ЛЕКЦИЯ 8. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЕВРОПЕ В XVIII ВЕКЕ
1. Основные особенности идеологии эпохи Просвещения.
2. Художественные течения ( сентиментализм, романтизм).
Особым этапом в культуре 18 времени было Просвещение - общественное движение, возникшее в первой четверти XVIIIв., требовавшее установления новых общественных порядков на основе законов природы и разума. В рамках культуры Просвещения впервые острой критике подвергаются существующие отношения в обществе, его сословная структура и государственный строй. Особо сложные отношения складывались у просветителей с церковью, которую они критиковали за слепую веру в авторитеты. Просветители говори о необходимости преобразования мира на основе разума, образования и просветительской деятельности государства.
Инновационный характер культуры, означающий ориентацию на изменение привычного образа жизни и мыслей, обусловленное развитием науки и техники. По сравнению с предыдущими культурными эпохами на развитие культуры данного периода существенное влияние оказывает промышленный переворот и сама культура все больше зависит или находится под влиянием развития науки и техники;
НаXVIII вв. приходится активный поиск новых форм выразительности и творческих методов, что привело к быстрой сменяемости стилей, направлений, течений в художественной культуре..
Хронологически период Просвещения охватил почти весь XVIII в.: с момента смерти «Короля-солнце» Людовика XIV (1715 г.) до начала Великой Французской революции (1789 г.). В ее основе лежит новая идеология, ставшая результатом кризиса пережитков феодальных отношений во французском обществе и культуре, и получившее распространение во всей Европе. Для новой культуры и ее проводников – просветителей – было характерным развитие критики общества, элементов государственного строя, слепой веры в церковные авторитеты и роль церкви. Просветители стремились найти ответ на вопрос о причинах несовершенства общества, которые они видели в невежестве, необразованности, отсутствие механизмов совершенствования человека. Просветители впервые вводят понятие прогресса, с которым связывают развитие научных знаний. Задачей своей деятельности они ставили подготовку Европы к новой общественно-политической и социально-экономической эпохе.
Просвещения во многих странах развивалось неравномерно и под воздействием социокультурных особенностей того или иного государства. Раньше всего, на рубеже XVII - XVIII вв., Просвещение зарождается в Англии. Во второй половине XVII в. Дж. Локк впервые ставит вопрос о «естественных правах человека данные по рождению и от природы, он говорит об изначальном равенстве людей, о необходимости свободы совести. Но английское Просвещение, по сравнению последовавшим за ним французским, было достаточно умеренным и не затрагивало своей критикой вопросы политики. Это объясняется тем, что Просвещение в Англии развивалось после английской революции XVII в. По мнению английских просветителей, достигнуть «разумного общества» можно только изменив внутренний мир человека.
Свои специфические черты несло и немецкое Просвещение, возникшее в Европе достаточно поздно. Немецкие просветители, прежде всего, развивают проблемы отдельной личности, ее права; идеи об идеальном просвещенном монархе, который при помощи реформ сверху изменит общество. Здесь формируется теория «просвещенного абсолютизма». Исходя из нее, государь должен править на основе разума и Просвещения, способствуя совершенствованию общества, а преобразования его должны носить постепенный и последовательный характер (И. Кант). Логическим продолжением Просвещения в Германии стало в 70-е гг. XVIII в. движение «Бури и натиска», выступившее с критикой деспотизма.
Наивысшее развитие Просвещение получило во Франции. Его творцами стали лучшие представители общества: философы, писатели, ученые. Французское Просвещение возникло под влиянием английской просветительской мысли. Но получило более выраженную социальную направленность и революционность, так как было призвано «…просвещать головы для приближавшейся революции…». Это определило последовательность развития критической мысли во французском Просвещении. Основной задачей для них было распространение истины, критика феодального строя, его предрассудков, борьба за разум, уважение людей всех сословий и их политические права.
Просветительская философия и литература.
Английское Просвещение было представлено Дж. Свифтом, Д. Дефо, Г. Филдингом, Р. Бернсом и др. Осмысляя результаты английской революции, просветители видели ее конкретные результаты, которые не могли заметить еще французские мыслители-философы, т.к. их революция была еще впереди. Английские просветители выступили с критикой культа денег, отрицательно влиявшего на развитие человека, нравственно деформируясь, черствея и добровольно отказываясь ради наживы от идей свободы и разума. Поэтому в английском просвещении более сильно было развито критическое направление, воплотившееся в критическом или сентиментальном романе. В первую очередь это была критика буржуазного общества, его пороков и ограниченности. Дж. Свифт в «Путешествие Гулливере», используя фантастические формы, показал ограниченность, умственную и нравственную бедность людей. Идея возврата человечества к природе, естественным занятиям, к ручному труду, в котором человек в большей степени раскрывается с нравственных сторон присутствует в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Особое развитие в Англии получает сентиментальный роман, где на страницах произведений рассматриваются судьбы маленьких людей, в том числе и из низших социальных слоев общества (С. Ридчарсон «Памела или вознагражденная добродетель» и Л. Стерн «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»).
Наибольшее развитие философия и литература Просвещения нашла во Франции, где развивались наиболее прогрессивные и революционные идеи. Для «старшего поколения» просветителей было характерным разработка идей разума, как критерия деятельности человека, критика церкви и всех феодальных институтов власти; обоснование идей конституционной монархии. В «Духе законов» Ш. Монтескьё впервые обозначил проблемы разделения властей, гражданского равенства и демократических свобод, которые были развиты современными демократическими государствами.
Одним из первых представителей эпохи Просвещения, оставившим богатое литературное наследие был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), человек, который «стоял во главе литературы», и за которым следовали «все возвышенные умы». Его наследие невероятно богато и разнообразно, оно включает в себя поэзию, прозу и драматургию. Свое творчество Вольтер использовал для пропаганды и развития идей Просвещения и политики. Он выступал против церковных авторитетов («Орлеанская девственница»), деспотизма («Магомет»), нетерпимости («Заир»), против светской власти («Эдип» и «Генриада») и т.д. Ряд его произведений были объединены в «Философские письма», пользовавшиеся большой популярностью у современников. В них Вольтер поднимал сложные философские вопросы бытия и смысла жизни, сделав их средством к дискуссии со своими современниками - просветителями. В целом просветительские идеи «старшего поколения» носили умеренный характер.
«Среднее поколение» просветителей – «физиократы» - в основном рассматривали проблемы экономического характера. Но в середине XVIII в. так же складывается и материалистическая школа (Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П.А. Гольбах), которые занимались практическим распространением знаний и Просвещения во Франции. Особую роль здесь сыграл Д. Дидро и издаваемая под его редакцией «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Ему удалось собрать в качестве авторов самых крупных представителей французского Просвещения (Даламбер, Гельвеций, Гольбах, Вольтер, Руссо, Тюрго). Издание «Энциклопедии» несколько раз запрещали, но, не смотря на сопротивление властей, Дидро все же сумел довести эту работу до конца, выпустив 35 томов. Основной задачей «Энциклопедии», вызвавшей упорное сопротивление властей, было изменение мышления граждан и подготовки сознания к революции. На страницах «Энциклопедии» авторы рассуждали об историческом пути развития человечества, о философии и науке, об искусстве и литературе, науке и ремеслах, затрагивая такие сложные проблемы как вопросы собственности, прогресса и общества.
В середине века значимой была фигура Ж.Ж. Руссо, развившего теорию естественного человека, учение о социальном равенстве и эгалитаризме (т.е. равенство от природы), доказывая первопричину социального зла в возникновении частной собственности («Рассуждения о начале основных неравенствах между людьми»). Руссо впервые выдвигает идею демократического государства, несущего социальную ответственность за благосостояние граждан («Об общественном договоре»). Он оставил большое литературное наследие; для него литературная деятельность, творчество были средством нравственного воспитания человека. Идеи Руссо оказали большое влияние на деятелей Великой Французской революции, особенно на якобинцев. Развивая теорию «естественного человека», писатель-просветитель рассматривал его в контексте природы, на фоне которой раскрываются лучшие качества человека. Современный же ему строй способствовал уходу и даже отказу человека от природы, что приводит к серьезному общественному и личностному конфликту. Поэтому Руссо выдвигает тезис «Назад к природе!», т.е. возврат в первую очередь к нравственным основам человека и общества, ведущий к подлинной гармонии личности. В своем литературном творчестве Руссо создает особое направление в литературе – сентиментализм (направление в Просвещение, культивирующее чувствительность, привязанности родства и дружбы, идиллию соединения человека и природы), получивший широкое распространение в европейской культуре. Эти свои мысли он развивал в прозаических произведениях, показывая как социальные проблемы влекут за собой трагедии человеческой жизни («Новая Элоиза»).
Подхватив революционное направление, которое обозначил Руссо, «младшие просветители»выступали уже с позиций беднейших слоев общества – крестьянства, отстаивая идеи социального равенства, отрицания частной собственности, в том числе и на землю (Ж. Милье. «Завещание»); обосновывая идеи всенародной собственности и централизации управляемого хозяйства (Морелли. «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов»); отстаивая программу уравнительно-демократического строя и радикальных политических преобразований (Г. Мабли).
Немецкое Просвещение развивалось в сложный период политической раздробленности немецких княжеств, поэтому в нем были выражены устремления нравственного характера, связанные с проблемами свободы личности. Лидер и идеолог немецкого Просвещения Г.Э. Лессинг большое внимание уделял нравственным вопросам бытия человечества, развивал гуманистические идеи, осуждал деспотизм и произвол («Эмилия Галотти», «Натан Мудрый»). Поздний этап развития Просвещения в Германии был связан с деятельностью движения «Буря и натиск», давшие толчок развитию романтизма в Германии. Среди лидеров этого направления были И.В. Гете («Страдания юного Вертера», «Фауст») и Ф. Шиллер («Разбойники», «Коварство и любовь», «Дон Карлос»).
На протяжении XVIII в. в культуре Просвещения происходило утверждение новых духовных ценностей и мировоззрения европейского общества, оказавших колоссальное влияние на развитие всей современной европейской цивилизации. Впервые в культуре Просвещения утверждается идея прогресса человечества, его поступательного развития в результате человеческой деятельности; формулируются основные принципы демократии («свобода, равенство и барство») и государственного устройства (принцип разделения властей); впервые общество обращается к идее самосовершенствования человеческой личности и общества посредством воспитания и образования.
2.Романтизм как культурно-историческое и литературно-философское течение европейской культуры возник еще в конце XVIII в. на исходе Великой Французской революции и как реакция на ее результаты. Романтизм получил широкое распространение в Европе в национальных формах, с учетом собственных социально-исторических особенностей. В культуре почти всех ведущих европейских стран сложились свои специфические предпосылки к возникновению столь мощного, яркого, но короткого по времени явления (конец XVIII – начало XIX вв.) как романтизм. Еще одной общеевропейской причиной возникновения романтизма послужило Просвещение как культурно-историческое явление и отказ от его идей.
В современной истории культуры и культурологии нет четкого и однозначного определения понятию «романтизм», т. к. нет его четкого понимания у самих деятелей этого направления европейской культуры. Можно говорить о том, что это философско-эстетическое и художественное направление в европейской культуре, обязательными приметами которого являются «отказ от классических традиций, индивидуализм, субъективизм, предпочтение чувства разуму, разочарование и пристрастие к исключительному, выходящему за рамки обыденного…».В определенной степени романтизм – это вызов, брошенный эстетике классицизма и Просвещения с их идеями разума и прогресса.
Для романтической культуры характерные философские искания. Романтики утверждали веру в господство духовного начала, подчинение материи духу. Основу мироздания они видели в духовном бытие. Для романтиков особый интерес представляли принципы художественного познания и отражения окружающей действительности. Для романтического мышления было характерно стремление к универсализму, который проявился в социальных утопиях романтиков, в их мечтах о торжестве идеалов, гармонии и духовности общества.
Будучи непрактичными, оторванными от реальности в своих идеальных мечтаниях, романтики прекрасно видели все проблемы современного мира: его бездуховность, бесчеловечный характер действительности, которая была порождена техническим прогрессом и разрушающе воздействовала на человека. В то же время для романтиков была характерна социальная критика общества, призыв к борьбе (воплощением этого подхода к пониманию роли художника в обществе стали жизнь и творчество Байрона). Сложному, враждебному человеку миру романтики противопоставляли духовные принципы бытия: прекрасное, идеальное царство духа, благородного героя, гуманистический идеал, устремленность к безграничной свободе. Но в то же время, мир, который они создали в своей культуре – мир иллюзорный, не соотнесенный с действительностью и принципами закономерного социально-экономического развития общества. Поэтому романтики в своих литературных и живописных работах стремились уйти от мира реальностей в мир вымысла, сказки, фантазии, в мир ушедших эпох (средневековье) или в мир неизученных стран (Восток). Идеал, который создали романтики «был скорее …возвышенной мечтой, противостоящей низменной прозе…жизни, нежели отражением действительных сторон или тенденций развития реального мира», постоянно вступающий в конфликт с реальной жизнью.
Принципиальным новаторством в художественном познании действительности у романтиков является их положение о преобразующей роли искусства (А. Шлегель. «Герман и Доротея», В. Гюго «Предисловие к драме «Кромвель»), выдвигая не классицисткое правдоподобие жизни, а истинную правду с ее эстетикой безобразного. Основой художественного метода романтиков стал художественный «произвол» и безграничная свобода творческого воображения.
Вопросы для самоконтроля.
1.Как меняется представление о человеке и его месте в мире в эпоху Просвещения?
2.В чём особенности Английского Просвещения.
3.Французские Просветители и их идеи переустройства политической системы.
4.В чём сходство и различие Немецкого и Русского Просвещения ?
5.Какие художественные стили появляются в эпоху Просвещения?
Список литературы
Основная
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова- М: Юнита – Дана, 2012 – 597 с.
2. Культурология. Учебник / А.П. Садохин, Т. Г. Грушевская – М: Юнита-Дана, 2012, 687 с.
3. Культурология. Учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян –М: Юрайт, 2012, 549 с.
Дополнительная
- Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В.Ильина – М.: Высш.шк, 1993. – 336 с.
- Калитина, Н.Н. Французское изобразительное искусство конца. XVIII-XX веков / Н.Н. Калитина – Л., 1990. – 280 с.
- Кертман, Л.Е. История культуры стран Европы и Америки / Л.Е. Кертман – М., 1987. – 304 с.
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 2053;