Храмы в Древней Греции. История и предназначение
Греческие храмы были земным домом и священным местом для богов и богинь. Храм обычно был обращен на восток, и восходящее солнце часто освещало его как основной источник света, дополняемый иногда масляной лампой. Некоторые храмы, такие как Парфенон в Афинах, имели мраморную черепицу на крыше, что потенциально позволяло рассеивать и отражать существующий свет.
Культовые статуи изготавливались из различных материалов; вначале они, вероятно, были деревянными или терракотовыми, а позднее - мраморными. Часто статуя была покрыта одеждой и другими аксессуарами из слоновой кости и золота. Самыми известными статуями были «Афина» Фидия в Афинах и Зевс в Олимпии. Как правило, статуя была в натуральную величину, но иногда она могла быть и больше, как, например, в Афинах и Олимпии.
В храмах размещалась культовая статуя бога, которая давала земное, физическое представление этого бога. Поскольку боги могли перемещаться по миру, их представительство в храмах позволяло им присутствовать в определенном месте. Храм был частью сложной системы или святилища для поклонения богу. Весь комплекс обычно ограждался стеной или забором, называемым периболос. Эта стена ограждала теменос, который город официально обозначал как принадлежащий богу или принадлежащий ему иным образом. Теменос также мог быть частью священной рощи, которая не имела периболоса в той же форме и, возможно, вместо стены или ограды имела только пограничные камни или маркеры.
Храм Гефеста на древней агоре в Афинах
В греческом храме была целла или наос - комната, где хранилась культовая статуя. Это было самое важное помещение в храме. Часто в наос помещали товары для бога. По обеим сторонам стен наоса располагались колонны, которые создавали три коридора, центральный из которых шел по оси от входной двери к культовой статуе. Во многих более поздних храмах рядом с наосом находилось еще одно помещение - адитон, закрытая зона, где хранилась культовая статуя. В этом случае наос использовался для хранения вотивных вещей. Эта комната находилась дальше всего от главного входа и была доступна только из наоса. Эти комнаты были доступны только для жрецов, жриц и оракулов, а не для широкой публики.
Перед наосом, по направлению к главному входу, находился пронаос, где стены наоса расширялись по обе стороны. Это было внутреннее помещение портика между наосом и входной колоннадой, обычно с двумя колоннами между стенами. Часто оно могло быть таким же длинным, как и наос, и могло быть открытым, так что стены заменялись колоннами. Иногда на дальней стороне пронаоса находилась дверь, которая могла закрывать наос. Многие греческие храмы имели подобное помещение в задней части, опистодомос (заднее крыльцо), которое не было связано с адитоном или наосом и присутствовало только из эстетических соображений, для придания пропорций. Часто это помещение, имевшее дверь между двумя колоннами, могло быть закрыто, чтобы сделать его безопасным, как, например, в Парфеноне, где оно использовалось в качестве сокровищницы.
Греческие храмы известны тем, что в их дизайне часто использовались математические пропорции. Они были самых разных форм и стилей. Были круглые храмы, толос и прямоугольные сооружения разных размеров. Самый простой храм имел четыре стены, образуя наос или целлу. Затем он дополнялся антами (колоннами) по обе стороны от дверного проема. Часто анты были вытянуты от боковых стен целлы, образуя пронаос. Если храм также имел опистодомос, он назывался храмом с двумя антами. Вся система храма с наосом, адитоном, пронаосом и опистодомом была окружена колоннами со всех четырех сторон, образуя единое целое, называемое перистазом; если колонн было два ряда, то храм назывался диптеросом.
Эти колонны обычно располагались в один ряд по периметру сооружения, образуя крыльцо или портик. Если колонны располагались не вокруг храма, а только в передней части, это называлось простилем; если то же самое происходило и в задней части храма, это называлось амфипростилем. Еще одним отличием было количество колонн спереди и/или сзади. Две колонны назывались дистилем, четыре - тетрастилем, шесть - гексастилем, восемь - октастилем, а десять - декастилем. Большинство храмов имело четное количество колонн, хотя есть и нечетные, например, посвященный Гере в Паэстуме.
Количество колонн часто определялось по формуле, в которой число боковых колонн было на одну больше, чем удвоенное число передних, так что на четыре колонны спереди приходилось девять колонн с каждой стороны. Высота храмов могла достигать 60 футов, а размеры некоторых крупных храмов превышали 100 футов в ширину и 300 футов в длину. Чтобы избежать оптической иллюзии, что центр провисает, было принято поднимать центральную колонну на несколько дюймов или немного раздувать колонны.
