История города Фивы
Город Фивы имел богатую историю, о чем свидетельствует мифология. Согласно легенде, город был основан либо Кадмом из Тира, либо сыном Зевса Амфионом. Кроме того, Гераклу приписывают помощь городу в сражениях с другими греческими городами. Пожалуй, самым известным жителем города был Эдип, герой печально известной семейной трагедии.
Фивы контролировали богатую равнину, а их столица находилась на южном краю равнины. Акрополь, называемый Кадмеей, располагался на полуострове шириной полмили на четверть мили. С Кадмеи открывался вид на город и ущелья рек Дирсе и Исмену. В минойский и микенский периоды дворец был крупным и важным царским сооружением, вероятно, таким же по масштабам, как и дворец в Микенах. Он находился на важном торговом пути с севера, из Фессалии, на юг, к Коринфскому перешейку. Кроме того, дворец получал большие доходы от контроля над богатой равниной и ее сельским хозяйством.
Перед Троянской войной дворец был разрушен, и Гомер не упоминает Фивы в своем каталоге кораблей из Беотии. После Троянской войны беотийцы прибыли из Фессалии и заселили Фивы. В регионе смешались греческие диалекты, включая дорийский аркадский, фессалийский и эолийский, а также дорийский. Все это вполне логично, поскольку Беотия находилась на перекрестке дорог Греции. Город Фивы начал восстанавливаться после беотийской иммиграции. Он не мог контролировать весь регион, как Афины в Аттике, и к восьмому веку здесь было не менее двенадцати независимых городов-государств. Фивы возглавили федеральную лигу Беотийская лига, в которую вошли многие города Беотии. Эта лига чеканила федеральную монету и объединилась для защиты от Фессалии на севере и Афин на юге.
Городом Фивы управляла небольшая аристократия, первоначально основанная на родовитости, которая позже уступила место богатству, в первую очередь благодаря разведению свиней. Эта олигархия контролировала город и поначалу находилась в благоприятных отношениях с афинскими тиранами, пока два города не вступили в войну из-за Платеи. Во время войны Платея обратилась за помощью к Спарте, но та предложила Платее обратиться за помощью к Афинам. Афины и Платея победили фиванцев, и платейцы получили землю из Фив.
Фивы и Афины теперь были врагами, и Фивы вступили в союз со Спартой. Фивы подчинились Персии во время Персидских войн, а после победы в битве при Платее в 479 году афиняне выступили за уничтожение Фив. Спарта отвергла это требование, поскольку это создало бы вакуум власти, и Спарта опасалась, что Афины воспользуются этим. Во время становления Афинской империи фиванцы обеспечивали противовес афинянам на суше в центральной Греции. В 431 году афиняне атаковали город Платею, который теперь контролировали Фивы и который был воротами в Беотию, что положило начало Пелопоннесской войне. Во время этой войны Фивы выступили на стороне Спарты, хотя между ними существовала напряженность, поскольку Спарта хотела, чтобы Фивы оставались державой второго сорта. После поражения Афин фиванцы хотели уничтожить их, но Спарта снова отказалась.
В течение следующих тридцати лет Спарта пыталась установить контроль над греческим миром. Растущее недовольство Фив против Спарты привело к битве при Лектре, в которой фиванцы разгромили спартанскую армию в 371 году. Фиванская армия разработала новую тактику, включающую использование кавалерии в сочетании с сильной концентрированной пехотой фиванцев, Священной группой, которая объединила пехоту в сильный клин из 300 гоплитов. Священная группа возглавила атаку, что дало им больше огневой мощи и силы при сражении на небольшой территории.
Победа фиванцев не была всеобщим праздником, так как Афины осознали, что их традиционный враг теперь стал верховным. Победа фиванцев привела к распаду Спартанской лиги. Многие государства, находившиеся под контролем спартанцев, изгнали олигархов, поддерживавших Спарту, в пользу демократических сил. Фиванцы поддержали идею создания панаркадской лиги с Мантинеей в качестве главного города. Фиванская армия под предводительством Эпаминондаса прибыла в Аркадию и помогла лиге. Затем фиванцы убедили мантинейцев не уходить, а идти на Спарту.
С четырьмя дивизиями по четырем разным дорогам союзники продвинулись до Селласии, города к северу от Спарты, который был сожжен. Армия продвигалась к Спарте по берегу реки Евротас. Река вздулась, и союзная армия не смогла переправиться через нее в Спарту; единственный мост, который усиленно охранялся, был спасен. Спартанцы получили подкрепление из Коринфа и нескольких других городов, что вынудило Эпаминонда отказаться от атаки.
Вместо того чтобы вернуться в Фивы, он повел армию на запад, в Мессению, где покончил со спартанским контролем и основал независимую Мессению, враждебную Спарте. В 369 году Эпаминондас вернулся в Фивы, унизив Спарту. Через несколько месяцев после первого вторжения на Пелопоннес Эпаминондас снова вернулся во главе другой фиванской армии. Фиванцам удалось прорвать оборону, но Спарта получила поддержку от своего старого союзника - Сиракуз на Сицилии, которые прислали кельтских и иберийских наемников. Эпаминондас отступил, не добившись больших успехов. Фивы разместили гарнизоны в пелопоннесских городах, когда те отступали, чтобы убедиться, что они останутся верны им.
