Музыка. Танец. Театр. Кино
Классическая музыка Индии имеет свою специфику. В ней нет европейской гармонии. Индийская религиозная музыка никогда не записывалась нотами. Именно этим и обусловлена бескрайность, предоставляющая исполнителю неповторимую возможность импровизировать. Классическая индийская музыка исполняется на индийских национальных инструментах. К ним в первую очередь относятся вина и ситара, а также большое количество различных барабанов.
Индийский классический танец своими корнями уходит в глубокую древность. Он наполнен конкретным содержанием. Каждое движение ног, рук, глаз, бровей и других частей тела имеет свое значение, поэтому индийский танец можно читать, и он нередко сопровождается танцевальным речитативом.
Индийский театр относится к старейшим театрам мира: его теория и практика были разработаны около II в. до н. э.
Индийское кино представляет собой никальное явление, не имеющее аналогов в мировом кинематографе. Индийское кино самобытно. Оно является естественным продолжением музыкально-танцевальной драмы и требует специальной подготовки актеров, умеющих профессионально танцевать и петь. Оно всегда на-100
ционально: действие любого фильма всегда связано с Индией и ее народом.
Живопись
Одной из самых блистательных страниц в истории развития индийской культуры является живопись. Живопись как направление искусства оформилась в процессе иллюстрирования индуистского учения. Это в первую очередь иллюстрации к легендам. Особенно много иллюстраций посвящено народному божеству — Кришне, одному из воплощений бога Вишну. В индийских миниатюрах почти всегда просматривается контраст между многокрасочным передним планом и простым одноцветным (красным или голубым) фоном.
Художественная мысль индийцев изображала мифологических существ. Каждый из них сохранялся и растворялся в другом, в результате чего возникало совершенно новое невиданное существо, причудливо сочетавшее в себе элементы своих прародителей. Таков Хануман (получеловек и полуобезьяна). Еще один из наиболее важных персонажей — Ганеша. Изображается он с человеческим туловищем и слоновьей головой.
Самобытность индийского искусства заключается в своеобразии мышления — религиозного и художественного.
Архитектура
Архитектура Древней Индии была преимущественно деревянной и не сохранилась. Разрушая многие древние индуистские и джайнистские храмы, падишахи династии Великих Моголов (XVI в.) воздвигли мечети, медресе, мавзолеи и крепости, многие из которых по сей день являются шедеврами мировой культуры. Следующим судьбоносным этапом стала начавшаяся в XVIII в. колонизация Индии Великобританией, которая завершилась полным порабощением страны. В течение более чем 200-летнего британского господства в индийскую жизнь было привнесено множество европейских культурных и политических традиций, которые во многом определяют лицо и сегодняшней Индии. Лишь в январе 1950 г.Индия была провозглашена Республикой и окончательно обрела свободу.
Индийские религии создали в искусстве неповторимую атмосферу движения, незавершенности. Ярким примером классиче-
ского воплощения в искусстве противоречивого взаимодействия конечного и бесконечного, материального и духовного, с явной доминантой бесконечного и духовного, является образец культового буддийского сооружения — ступы.
Все ее компоненты пронизаны этим принципом, начиная от конструкции с квадратным основанием с полусферическим верхом. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символами власти. Ступу украшали рельефы и скульптуры Будды, сцены из жизни святых. Одной из самых древних сохранившихся ступ, сооруженных во времена империи Маурьев, является Ступа в Санчи (III—II вв. до н. э.).
Скульптура
Для архитектурного и скульптурного рельефа в Древней Индии было характерно внимание к деталям. Чтобы сделать изображение более четким и понятным, художник пренебрегал перспективой. Интересно, что скульптура чаще всего полукруглая, т. е. не имеющая спины или врастающая спиной в стену. Изредка встречается в Индии и круглая скульптура.
Еще в I в. до н. э. в скалах начали высекать пещерные храмы. Это буддийские храмы — чайтья.
В раннем буддийском искусстве практически не встречается фигура самого Будды. Его изображение заменяется в зависимости от содержания изображаемого то цветком лотоса, то священным деревом за оградой, то колесом со спицами, то ступой, то ступнями ног (следами Будды). Только после того как буддийское учение получило широкое распространение в народе и священный путь Будды стал хорошо известным каждому, появилась возможность изображать его в человеческом образе.
IV—VI вв. были периодом расцвета древнего искусства Индии. В это время север Индии был объединен в могущественное государство Гуптов. Замечательные образцы живописи этого периода сохранились в буддийских пещерных храмах и монастырях в Аджанте. Там было создано 29 пещер, стены, потолки и колонны которых расписаны сценами из буддийских преданий и легенд и украшены скульптурой и резьбой.
Позже появляется тип храма в виде башни. Эти храмы имели удлиненно-овальную форму, на их верхушке располагался зонт
в виде лотоса или прямоугольной пирамиды. Основная толпа верующих совершала обход храма снаружи. Во дворе храмов, а также на стенах стояли скульптуры.
Когда знаменитый русский путешественник тверской купец Афанасий Никитин в XV в. побывал в Индии, он увидел там святилища другой широко распространенной в этой стране религии — ислама: это были мечети, а также мавзолеи, которых в Древней Индии не было. Эта новая индо-мусульманская архитектура обогатила искусство Индии и сделала его еще более разнообразным по форме и содержанию. Однако мусульманское завоевание нанесло серьезный удар развитию индуистской архитектуры. Многие великолепные индуистские храмы были разрушены, а новых значительных сооружений не возводилось.
Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 452;