Храмы обычно возвышались над уровнем земли за счет создания подземного фундамента (стереобата); верхний уровень фундамента - эвтинтерия, выступающая из земли и позволяющая возводить здание храма (обычно из местного камня). Сверху располагалась крепидома - возвышенная платформа из трех уровней, каждый из которых уменьшался в размерах, так что они напоминали ступени. На вершине находился стилобат - платформа, на которой размещались колонны. Колонны, установленные на этом уровне, сужались к вершине. Каждая колонна была сделана из отдельных барабанов, поставленных друг на друга. Колонны имели прорезанные желобки или флейты: дорические - от восемнадцати до двадцати, ионические - двадцать четыре. Дорическая колонна стояла на самом стилобате, а ионическая опиралась на базу на стилобате. На вершине колонны располагалась капитель, которая поддерживала антаблемент.
Дорический ордер имел антаблемент, состоящий из двух частей: архитрава, расположенного между колоннами, и фриза над архитравом, который иногда был простым, а иногда украшенным. На фризе часто изображались батальные сцены, которые шли непрерывной чередой вокруг храма. На фризе располагались триглифы, или канальные таблички. Между этими триглифами располагался метоп - архитектурная скульптура, которая обычно была самостоятельной, в отличие от фриза. Метоп и триглиф следует рассматривать как единое целое. Фронтальная декоративная часть - треугольный фронтон на перемычке - стала важным компонентом убранства храма. На крыше находились акротерион на углу и гребни, которые могли быть статуями или простыми архитектурными формами. Фриз и метопы, а также колонны и другие детали были окрашены в различные цвета, обычно в синий, красный и белый.
Храмы, вероятно, были открыты для жителей города, с некоторыми ограничениями в зависимости от конкретного культа. Например, в один храм могли принимать девственниц, а в другой - замужних женщин. Рабы, вероятно, допускались в определенное время, в то время как выборные должностные лица, вероятно, имели более регулярный доступ, а жрецы имели почти полную свободу входа. В древности в некоторых храмах служили проститутки, как, например, в храме Афродиты в Коринфе. Однако большинство храмов, вероятно, не предлагали таких услуг.
Среди известных и примечательных дорических храмов - Парфенон в Афинах, построенный по приказу Перикла для прославления города. Он был выстроен из восьми колонн на семнадцать колонн, опять же в традиционных пропорциях, и считался чистым периптеросом. Его пронаос имел шесть колонн у входа. У него также была укороченная стена антаэ для пронаоса. Храм Геры, или Герайон, в Олимпии, самый древний храм, когда-то также ассоциировался с Зевсом. Дорический храм был построен в 590 году. Он имел по шесть колонн спереди и сзади и по шестнадцать с каждой стороны, что создавало более узкий вид. Изначально он был построен из дерева, и только позже его сделали из камня. Храм Зевса в Олимпии был построен в 460 году и состоял из шести на тринадцать колонн. Этот храм известен своими каноническими пропорциями.
Другие хорошо сохранившиеся храмы находятся в Паэстуме в Италии и Агридженто на Сицилии. В Эфесе существовало несколько знаменитых ионических храмов, в том числе Артемисион - мраморный диптерос шириной 151 фут и длиной 377 футов, самый большой храм в античности. Другой ионический храм, посвященный Аполлону, находился в Дидиме; он также представлял собой диптерос, его строительство было начато в 540 году, остановлено в 500 году и возобновлено в 331 году.
Большинство классических храмов были построены и оплачены городами или правителями, такими как тиран Писистрат. Финансовая нагрузка на города, которые хотели построить храмы, могла быть огромной; обычно проекты оплачивались за счет налогов, специальных сборов или подарков. В Афинах строительство Парфенона и его финансирование были одобрены общественным голосованием на собрании, а средства были получены из дани подданных. Архитекторам было предложено представить планы, а комитет, созданный собранием, выбрал победителя.
Контроль за строительством и заключение контрактов на различные работы возлагались на другой комитет, члены которого следили за тем, чтобы строительство различных элементов соответствовало необходимым стандартам и чтобы рабочие получали зарплату. Поскольку многие подрядчики были небольшими мастерскими, каждый из них отвечал только за часть строительства. Рабочим платили по дням.
Храмы были центральной частью общины. Они позволяли отправлять культы для защиты города. Поскольку религия была делом общины, направленным на безопасность города, а не на спасение отдельного человека, храмы были крайне важны как для населения, так и для города. Жертвоприношение товаров, убитых животных или зерна/овощей, всесожжение, совершалось вне храма на алтаре перед храмом. Жрецы и жрицы приносили всесожжения богу или богине, а затем люди принимали участие в священной трапезе.
Праздники храма позволяли не только защищать город, но и прославлять его. Великий праздник в честь Афины, Панафинея, позволял прославить Афины, особенно во времена Перикла. Храм стал центральной точкой празднования, когда подвластные государства приносили дань Афинам. Сам акт был отчасти призван унизить подданных, чтобы показать, что они зависят не только от богини Афины, но и от ее благосклонного города Афин.
Дата добавления: 2024-11-28; просмотров: 31;