ТРИ ПРИЧИНЫ РАССЕЯННОГО РАССЕЛЕНИЯ
№1. КУЛЬТУРА. Во-первых, манера просторного расселения сложилась в США исторически, с первых шагов освоения их территории европейцами, и она нарочито культивируется до сих пор. Главное, что поражало «свежего» европейца-колониста в Америке, это огромность её просторов и крайняя дешевизна земли, так что здесь всё манило его к тому, чтобы отдохнуть от европейской тесноты и дать волю своей жадной привязанности к земле. Отсюда родилась эта чисто культурная привычка, восходящая ещё к средневековью и к английским традициям, но в американцах получившая особенно благодатную почву, - привычка тяготеть к земле, к землевладению. Джефферсон и другие отцы-основатели США немало сделали для того, чтобы придать этой привычке ореол чего-то священного для американцев, превратить ее в некий символ веры. Нашей культуре тоже знакомы такие настроения, у нас их с наибольшей силой воспел, пожалуй, Василий Шукшин, для которого город был средоточием всякой скверны, а сельская жизнь – источником всех добродетелей. Так думает и большинство американцев, хотя бы в глубине души. Именно поэтому они стараются имитировать сельскую жизнь даже в крупных городах и обзаводятся хотя бы лужайкой возле домика. Эту лужайку они тщательно обихаживают, потому что труд на земле считается облагораживающим. А уж если американцу повезло жить в open space, за городом, то он обязательно постарается расселиться пошире, попросторнее.
№2 АВТОМОБИЛЬ. Вторая причина – это, конечно, высочайшая автомобилизация. Без нее все эти шукшинские настроения остались бы прекраснодушной ностальгией. Автомобиль же позволяет осваивать под свои нужды громадную территорию и расселяться несравнимо более свободно, нежели расселяемся мы, россияне. И когда американец говорит вам, что от его дома до пляжа всего пять минут, он явно имеет в виду, что пять минут занимает поездка на автомобиле, а вовсе не пешая прогулка, как подумал бы любой россиянин. Для нас пять минут до магазина – это пара сотен метров, а для американца – это пара-тройка километров. Значит, шаг их социального пространства на порядок шире, чем у нас. Вот почему американец может позволить себе жить в 10 км от шоссе, на котором стоит универсам, в 20 км от места работы, ездить в гости за 30 километров в качестве рядового мероприятия, а по выходным отправляться «на рекреацию» за 100 км.
Благодаря этому американское пространство гораздо четче зонировано по функциональному признаку. Здесь удается гораздо эффективнее решить одну из мучительных проблем районной планировки: как разместить разные виды деятельности людей в соответствии со специфическими законами, которые присущи каждому виду, но в то же время оставить их в достаточной близости друг от друга, чтобы они были достижимы для человека без излишних усилий по преодолению пространства.
Для меня лучшим примеромтакого размещения стал район Сан-Франциско, который я теперь знаю особенно хорошо, так как посещаю его регулярно. Меня поразило, что люди здесь селятся в основном в тех местах, которые экономико-географ назвал бы гиблыми, - далеко от Сан-Франциско, в каких-то расщелинах, на отшибе от магистральных автодорог. Чем сильнее эти черты у местности, тем дороже в ней земля, тем богаче местная публика. И это вполне естественно в условиях Америки. Места, особо ценные по экономико-географическому положению (у глубоких берегов залива, на скрещениях железных и автомобильных дорог и т.п.) заняты промышленностью. А там, где промышленность, там грязная среда, там крутые нравы пролетариата, там много чернокожих, там выше преступность. Автомобиль позволяет селиться вдали от таких точек, особо ценных с чисто хозяйственной точки зрения, оставляя их для самого хозяйства. Зато перед селитьбой открывается возможность гнездиться там, где удобнее именно жить, - вдали от шума городского, вдали от загазованных и ревущих автострад, среди чистой природы, да еще с хорошими видами, которыми так богата пересечённая местность.
№3. НАЛОГИ. Есть и третья причина, тоже чисто американская – особенности налогообложения. Живя в крупном городе, человек среднего достатка платит городу немалые налоги, но идут они не только на него, но и на социальную помощь малоимущим и на поддержание сложной городской инфраструктуры. Между тем пользоваться этой инфраструктурой можно и в том случае, если человек живет за пределами города и ездит в него на работу в автомобиле; заодно это избавляет от необходимости делиться своими налогами с бедняками. Эти мотивы были главным стимулом для т.н. субурбанизации, то есть отселения средних классов в пригороды (об этом речь позже). В зоне пригородов есть возможность выбирать себе место жительства в соответствии с важными для вас параметрами - по уровню дохода жителей, по качеству местной школы и т.д., тем самым выбирая себе соседей, как можно более похожих на вас самих, а потому не раздражающих сверх обычной меры. У таких соседей примерно одинаковые вкусы, одинаковые предпочтения, и если они организовывают независимый муниципалитет, то могут тратить местные налоги на то, чтобы обслуживать нужды, специфические для данной группы населения страны.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2642;