Живопись и архитектура


Живопись военных лет значительно отличается от довоенной. В ее развитии были свои этапы. В начале войны — в основном фиксация увиденного. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всег­да была большая искренность, страстность, восхищение людьми, прямота и честность художественного видения, желание быть предельно добросовестным и точным.

Лаконизм, простота изобразительных средств, но и опреде­ленная прямолинейность характерны для сюжетных картин 1941—1942 гг.Светлым пятном на темном фоне воспринимается фигура женщины в картине С. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). Такую же цель преследует А. Дейнека в картине «Оборо­на Севастополя» (1942 г.). Хотя зрителю известно, что Севасто­поль был оставлен нашими войсками, но эти сражающиеся на­смерть матросы воспринимаются как победители.

В жанре пейзажа в военные годы работают и старейшие мастера В. Н. Бакшеев, Н. Крымов, А. Н. Куприн, И. Э. Грабарь. Эти го­ды сохранили и почти документальные пейзажи, ставшие со вре­менем историческим жанром, как «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.» К. Ф. Юона (1942 г.), запечатлевший тот памят­ный для всех советских людей день, когда бойцы прямо с засне­женной площади шли в сражение.

«Ленинград в дни блокады и освобождения» — так называется серия более чем из трех десятков автолитографий А. Ф. Пахомова (1908—1973 гг.), которую он начал в 1941 г. и завершил уже после войны. Пахомов сам пережил блокаду, и его рисунки полны трагического чувства и восхищения перед мужеством соотечест­венников. Весь мир обошел его рисунок «На Неву за водой», изо­бражающий закутанных девочек, добывающих последними уси­лиями воду из Невы.

В первую очередь развивается портрет, потому что художни­ки стремились передать героический характер нашего человека.


Сначала это были предельно скромные портреты, лишь фикси­рующие черты человека военного времени, — белорусских парти­зан Ф. А. Модорова и воинов Красной Армии В. Н, Яковлева. Позже появились парадные, торжественные, иногда даже патети­ческие изображения, как, например, портрет маршала Г. К. Жу­кова работы П. Корина (1945 г.).

В жанре портрета в годы войны много работает П. Кончалов-ский. Он создает оптимистические, жизнелюбивые характеры в своей обычной декоративной манере.

Особой значительностью, монументальностью образа отличают­ся портреты интеллигенции, написанные в годы войны М. Сарья-ном (академик И. А. Орбели, 1943 г.; композитор А. И. Хачатурян, 1944 г.; поэт М. Лозинский, 1944 г.; писательница М. Шагинян, 1944 г.и др.). В годы войны Сарьян занимался также и пейзажем, и натюрмортом. Следует отметить один особенный натюрморт, названный им «Армянам-бойцам, участникам Отечественной войны» (1945 г.), изображающий плоды и цветы Армении: как дар и благодарность воюющим и побеждающим и как память по­гибшим.

В 1941—1945 гг.развивается и бытовой, и пейзажный жанр. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. Пластову. Оба жанра объединены в его кар­тине «Фашист пролетел» (1942 г.): молодые березы, серое небо, далекие, знакомые каждому из нас поля. На фоне этого мирного осеннего пейзажа еще более чудовищным кажется злодеяние фа­шистского летчика, убившего мальчика-пастуха. Кисти Пластова принадлежат также очень яркие, проникновенные пейзажи на­шей родины. В последний год войны А. Пластов написал пре­красную картину «Жатва» (1945 г.): серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Б. Неменский изобразил жен­щину, сидящую над спящими бойцами, и назвал свое произведе­ние «Мать» (1945 г.). В исторической живописи появляются обра­зы героев прошлого.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древ­ности — Софии Новгородской как символу непобедимости рус­ской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944—1946 г.).

Монументальная живопись, конечно, имела мало возмож­ностей для развития в годы войны. Но, несмотря на это, искусство «вечных материалов», фрески и мозаики, продолжало свое су­ществование. Так, например, в блокадном Ленинграде набира­лись мозаики для метро по картонам Дейнеки.


Авторами самых известных плакатов стали художники-кари­катуристы Моор (Д. С. Орлов) и Дени (В. Н. Денисов). Героиче­ский плакат времен Великой Отечественной войны воспринял лучшие традиции революционного плаката. В первые дни войны на улицах появился знаменитый плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941 г.).

Если в начальный период войны главным героем плакатов был сражающийся советский воин, как, например, на плакате А. А. Кокорекина «За Родину!» (1942 г.), то с наступлением пере­лома в войне в пользу Советского Союза трагические сюжеты сменялись образами, вселяющими уверенность в победе.

Сложно говорить об архитектуре этого периода. Не хватало рабочих рук, материалов. Война несла с собой разруху, особенно в западных районах, близких к границам. Все строительные рабо­ты в этот период в основном были связаны с установкой эвакуи­рованного оборудования, созданием зданий для нужд промыш­ленности.




Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 449;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.