Особенности социального воспитания в Спарте
В отношении порабощенных жителей Лаконики (VIII—IX вв. до н.э.) сложилась определенная философия: непосредственно с момента рождения люди различаются тем, что одни из них (рабы — илоты) предназначены к повиновению, а другие (спартиаты) — к властвованию. Военно-политический строй Спарты накладывал отпечаток на все сферы жизнедеятельности этого государства, в том числе и на воспитание, в частности на его социально-педагогический аспект. Необходимость держать в повиновении огромное количество рабов определяла цели и задачи воспитания молодежи. Государство строго контролировало этот процесс: граждане-патриоты должны расти здоровыми, мужественными, стойкими, закаленными, выносливыми и т.д.
Этот контроль начинался с первого дыхания ребенка: спартанский мальчик, который нередко рождался на щите с приложенным к нему копьем, приветствовался словами: «Или со щитом, или на щите!» Тотчас новорожденного купали в вине: такое могут выдержать только сильные и здоровые младенцы, слабые должны умереть. Затем старейшины племени держали совет: жить или не жить ребенку. Здоровому и крепкому мальчику давалось гражданство и назначался 1 из 9 тыс. наделов, больных бросали в Тайгетскую пропасть. В них видели угрозу вырождения народа. Считалось, что его жизнь не нужна ни ему, ни государству, если отказано в здоровье и силе.
До 7 лет ребенок принадлежал матери, которая обязана была его воспитывать крепким телом и духом. Она сама кормила его грудью, и лишь со времен персидских войн в знатных домах появляются кормилицы и няньки из сословия нериэктов. Эти женщины отличались особенным усердием и способностью к воспитанию и потому весьма ценились даже иноземцами. Ребенка с младенчества не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда он подрастал, его учили не бояться темноты и одиночества, запирая в темные помещения на целые сутки. Пищи давали мало, отучали от капризов и нытья, наказывая палкой, прутьями и т.п. Физическое наказание было ведущим методом семейного воспитания. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего воина — пренебрежение к боли и страху.
На седьмом году законные сыновья граждан поручались воспитателю — педону (он никому не давал отчета и сам наказывал провинившихся) и подчинялись всем правилам системы, которая подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Расходы покрывались отчасти за счет свободных граждан, отчасти государством. Государство запрещало своим гражданам воспитывать детей по своему усмотрению. Мальчиков собирали в отряды (агеллы), во главе которых стояли прославившиеся воины. Главными задачами этого периода были: развитие способности самостоятельного преодоления жизненных трудностей, а также воспитание храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Процесс формирования личности проходил в специальных заведениях под неусыпным контролем учителя, государства и всех граждан. Ни один спартанец не мог воспитываться в другом государстве. Храбрость и мужество прививались в драках: один отряд сталкивался с другим, педоны следили за потасовкой, чтобы похвалить наиболее отличившихся и наказать палками трусов.
Другим основопологающим принципом социального воспитания в Спарте был общественный контроль. На состязания приглашались представители старшего поколения, «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем одного из подростков» (Ликург). Каждый мог поощрить или наказать любого из детей, что считалось не только правом, а и обязанностью. Институт наставничества был очень сильно развит: доблестный муж должен был быть связан с мальчиком беспорочной дружбой (Ксенофонт). Отчасти так возмещался недостаток родительского тепла и влияния. На соревнования приглашались и девочки, присутствие которых стимулировало воинственность юношей.
С 12-летнего возраста подростки ходили без одежды, босые и с обнаженной головой. По достижении 15 лет мальчики выдерживали несколько экзаменов. Один из них — показательное сражение (драка), на котором присутствовали все граждане во главе с царем. В первый день приносились жертвы богу войны. Выкапывался глубокий ров, окружавший площадку для боя (своеобразный ринг). Юноши дрались чем попало, грызлись зубами, выцарапывали глаза. Многие погибали или становились калеками. Затем переходили к сечению у алтаря Артемиды — экзамену на терпение и выносливость. Секли ивовыми лозами: спартанец должен был выдержать это без единого стона, иначе не только он, но и вся семья навлекла бы на себя общественное презрение. Мальчики обливались кровью, родители стояли рядом и не жалели их. Многие погибали, не издав ни стона (им ставили памятники). Считалось, что это эффективный способ развития мужества и выдержки у детей (Лукиан).
В возрасте 15 лет юноши вступали в «испытательный год» воинской подготовки. Они получали право ношения оружия, и их направляли во все части страны для несения воинской службы. Для воспитания презрения к смерти, виду крови их привлекали к истреблению наиболее сильных илотов (рабов). Одновременно формировалась рабовладельческая идеология. В государстве, где грабеж, убийства и воровство считались доблестью и благородным делом, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. Повсюду царил террор, который санкционировался государством.
Этот год завершался новым публичным агоном (по аналогии с сечением), после чего молодежь зачислялась в состав иренов — помощников руководителей воспитания. Их основной обязанностью было физическое наказание младших членов агеллы, они выполняли ее с большим удовольствием. Другая задача — развитие краткой и логичной («лаконической») речи.
После 15 лет воспитание становилось менее суровым, а с 18 юноши помещались отдельно от подростков в эфебы. Они могли отпускать волосы и бороду и учились владеть боевым оружием. После 20 лет они жили в казармах, но уже имели право иметь семью, принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин. Только в 30 лет заканчивалось обязательное военное воспитание и спартиат становился равноправным гражданином, обладавшим всеми социальными и политическими правами.
Женское воспитание практически ничем не отличалось: было провозглашено равенство полов; здоровые дети рождаются от здоровых и сильных родителей. По достижении определенного возраста женщинам разрешалось принимать участие в походах, криптиях и даже в Олимпийских играх. Когда мужчины уходили на войну, женщины брали в руки оружие и охраняли город. Они присутствовали на всех государственных, военных и религиозных праздниках. В 30 лет заканчивался процесс государственного воспитания для обоих полов. Считалось, что люди достигали полного физического и нравственного развития. Спартанки были преданными женами, хорошими хозяйками. Их мнения уважали, порицания боялись, их похвалы добивались. Были примеры, когда мать собственноручно убивала сына-труса.
Такие направления социального воспитания, как нравственное, политическое и другие, осуществлялись и во время специальных бесед государственных руководителей с молодежью,когда они рассказывали о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами, о героических делах современников.
Таким образом, воспитание и социализация граждан Спарты до 30 лет практически совпадали: это был открытый процесс государственно-общественного характера. Основными принципами воспитания были: агон, общественный контроль и подчинение. Старшинство пользовалось невиданным уважением: младший почтительно стоял перед старшим и уступал ему дорогу. Телесные наказания господствовали, каждый мальчик мог получить удар тростью от любого взрослого. Еще одним принципом воспитания являлась дисциплина: спартанцы были уверены, что только она создает доблестных граждан-патриотов.
Недостатки спартанского воспитания:
Достигнув невиданных успехов в военно-патриотическом и физическом воспитании своих граждан, Спарта была замкнутым и ограниченным государством в области экономики, культуры и образования. Власть, основанная на силе, не может существовать вечно: она начинает разрушаться изнутри, особенно в условиях мира. Достигнув гегемонии, спартанцы не могли заняться никаким другим делом, которое ставили бы выше военного, не умели организовать досуг и создать высокую духовную культуру. Все свободное от военной службы время они посвящали пирам и празднествам, охоте и т.д.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 3497;