Европейское Просвещение и «просвещенный абсолютизм».
Просвещение - это культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Оно зиждилось на убеждении в решающей роли разума и науки в познании общества и государства, чему предшествовал фундаментальный сдвиг в развитии естественных наук второй половины XVII века. Достойным завершением научных открытий в XVII веке стало создание ньютоновской механики. Английский физик, математик, астроном, механик Исаак Ньютон (1642-1727 гг.) в 1666 г. открыл закон всемирного тяготения, который окончательно сформулировал в работе «Математические начала натуральной философии», опубликованной в 1687 г.
Просвещение было интернациональным явлением. Зародившись в Англии в XVII веке (Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери), оно быстро распространилось в других странах. Его основные черты с наибольшей классической четкостью и радикальностью выразились во Франции в XVIII веке. Яркими представителями французского Просвещения являются Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. В Германии – И. Кант, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России – Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.
В каждой стране эпоха просвещения имела свои национальные особенности. В то же время можно выделить и некоторые общие для всех просветителей идеи: - это культ разума, заложивший основы атеистического мировоззрения; безусловная вера в прогресс, эталоном которого, с их точки зрения, выступала западная цивилизация, что способствовало утверждению принципа европоцентризма; рационализм, направлявший свою критику на вопросы политического и социального характера; теория естественных прав человека (право на жизнь, свободу, равенство), из которой вытекала идея общественного договора и концепция разделения властей.
Существенную роль в распространении идей Просвещения играли университеты. В Германии их было значительно больше, чем в других странах Европы. В 1770 г. насчитывалось 40 немецких университетов, во Франции – 23, в Англии - 2[2].
Большие надежды в деле преобразования общества просветители возлагали на просвещенных монархов, которые будут править в соответствии с законами разума, т.е. теми принципами государственного устройства, которые выработали просветители. Под влиянием идей Просвещения некоторые европейские монархи провели реформы. Политика реформ в области экономики, права, культуры при сохранении абсолютной монархии получила название «просвещенный абсолютизм». Её целью была модернизация существующего строя, устранение наиболее одиозных проявлений феодального порядка, приспособление абсолютизма к изменившимся условиям. Наиболее яркими примерами просвещенного абсолютизма считаются правление Марии-Терезии в Австрии (1740-1780) и Иосифа II (1780-1790), Фридриха II Великого в Пруссии (1740-1786), Карла III в Испании (1759-1788) и Екатерины II в России (1762-1796).
Иосиф II отменил крепостное право, издал указ о веротерпимости, провозгласил равенство всех перед судом, смягчил цензуру, много сделал для введения всеобщего и обязательного школьного образования.
Фридрих II – философ, литератор, автор нескольких книг – «Письма о любви к отечеству», «Рассуждения о различных образах правления и обязанностях государей», «История раздела Польши» и др. При нем была учреждена Берлинская академия наук, создана первая в Берлине публичная библиотека, построен дворцово-парковый комплекс Сан-Суси. Фридрих II осуществил прогрессивные изменения в области судопроизводства: отменил пытки, отделил суд от администрации; в 40-х годах отменил цензуру, провозгласил веротерпимость. Однако сохранилась зависимость крестьян от помещиков, не преодолена раздробленность страны. Внешняя политика была направлена на расширение территории и стремление к гегемонии в Центральной Европе. Любопытными представляются и отношения Фридриха II c Вольтером. В 1750 г. Вольтер по приглашению Фридриха прибыл в Пруссию, надеясь, что король-философ проведет преобразования в духе идей Просвещения. Но пребывание при дворе убедило Вольтера в том, что от слов короля до их претворения в жизнь очень далеко. Разочаровавшись в Фридрихе, Вольтер написал памфлет, в котором высмеивал официальную науку королевства. Оскорбленный король повелел сжечь памфлет, а автора арестовал. Под арестом французский просветитель провел около месяца.
Политика просвещенного абсолютизма не смогла решить накопившиеся в обществе проблемы. Жесткие каноны, на которых основывалось средневековое общество, плохо поддавались реформированию. Попытки изменить какую-либо из основополагающих конструкций общества сразу же подрывали устойчивость всей системы. В силу этого, реформы были направлены на устранение наиболее жестких и устаревших норм феодального общества, не меняя его сути, но несколько расширяя возможности для общественного прогресса.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3470;