Налогообложение в Древней Греции
Для греков идея налогообложения основывалась на собственности или богатстве, которое можно было легко увидеть, обычно это означало либо землю, либо продукты. Однако лучше думать о налоге как о государственном доходе, или о том, к чему государство имело доступ и могло тратить. Самая известная налоговая система - афинская, поскольку это было самое большое и богатое государство греческого мира. В пятом веке в Афины поступала дань, или внешние доходы (налоги), и внутренние доходы.
По всей видимости, во времена Пейсистратидов в шестом веке существовал 5-процентный налог на сельскохозяйственные доходы, но это не пережило их правления, и налог был отменен. Афиняне облагали налогом проституток, серебро (предположительно, горное дело) и иностранцев. Трудно определить, кто платил налоги в Афинах, поскольку сохранилось мало записей. Вероятно, большую часть прямых налогов платили 2 000 самых богатых людей, на долю которых приходилось не менее 50 % всего богатства Афин.
В начале Пелопоннесской войны историк Фукидид утверждал, что Афины получали 600 талантов в год из внешних источников (т.е. дань). Этот рассказ дополняет историк-философ Ксенофонт, который утверждает, что доходы афинян за тот же период из внутренних и внешних источников составляли 1000 талантов в год. Это означает, что афиняне собирали 400 талантов в год из своих внутренних или внутренних поступлений.
Величина этих цифр также соотносится с драматургом Аристофаном, который в 422 году сказал, что доходы Афин, получаемые из дома и из-за границы, составляли 2 000 талантов, что произошло благодаря переоценке иностранной дани и специальному налогу на богатых, который приносил еще 200 талантов в год. Хотя все эти цифры округлены, вполне вероятно, что величина каждого автора была верной, установив, что Афины в мирное время получали 1000 талантов, а в начальный период войны - еще 1000 талантов в год.
Большая часть внешних доходов или дани Афин шла на обслуживание флота. На содержание 100 трирем или военных кораблей в течение шести месяцев требовалось 600 талантов. Внешние доходы поступали в виде дани от союзных государств. Эта дань стала частью взноса, первоначально сделанного в Делийскую лигу для борьбы с Персией. Когда в 454 году казна была перенесена с Делоса в Афины, дань рассчитывалась не только для общего взноса лиги, но и для каждого города-государства в отдельности. В сохранившихся списках записано, что из дани городов-государств Афине отчислялась одна шестидесятая часть. Скорее всего, это была сумма, которая первоначально была отдана Аполлону на Делосе, а затем Афине при передаче казны. Списки были высечены на камне в Афинах.
Судя по записям, дань собиралась каждый год, и в 453-439 годах суммы были выбиты на одной мраморной плите, в следующие восемь лет (438-431) - на другой плите, а затем для каждого последующего года - на отдельной плите. Похоже, нет записей о 448 годе, когда был заключен мир между Персией и Делийской лигой, и, возможно, именно в этом году дань использовалась исключительно Афинами. В 413 году дань была заменена на 5-процентную пошлину на все товары, перевозимые по морю; предположительно, она должна была пойти на пользу Афинам и, вероятно, составляла еще большую сумму, чем дань. Похоже, что дань была вновь введена в 410 году.
В списках дани соседние государства обычно записывались вместе, так что к 442 году существовало пять региональных областей: Иония, Эллада, Фракия, Кария и острова; в 437 году внутренняя часть Карии была отменена, вероятно, из-за персидского завоевания, и Кария была объединена с Ионией. Суммы взносов сильно различались: Эгина вносила 300 драхм - годовую зарплату одного человека, а Тасос - 30 талантов (талант равнялся 6 000 драхм) в год. Уровни пересматривались каждые четыре года, и суммы постоянно росли до 430 года, а в 428 и 425 годах были увеличены в связи с Пелопоннесской войной. Помимо апархий, сохранились фрагменты оценочных списков 425, 422 и 410 годов, которые дают ценную информацию об общей сумме, выделенной каждым государством.
На основании апархий и более поздних оценочных списков можно проследить общие тенденции. Первая оценка в 478 году составила 460 талантов. Государства могли предоставить корабли или деньги, но в конечном итоге большинство из них обменяли эту сумму на деньги, поэтому к 431 году только Хиос и Лесбос предоставляли корабли. В 450 году дань составляла чуть менее 432 талантов. Хотя эти цифры ниже 600 талантов Фукидида, возможно, он включил корабли в свои расчеты.
Внутренние доходы включали в себя доходы от рудников Лаврии. Хотя круглое число в 100 талантов снова вызывает некоторые подозрения, один источник утверждает, что именно такой доход был в 480-х годах. Вероятно, это был самый крупный единовременный взнос в пользу государства. Известно, что город арендовал рабов у частных владельцев, которые работали в шахтах. Вероятно, не будет ошибкой предположить, что четверть внутренних доходов Афин поступала от рудников, поскольку, когда спартанцы захватили их в ходе Пелопоннесской войны, афинянам пришлось задействовать свои резервы.
Другим крупным источником дохода для государства были налоги, взимаемые с торговли в агоре и порту Пирея. Эти рыночные и портовые сборы обычно платили купцы, привозившие в Афины товары на продажу. Эти сборы представляли собой ренту, рассчитанную на основе процента от стоимости товара. К 422 году, когда война затянулась, Афины ввели акцизный налог в размере 1 процента на пошлины, штрафы, рыночные и портовые сборы, публичные продажи, аренду шахт и государственные контракты.
