ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ МОДЕЛИ ПЛАТОНА
В научной литературе отмечается, что педагогика в целом и социальная педагогика в частности долгое время развивались в русле философского знания. Именно философия во многом послужила методологической базой для становления теоретических основ социальной педагогики.
Одними из первых письменных источников, посвященных проблемам социального воспитания, были труды древнегреческого философа Платона (427—347 до н.э.). По мнению Г. Зоргенфрея, Платон является не просто автором первой дошедшей до нас научной педагогической теории, но и первым представителем социальной педагогики.
В литературе отмечается, что сведения о жизни Платона скудны, неполны и противоречивы, тем не менее некоторые факты его биографии достоверно известны. Платон родился в знатной и богатой семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. К занятиям философией он пришел не сразу. Существует предание, будто до увлечения философствованием Платон серьезно занимался атлетикой, пробовал свои силы в области художественной литературы, музыки и живописи. Родственник матери Платона, Критий, познакомил его с Сократом и ввел в круг его учеников. Влияние идей Сократа во многом определило сущность и специфику всей платоновской философии.
После смерти своего учителя в 399 г. до н.э. (Сократ был обвинен в развращении афинской молодежи и добровольно принял яд цикуты) Платон отправляется путешествовать. За 12 лет странствий он побывал в Египте, Кирене, Южной Италии и на Сицилии. Наиболее сильное впечатление от пребывания в Египте на него произвели зафиксированные формы разделения труда (в области государственного устройства) и методы обучения арифметике (в науке). В африканской Кирене Платон общался с видным математиком Феодором, а в Южной Италии изучал математические исследования учеников Пифагора.
В 387 г. до н.э. в возрасте сорока лет Платон вернулся в Афины, организовал в роще, названной именем героя Академа, свою школу, получившую название Академия. Прежде всего в ней изучали математику, для понимания которой основой служила идеалистическая философия Платона. Его школа дала сильнейший импульс для развития математического и философского знания.
В 367 до н.э. Платона пригласил для помощи в руководстве Сиракузами их новый правитель Дионисий II. