Особенности японской культуры


Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделя­лись по династиям военных правителей (сегунов).

Традиционное искусство Японии очень самобытно, его фило­софские и эстетические принципы отличаются от западных. На их формирование повлияло особое отношение японцев к кра­соте родной природы, с древности воспринимавшейся как совер­шенство, сотворенное Богом. Поклоняясь красоте природы, японцы старались жить в гармонии с ней и уважать ее величие.

Литература

Японская литературная традиция считается одной из самых древних. Ранние письменные произведения относятся к VIII в. Возникновение их связано с заимствованием китайской иерогли­фической письменности. Японская литература долгое время на­ходилась под влиянием литературы китайской. Первыми пись­менными памятниками японской литературы являются собрания японских мифов и преданий о деяниях богов и легендарных героев. VIII в. считается расцветом придворной литературы (прозы и поэ­зии). В это время складываются такие литературные жанры, как сказание и «дневник». В период Камакура и Муромати, когда ве­дущую роль в японском обществе играли военное сословие и самураи, большую известность и популярность приобретают военные хроники. Сюжеты военных хроник послужили основой для многих пьес в стиле но, кабуки и дзерури.

Классическим жанром японской поэзии считаются стихи, назы­ваемые «короткий стих», состоящие из 5 строк (31 слог — распре­деление по строкам 5-7-5-7-7). Это «высокая» поэзия на япон­ском языке, пользовавшаяся особым покровительством импера­торского двора. При дворе устраивались специальные поэтиче


ские состязания, лучшие стихи объединялись в императорские сборники.

В XVII в. большую популярность получили легенды, притчи и рассказы, возникшие в устной форме. Тогда же оформляется и авторская проза. Главным жанром долгое время были гэса-ку — жанровые развлекательные рассказы, основным содержа­нием которых были забавные истории из окружающей жизни. Литература в жанре гэсаку делилась на несколько направлений:

1) «остроумные рассказы», главной темой которых в основном были развлекательные и нередко циничные истории, в том чис­ле — из жизни «веселых кварталов»;

2) «юмористические книги»;

3) «книги людских страстей» — сентиментальные, но очень реалистические истории о дамах из «кварталов наслаждений» и их поклонниках. Стиль гэсаку не пережил падения сегуната Токугава, в новой

японской литературе конца XIX — начала XX вв. наметился рез­кий перелом, вызванный влиянием и популярностью западной литературы.

Религия

Эстетические принципы японского искусства сформирова­лись под влиянием трех важнейших религиозно-философских доктрин, определивших традиционное мировоззрение обитате­лей Страны восходящего солнца:

1) синтоизма;

2) конфуцианства;

3) буддизма. Почитание природы как божественного начала оформилось

в древнюю национальную религию японцев — синто. Изначально у каждого клана были свои собственные божества-покровители; однако официальный синтоистский пантеон сложился из бо­жеств-покровителей возвысившегося клана Ямато.

В честь синтоистских божеств строились многочисленные храмы, располагавшиеся, как правило, в лесных чащобах и в го­рах. Каждый храм был окружен садиком с маленьким водоемом и замшелыми камнями; храм окружали священные ворота, а до­рогу к нему украшали многочисленные каменные фонари.

Конфуцианство, как и буддизм, пришло в Японию из Китая. Под конфуцианством обычно понимается традиционная древне­китайская религиозно-философская доктрина, возводившая эти-


ческие принципы в разряд вселенских законов. Согласно конфу­цианским канонам, управляющим принципом Вселенной служит Небо. Полномочным представителем Неба на земле является им­ператор, от праведности которого зависит благоденствие государ­ства. От подданных требуется почитание императора, строгое вы­полнение законов и ритуалов, а также соблюдение моральных принципов. Идеальным человеком, с конфуцианской точки зре­ния, считается просвещенный и благородный муж, радеющий об интересах своей державы и преданный своему императору.

Важную роль в развитии традиционного японского искусства сыграл буддизм. В основе буддийской философии — представле­ние о том, что так называемый реальный мир (сансара) — на са­мом деле человеческая иллюзия, появившаяся из-за непонимания сути вещей. Это ведет к цепи многочисленных перерождений, каждое из которых представляет собой мучения и страдания. Буд­дийская философия также утверждает, что человек может путем правильных усилий освободиться от этих страданий и выйти из круговорота сансары.

Дзэн-буддизм и связанные с ним искусства — это особая тема. Дзэн-буддизм начал утверждаться в Японии в XIV в., а основатель сегуната Асикага (Муромати) взял дзэн-буддизм под покрови­тельство. Согласно дзэнским представлениям состояние просвет­ленности (сатори) достигается через прямой опыт — медитацию, духовную практику и общение с духовными учителями. Дзэн-буддизм был особо близок самурайскому сословию. Идеи дзэн вдохновляли и такие искусства, как:

1) театр но;

2) искусство оформления цветов (икебана);

3) чайная церемония, архитектура. Традиционная японская эстетика, сочетающая синтоистские,

конфуцианские и буддийские идеалы, разработала особые прин­ципы, понимание которых является ключом к японскому искус­ству. Важнейшими из этих принципов считаются:

1) фурюу (возвышенный вкус, образованность и развитость ума, особенно этот принцип относился к пейзажной живописи, садовому искусству, архитектуре, чайной церемонии и оформ­лению цветов);

2) моно-но аварэ;

3) ваби;

4) саби;

5) югэн.


Традиция японского сценического искусства насчитывает 5 основных театральных жанров:

1) бугаку;

2) но;

3) кегэн;

4) бунраку;

5) кабуки. Все эти пять традиций существуют и сегодня. Несмотря на

значительные различия, они объединены общими эстетическими принципами, лежащими в основе японского традиционного ис­кусства.

Театр

Особую эстетическую функцию выполняют в театре велико­лепные, роскошные одеяния актеров; маски, с глубоким психо­логизмом выражающие тончайшие оттенки человеческих чувств. В драмах главный акцент делался на психологические образы. Постижение актерского мастерства театра но начиналось с ран­него детства и совершенствовалось в течение всей жизни. Театр но и от зрителей требовал подготовки и образованности.

Репертуар но весьма разнообразен; в настоящее время извест­но около 240 пьес различного содержания. Примечательно, что в классическом театре но все роли, включая женские, исполняют­ся только мужчинами.

Традиция театра кабуки связана с городской культурой. Кабу-ки был любимым зрелищем горожан всех слоев и уровней достат­ка и отвечал вкусам этой публики. Возникновение театра кабуки относится к самому началу XVII в. Как внешний вид, так и мане­ры поведения труппы шокировали публику, поэтому исполняе­мые ими танцы прозвали кабуку, что означает «отклоняться», «шокировать». Первоначально театр кабуки был преимуществен­но женским, однако правительство, недовольное фривольным поведением актрис, в 1629 г.запретило участие женщин в театре. Женщин в кабуки стали заменять юноши, однако с 1652 г.сегунат запретил по тем же причинам и мужской кабуки. С тех пор участ­вовать в театральных постановках кабуки было разрешено только взрослым мужчинам, а спектакли стали подвергаться строгой цензуре.

Параллельно с традицией кабуки развивалась и традиция япон­ского кукольного театра дзерури. Каждой куклой, размер которой составляет примерно от 1/2 до 2/3 человеческого роста, управ-


ляют сразу 3 человека; у кукол подвижны глаза, веки, брови, рот, руки и ноги. Кукловоды одеты в черные одежды, у двоих ассистен­тов даже лица закрыты черными колпаками. Декламатор не толь­ко читает текст, но и «озвучивает» сразу всех кукол.

Живопись

Религиозные течения Японии повлияли на развитие японско­го искусства. Легендарная история Японии, подвиги богов и ге­роев стали сюжетной основой для многих произведений японско­го изобразительного искусства. Выражением конфуцианских эстетических принципов в живописи служил идеализированный природный пейзаж, вызывающий в зрителе стремление к совер­шенству и безупречности. Идеи дзэн также вдохновляли искус­ство, в том числе и монохромную живопись тушью на бумаге. Ши­рокое распространение получила буддийская живопись, в центре внимания которой находились канонические образы буддийско­го пантеона. К объектам буддийского искусства относятся калли­графические надписи.

Для традиционной японской живописи характерно большое разнообразие стилей, форм и техник. Живописные произведения могли иметь форму висячих свитков, свитков горизонтального формата, разворачивающихся по мере рассмотрения, могли быть в виде отдельных альбомных листов, они украшали веера, шир­мы, стены. Основу же всех стилей живописи составляют два глав­ных направления:

1) континентальное (пришедшее из Китая);

2) японское.

Примерно до Х в. в японской живописи доминировало ки­тайское направление.

В средние века было популярно направление намбан — бук­вально «южный варвар» — так японцы называли европейцев. Ху­дожники, работавшие в стиле намбан, подражали западной живо­писи.

С начала XVIII в. в Японии в моду входит стиль бундзинга — буквально «просвещенная живопись» («японский импрессио­низм»). Этот жанр повлиял на художника Кацусику Хокусай.

Укие-э — это один из популярнейших стилей японского изо­бразительного искусства. Он появился в 1-й половине XVII в, а во 2-й половине XIX в. пришел в упадок. Обычно под укие-э пони­мают популярные и широко распространенные жанровые произ­ведения — живопись и, в особенности, гравюру. Термин укие-э


означает «мир скорби» — так именуется мир сансары. В XVII в. эти представления были несколько переосмыслены. Мир прехо­дящих наслаждений также стал именоваться укие-э, только запи­сывался он уже другим иероглифом с тем же звучанием, букваль­но означавшим «проплывающий мимо».

В центре внимания художников укие-э были обитатели этого непостоянного мира преходящих удовольствий:

1) прекрасные дамы;

2) знаменитые гейши и куртизанки;

3) актеры театра кабуки;

 

5) эротические сцены;

6) праздники и фейерверки;

7) цветы и птицы. Конец XVIII—начало XIX вв. считаются золотым веком укие-э.

В эти годы творили такие мастера, как Китагава Утамаро (1753— 1806), и др. В первое тридцатилетие XIX в. одной из любимых тем укие-э становится пейзаж. Непревзойденным мастером япон­ской пейзажной гравюры считается Кацусику Хокусай.

Следует также отметить, что в Японии укие-э долгое время считался «низким» жанром, поэтому огромное количество работ было утеряно. Примечательно, что самим японцам взглянуть на укие-э как на полноправные художественные произведения по­могли иностранцы. Эстетика укие-э оказала огромное влияние на становление импрессионизма, особенно на таких художников, как Э. Дега, К. Моне, и особенно на В. Ван-Гога.



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 421;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.