мас­со­вое выс­во­бож­де­ние от ду­хов­но­го гне­та.

Французские прос­ве­ти­те­ли - фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли, эко­но­мис­ты, ис­то­ри­ки - убеж­ден­ные про­тив­ни­ки фе­одаль­но-абсо­лю­тис­т­с­ко­го строя под­вер­га­ли бес­по­щад­ной кри­ти­ке его иде­оло­ги­чес­кие ус­тои, выс­ту­па­ли за сво­бо­ду и граж­дан­с­кое ра­вен­с­т­во. Ду­хов­ны­ми вож­дя­ми это­го те­че­ния бы­ли Воль­тер, Мон­тес­кье, Рус­со, Дид­ро, Д'Алам­бер и дру­гие прос­ве­ти­те­ли. Их идеи зак­лю­ча­ли в се­бе ог­ром­ный ре­во­лю­ци­он­ный по­тен­ци­ал и сыг­ра­ли ог­ром­ную роль в раз­ви­тии ду­хов­ной куль­ту­ры Фран­ции XVI­II в., ока­зав боль­шое вли­яние на стра­ны За­пад­ной Ев­ро­пы, Се­вер­ной и Юж­ной Аме­ри­ки, Рос­сию и дру­гие стра­ны.

 

Канун революции

 

Кризис фе­одаль­но-абсо­лю­тис­т­с­ко­го строя во Фран­ции рез­ко обос­т­рил­ся в кон­це 80-х го­дов XVI­II в. В 1787-1789 гг. раз­вер­нул­ся тор­го­во-про­мыш­лен­ный кри­зис. Усу­гу­бил его до­го­вор с Ан­г­ли­ей в 1876 г., от­к­рыв­ший фран­цуз­с­кий ры­нок для бо­лее де­ше­вых ан­г­лий­ских из­де­лий. Упа­док и зас­той про­из­вод­с­т­ва, без­ра­бо­ти­ца ох­ва­ти­ли стра­ну. Из-за не­обы­чай­но су­ро­вой зи­мы в 1788 г. был по­лу­чен пло­хой уро­жай­, что при­ве­ло к нех­ват­ке зер­на, до­ро­го­виз­не про­до­воль­с­т­вия. Обос­т­ри­лись нуж­да и бед­с­т­вия на­род­ных масс. 68

Со всей оче­вид­нос­тью об­на­ру­жи­лась нес­по­соб­ность гос­под­с­т­ву­юще­го клас­са вый­ти из кри­зи­са. Го­су­дар­с­т­вен­ный долг с 1,5 млрд. вы­рос за 14 лет к 1789 г. ров­но в три ра­за. Мо­нар­хия ока­за­лась на по­ро­ге фи­нан­со­во­го бан­к­рот­с­т­ва. Ге­не­раль­ный кон­т­ро­лер Тюр­го пред­ло­жил воз­ло­жить часть на­ло­гов на при­ви­ле­ги­ро­ван­ные сос­ло­вия. Был раз­ра­бо­тан про­ект бес­сос­лов­но­го по­зе­мель­но­го пря­мо­го на­ло­га.

В 1787 г., на­де­ясь по­лу­чить под­дер­ж­ку дво­рян­с­т­ва и ду­хо­вен­с­т­ва - двух при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сос­ло­вий­, мо­нар­хия соз­ва­ла соб­ра­ние «но­таб­лей­» - выб­ран­ных ко­ро­лем име­ни­тых пред­с­та­ви­те­лей этих сос­ло­вий. Од­на­ко они на­от­рез от­ка­за­лись одоб­рить пред­ло­жен­ные ре­фор­мы и пот­ре­бо­ва­ли соз­вать Ге­не­раль­ные шта­ты, рас­счи­ты­вая ог­ра­ни­чить ко­ро­лев­с­кую власть в сво­их ин­те­ре­сах. Ло­зунг со­зы­ва Ге­не­раль­ных шта­тов, ко­то­рые не со­би­ра­лись с 1614 г., был под­х­ва­чен ши­ро­ки­ми кру­га­ми треть­его сос­ло­вия, выд­ви­нув­ше­го свою по­ли­ти­чес­кую прог­рам­му. Со­зыв шта­тов был наз­на­чен на вес­ну 1789 г. В го­ро­дах и де­рев­нях вы­ра­ба­ты­ва­лись на­ка­зы де­пу­та­там, в ко­то­рых яс­но прос­ту­па­ли тре­бо­ва­ния и на­деж­ды сос­ло­вий. В боль­шин­с­т­ве крес­ть­ян­с­ких на­ка­зов по­ли­ти­чес­кие тре­бо­ва­ния не выд­ви­га­лись, за­то бы­ли тре­бо­ва­ния от­ме­ны «дур­ных обы­ча­ев», умень­ше­ния на­ло­гов и т. п. Ку­пе­чес­кие на­ка­зы со­дер­жа­ли тре­бо­ва­ния от­ме­ны сред­не­ве­ко­вой рег­ла­мен­та­ции про­мыш­лен­нос­ти, рав­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния всех сос­ло­вий и да­же не­ко­то­ро­го ог­ра­ни­че­ния ко­ро­лев­с­кой влас­ти. В обо­рот вош­ло да­же сло­во «кон­с­ти­ту­ция», ко­то­рую мно­гие жда­ли от Ге­не­раль­ных шта­тов. Лю­до­вик XVI (1774-1792) вы­нуж­ден был пой­ти на ус­туп­ки. На пост ге­не­раль­но­го кон­т­ро­ле­ра фи­нан­сов, про­мыш­лен­нос­ти и тор­гов­ли он приз­вал швей­цар­с­ко­го бан­ки­ра Нек­ке­ра - сто­рон­ни­ка уме­рен­ных ре­форм, по­пу­ляр­но­го в про­мыш­лен­ных и фи­нан­со­вых кру­гах.

Исходя из ко­ли­чес­т­ва вы­бор­щи­ков, чис­ло де­пу­та­тов треть­его сос­ло­вия уд­во­илось. Вы­би­рать мог­ли все муж­чи­ны на­чи­ная с 25 лет, имев­шие пос­то­ян­ное мес­то жи­тель­с­т­ва и вно­сив­шие на­лог. Го­ло­со­ва­ние пред­по­ла­га­лось, как и преж­де, по­сос­лов­ное (во Фран­ции де­ле­ние шло по сос­ло­ви­ям, т. е. не по иму­щес­т­вен­но­му сос­то­янию жи­те­лей­, а по при­ви­ле­ги­ям, ко­то­ры­ми они поль­зо­ва­лись), т. е. пер­вые два сос­ло­вия мог­ли иметь вдвое боль­ше мест, чем третье.

 



Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2135;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.