Даже этот 1 процент приносил городу большой доход. В конце пятого века встречаются упоминания о двухпроцентном налоге на импорт/экспорт. Это означает, что в Афинах существовал регулярный налог на торговлю. Афиняне также взимали 10-процентный транзитный налог на Боспоре, относящийся к концу Пелопоннесской войны. Используя свою колонию Хрисополис близ Византиона, афиняне укрепили и гарнизонировали ее, взимая налог с кораблей, выходящих из Черного моря. В этом регионе также взимался налог на зерно в размере 8,5 %, называемый двенадцатым, и это могло быть своеобразным налогом на корабли с зерном, прибывавшие из южной России.
Поскольку подоходного налога в то время не существовало, государству приходилось полагаться на налоги с продукции (десятину) и налоги на имущество, а также на упомянутые ранее косвенные налоги. Поскольку древние не использовали никаких видов двойной бухгалтерии, эта система в основном уравнивала доход и капитал. Не существовало системы, которая бы устанавливала ежегодный подоходный налог или облагала аренду и ренту. В афинской системе деньги регулярно откладывались в храмы для накопления, поэтому к началу войны город располагал резервом в 6 000 талантов.
Эти виды налогов были не единственным способом сбора средств для города-государства. Другим способом была система литургий, которая означала, что состоятельные афиняне должны были оказывать городу те или иные услуги. В некотором смысле это были налоги на богатых. Человек мог сделать хорегию, когда богатый человек оплачивал расходы на постановку хора (серии драм, комедий и музыкальных развлечений) на одном из крупных фестивалей. Возможно, ежегодно проводилось около 100 литургий на этих праздниках. Существовала гимнасиархия, которая оплачивала фестивальные факельные гонки, а также, вероятно, общее содержание гимнасия. Панафинейские игры также частично поддерживались богачами.
Другим видом литургии было строительство памятников или зданий. Например, Стоа Пойкиле (Расписное крыльцо) в Пейсианаксе было построено на средства одного человека. Если человек был выбран для проведения литургии и чувствовал, что кто-то более богатый был обойден и мог заплатить вместо него, он мог вызвать другого человека на обмен имуществом, или антидоз. Это позволяло контролировать богатых, так как если кто-то не совершал литургию, а кто-то совершал, то первый либо терял имущество в антидозе, либо должен был совершить литургию, чтобы сохранить свое богатство.
Самой важной литургией была триерархия. Триерарх должен был оплатить расходы на снаряжение военного корабля (не считая жалованья гребцам) в течение года. Это было дорогостоящее мероприятие, даже если расходы делили двое. В 350-х годах система была изменена таким образом, что 1200 самых богатых афинян были объединены в двадцать симморий (товариществ), где каждый вносил одинаковую сумму. Эта литургия была самой важной для афинян, поскольку позволила городу расширить свою империю в пятом веке.
Кроме того, существовали специальные сборы, или эйсфораи, которые взимались в тяжелые времена. Фукидид сообщает, что в 428 году, когда афиняне осаждали Митилену, этот налог составлял 200 талантов. В четвертом веке, судя по всему, налог в размере 1 процента составлял 60 талантов, что указывало на общую оценку имущества в 6 000 талантов. Неясно, как определялась стоимость, но, возможно, она основывалась на декларации переписи населения или на общем уровне богатства города. Большинству иностранцев не приходилось беспокоиться об уплате этих дополнительных сборов или литургий. Одной из групп иностранцев, которые должны были их платить, были метисы, или иностранцы-резиденты. Это были не приезжие, а иностранцы, которые хотели жить в Афинах постоянно и пользоваться некоторыми правами гражданина. В таких случаях метис был обязан оплачивать все литургии, кроме триерархии.
Идея литургий, по крайней мере первоначально, заключалась в том, что богатые люди должны были сделать дар городу. Несомненно, богатые люди также понимали, что получат от этих даров выгоду, в том числе почет, престиж и известность. Это могло помочь кому-то выиграть суд или быть избранным, или даже повлиять на тип литургии, которую человек получал от общего собрания. По всей видимости, в Афинах также существовали налоги, выплачиваемые на местном уровне - в демах. Существовали также налоги на религиозные цели, введенные, очевидно, для финансирования государственных культов незадолго до войны со Спартой, и такие налоги могли рассматриваться как способ получить помощь от богов.
Система налогообложения или государственных доходов существовала и в других греческих городах, но они менее известны. В Спарте богатство в основном складывалось из земли и сельскохозяйственной продукции, в то время как налогообложение Коринфа, вероятно, было зеркальным по отношению к Афинам из-за их торговли. В других городах явно существовали налоги на импорт/экспорт, а также налоги на продукты и поборы с приезжих и представителей таких профессий, как проститутки. Эти налоги позволяли городу строить общественные сооружения, оплачивать военные силы и при необходимости подкупать другие города или лидеров. Налоги позволяли управлять государством, но поскольку каждое государство было небольшим и не координировалось с другими, греческий мир не мог соперничать с Македонией и Персией в плане финансовой мощи.
Дата добавления: 2024-11-28; просмотров: 27;