Битва при Платее. Подробная история


Город Платея находился к югу от Фив, на Беотийской равнине. В начале классической эпохи, в конце V века, город отказался перейти под контроль Фив и спросил Спарту, может ли она присоединиться к Пелопоннесской лиге. Увидев возможность продолжить дестабилизацию центральной Греции без отправки войск на север, Спарта предложила Платее заключить союз с Афинами, чтобы не дать Фивам захватить ее. Платея и Афины заключили союз, и когда Фивы двинулись на юг против Платеи, чтобы заставить ее вступить в Пелопоннесскую лигу, Афины послали армию.

Город Коринф согласился выступить в качестве арбитра, и по условиям соглашения Платея не должна была вступать в лигу, да и вообще ни один город не должен был вступать в нее, если он этого не хотел. После заключения соглашения афиняне отправились в путь и вскоре были атакованы фиванским войском, которое они разгромили. Своей победой Афины закрепили союз с Платеей и гарантировали последнему свободу. Спустя годы, когда в 490 году Афины столкнулись с Персией при Марафоне, Платея отправила на битву все свои войска - 1000 человек. Занимая почетное положение, они помогли Афинам выиграть битву и были отмечены в мемориале победы.

После победы персов при Фермопилах Платея и Феспии, города Беотии, которые не сдались, были разрушены. После битвы при Саламине Ксеркс бежал с большей частью своей армии, оставив позади своего способного полководца Мардония. После поражения при Саламине Мардоний убеждал Ксеркса остаться в Греции, но вместо этого Ксеркс назначил его захватить Грецию в следующем году. Мардоний отступил из Аттики и сделал Фессалию своей зимней базой. Весной он покорил Македонию, царь которой, Александр I, сообщил Афинам о планах персов. В 479 году Мардоний, имея в своем распоряжении более 200 000 солдат, сделал Фивы своей операционной базой.

В течение зимы после Саламины греки обсуждали свою стратегию. Спартанцы и их союзники отказались продвигаться дальше Пелопоннеса, а афиняне отказались направить свой флот на помощь союзникам. Зная, что у персов нет флота, отплывшего на Самос, пелопоннесцам не нужно было беспокоиться о десанте, и они могли подождать. Афиняне, не защищенные стеной перешейка, были обеспокоены тем, что персы контролируют северную Грецию. Мардоний отправил делегацию во главе с Александром Македонским, чтобы предложить Афинам свои условия. Согласно историку Геродоту, афиняне отказались от предложения, но позаботились о том, чтобы спартанская делегация присутствовала при обмене.

Мардоний решил снова идти на Афины, и афиняне снова эвакуировались в Саламин, а персы во второй раз сожгли Афины. Мардоний снова отправил в Саламин делегацию, чтобы заключить союз. Афиняне отправили в Спарту делегацию, чтобы потребовать от Спарты соблюдения союза. Делегации сообщили, что в Спарте отмечается праздник Гиацинта в честь Гиацинта, возлюбленного Аполлона и героя. Его культ отмечался в Лаконии вместе с культом Аполлона. Спартанцы планировали не воевать, пока другой посол не сказал им, что вся Греция нуждается в спартанцах, чтобы объединить их и спасти свою родину. Ночью спартанцы провели совет и решили, что раз праздник завершен, то армию можно отпустить. На следующий день афинская делегация вернулась с намерением, что если их требования не будут выполнены, то они уплывут из Греции. Вскоре они были потрясены, обнаружив, что вся спартанская армия уже ушла и движется на север.

Греческая армия представляла собой конфедерацию, в которой у каждого подразделения был свой командир, но все подразделения находились под командованием спартанского регента и полководца Павсания. Спартанцы отправили 5 000 спартиатов (полноправных граждан), 5 000 других лакедемонских гоплитов (предположительно периэков) и 35 000 гелотов, не вооруженных как гоплиты, но являющихся легкой пехотой, что в общей сложности составило 45 000 спартанцев, самое большое войско из когда-либо собранных. Кроме того, вероятно, было еще 25 000 греческих гоплитов, в общей сложности около 35 000 гоплитов в греческой армии и от 30 000 до 35 000 легковооруженных солдат из других греческих городов.

Эти объединенные силы - 35 000 гоплитов и 60 000-70 000 легковооруженных солдат, стрелков и лучников - позволяли собрать 100 000 греков. Хотя легковооруженные войска не сыграли бы решающей роли в реальном сражении, они были необходимы для того, чтобы персы не смогли обойти гоплитов с помощью своей кавалерии, а если бы армии пришлось отступать, то они использовались бы для прикрытия эвакуации. Кроме того, возможно, что количество тяжелых войск было сокращено еще больше, поскольку флот в Малой Азии со 110 триерами должен был насчитывать около 22 000 человек. Тем не менее, греческая армия должна была быть очень большой для того времени, и не исключено, что она насчитывала от 60 000 до 100 000 человек, включая 35 000 гоплитов.

Тем временем персидские войска, которые вряд ли достигали 300 000 человек, указанных Геродотом, скорее всего, насчитывали около 100 000 человек, а остальные 100 000 были рассредоточены по Фессалии и Македонии. Половину персидского войска составили бы персы (говорят, 40 000), еще 20 000 - с востока (бактрийцы, индийцы, саки) и столько же - греческие союзники, возможно, половина из которых были гоплитами, особенно фиванцы, а также около 5 000 персидской конницы.

Персам не нужно было рисковать в сражении. Греческий союз едва не распался зимой из-за противоречивых греческих интересов. Если бы Мардоний подождал, он, вероятно, увидел бы конец союза. Тем не менее он не мог позволить греческой армии напасть на Фивы, и ему нужно было быть уверенным, что его новоприобретенные союзники останутся верными. У него были лучшие запасы, и если бы он захотел, то смог бы обезопасить северную Грецию, пока ждал, пока южная Греция развалится на части. Грекам нужно было навязать битву на выгодных для них территориях, что свело бы на нет персидскую кавалерию, которая могла обойти их с фланга. Кроме того, было крайне важно выбить персов из войны, чтобы убедиться, что они оставят Грецию.

Мардоний отступил из разрушенных Афин и сделал Фивы своей базой, ожидая наступления спартанской армии. Его план состоял в том, чтобы использовать открытую местность Беотии в интересах своей кавалерии и разгромить греков раз и навсегда. Его укрепленный лагерь находился к северу от Платеи, на берегу реки Асоп.

Говорят, что афиняне, отправившие 8 000 гоплитов и 600 остатков платейцев, двинулись в сторону Фив и вскоре были потрясены, увидев на равнинах Платеи всю спартанскую армию. Спартанскую армию возглавлял регент Павсаний, который расположил союзную армию на возвышенности, возвышающейся над персами, и избегал местности, благоприятной для кавалерии.

Мардоний предпринял несколько стратегий и попыток заставить греков атаковать. Его кавалерия вступала в перестрелки с отступающими и передовыми частями. Атаки имели некоторый успех, пока не был убит предводитель персидской кавалерии, и персы не отступили. Союзная армия расположилась на нескольких холмах: справа - спартанцы, слева - афиняне, а между ними - другие союзники. Мардоний вышел из своего лагеря и продвинулся к реке Асопус, где обе стороны оставались неподвижными в течение восьми дней.

Персы использовали свою кавалерию для дальнейших набегов на греческие линии снабжения, сея раздор и угрожая их дальнейшему развертыванию. Еще через два дня персидская конница захватила источники, снабжавшие греков пресной водой, что еще больше затруднило продвижение их армии. Павсаний решил перебросить армию назад, чтобы защитить фланги у Платеи, а греков снабдить едой и водой. Один спартанский отряд отказался двигаться, что вызвало разлад в рядах спартанцев. Ночью план был реализован, но из-за темноты центральная линия не прибыла на назначенные позиции, а была рассредоточена по платейской равнине. К утру вся линия греческой армии была в беспорядке, отряды были разбросаны и не образовывали сплошных линий. В этот момент персидский лагерь проснулся.

Согласно Геродоту, армии располагались в зависимости от численности гоплитов: справа от персов стояли спартанцы численностью 10 000 человек. Рядом со спартанцами находились в основном коринфяне и сикионцы, численностью около 10 000 человек, которые выступили против медяков. Другие члены Пелопоннесской лиги противостояли бактрийцам, у которых было около 2 500 гоплитов. Люди из Эвбеи и близлежащих городов насчитывали около 1 500 тяжелых пехотинцев, противостоявших индийцам. Следующими выступили войска из Западной Греции - 1 500 гоплитов против саков. Афиняне и платейцы, насчитывавшие около 9 000 тяжелых войск, выступили против греческих союзников персов, в частности фиванцев, фессалийцев и македонцев, которые, по-видимому, были вооружены как гоплиты. Также были персидские войска из внутренней Малой Азии, Египта и Эфиопии.

Когда персы увидели греческие войска в беспорядке, Мардоний, вероятно, решил, что греческий союз распался и их армия полностью отступила. Именно эта ситуация, а не какое-то особое желание Мардония вступить в бой, заставила прекратить патовую ситуацию; Мардоний, вероятно, думал, что сможет разгромить отступающих греков и уничтожить их. Что касается греков, то они все еще находились на возвышенностях, что сводило на нет силы персидской кавалерии и позволяло обманом заставить их атаковать. Мардоний перешел реку и двинулся вперед с персидской пехотой, за которой последовала остальная часть его армии. Персидская конница сбила с гребня роту спартанцев, и афиняне, сражаясь с фиванцами, не смогли соединиться с основными силами спартанцев.

Когда конница атаковала главные силы спартанцев, подоспел Мардоний со своей пехотой и начал обстреливать их стрелами. Спартанцы все еще не атаковали, пока не начали наступление отряды из Тегеи. Павсаний, получив благоприятные предзнаменования, приказал спартанцам наступать. Как и при Марафоне, самая тяжелая пехота персидской армии уступала греческим гоплитам. Спартанцы и тегейцы продолжили наступление, а Мардоний с 1000 телохранителей продолжал командовать атакой. Во время битвы Мардоний был убит, а персы начали колебаться и затем бежали.

Персидский полководец Артабаз, который не советовал сражаться и не посвящал в это свои войска, вскоре заметил бегство главной персидской армии и приказал своим людям отступать в сторону Фессалии в надежде спасти свои силы. В конце концов он достиг Малой Азии, но потерял много людей во Фракии и Македонии. Спартанцы добились успеха на правом фланге, а афиняне окончательно отбили фиванцев на левом. Затем греки напали на лагерь персов и уничтожили большую часть их остатков. Говорят, что греки хотели изуродовать тело Мардония, но Павсаний отказался, так как считал, что это принесет бесчестье и месть богов.

Предположительно в тот же день греки выиграли великое морское сражение при Микале в Малой Азии. Этими двойными победами закончилось персидское наступление на Грецию. Хотя многие хотели наказать Фивы, разрушив их, Спарта понимала, что в будущем она будет необходима для противостояния Афинам.

 



Дата добавления: 2024-11-28; просмотров: 18;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.