В это же время на севере действовал другой великий фиванский вождь, Пелопид. Главным театром военных действий здесь была Фессалия. Фивы не хотели, чтобы Фессалия находилась под властью одного правителя, так как недавно Фессалия была под властью Ясона Ферейского. Чтобы предотвратить объединение, Пелопид в 369 году поставил несколько городов на севере под защиту фиванцев. Его также попросили помочь решить, кто должен стать правителем Македонии между двумя претендентами. Он заставил царя Александра II отказаться от союза с Афинами и обратиться к Фивам. Главной задачей Пелопида было подорвать афинское влияние и власть в Халкидийском регионе. Он вернулся на следующий год и снова заключил союз с Македонией и новым регентом.
Македонцы закрепили этот союз, предоставив Фивам несколько заложников, одним из которых был юноша по имени Филипп, брат царя Александра II, который теперь мог воочию увидеть новые стратегии Фив при Эпаминондасе и Пелопиде. Возвращаясь домой, Филипп остановился при дворе Александра Фессалийского, не зная, что тот стал союзником Афин, и был немедленно взят в плен. Беотийская армия отправилась на север, чтобы спасти его, но была перехитрина и вынуждена отступить. Эпаминондас, который тогда был всего лишь обычным гоплитом, сплотил войска; его избрали генералом, и он снова отправился в Фессалию, чтобы напугать Александра и заставить его отпустить своего друга Филиппа.
В это время многие греческие государства пытались получить помощь от Персии и начали подавать иски о мире с ней. Как посланник фиванцев, Пелопид смог добиться выгодных условий для Фив. Когда он вернулся в Грецию с письмом персидского царя, все были против этого соглашения, и Фивы оказались в затруднительном положении. В 364 году Пелопид в третий раз двинулся на север, в Фессалию. Здесь, в битве при Циноскефалах, после затмения Солнца 13 июля 364 года, которое было истолковано как дурное предзнаменование для Фив, Александр Фессалийский повел свою армию против Пелопида. Когда Пелопид после упорной битвы захватил возвышенность, он увидел, что его личный враг, Александр, бежит. Пелопид, пренебрегая правилом, согласно которому полководец должен оставаться на месте, бросился за ним в ряды фессалийцев и был срублен.
Хотя фиванцы выиграли битву, смерть Пелопида была тяжелым ударом. На следующий год фиванцы послали еще одну армию, чтобы отомстить за его смерть, и заставили Фессалию отступить от своего контроля. Затем фиванцы отомстили своему старому врагу - городу Орхомен. После неудачной попытки Орхомена напасть на Фивы фиванцы приняли решение уничтожить город и обратить его население в рабство. Город был разрушен, жители мужского пола убиты, а остальные обращены в рабство.
Персидское письмо, дававшее Фивам контроль над греческим миром, не было принято другими греческими городами, и вскоре недовольство Фив вылилось в недовольство Пелопоннеса. Аркадийцы, обязанные своим могуществом и существованием Фивам, теперь выступили против них, объединившись со Спартой, своим старым врагом, в новый союз. В 362 году беотийцы двинулись на юг против своих врагов в Мантинее. Эпаминондас попытался захватить Спарту внезапным нападением, но обнаружил, что город хорошо защищен. Он вернулся в Мантинею, где столкнулся со спартанцами, афинянами и мантинейцами. Фиванцы атаковали, как и при Лектре, и снова одержали победу.
Когда Эпаминондас следовал за своей победой, он был срублен и смертельно ранен. Его смерть продемонстрировала стойкость в войне и случайность. Его стратегия и тактика произвели революцию в том, как греки воевали, показав, что изменения в системе гоплитов возможны. Фиванская система войны позволила городу создать сильную конфедерацию от Фессалии до Пелопоннеса. После смерти Эпаминондаса и Пелопида город атрофировался, и Греция находилась в состоянии постоянного колебания.
В течение следующих двадцати лет греческие города постоянно воевали между собой, не обращая внимания на растущую мощь Македона. Новый лидер северного царства, Филипп II, получил прекрасное военное образование в Фивах. Полученные им уроки и постоянная адаптация позволили Македону двинуться против северных городов. В конце концов Фивы осознали опасность, но слишком поздно. В 338 году при Херонее Филипп и его македонская армия разгромили Священную группу и уничтожили фиванскую власть.
После смерти Филиппа в 336 году Фивы подняли восстание против Македонии, но были разбиты сыном и преемником Филиппа, Александром Македонским. Во второй битве при Херонее Фивы были разгромлены, и Александр приказал сровнять город с землей. С тех пор город перестал существовать.
Дата добавления: 2024-11-28; просмотров: 27;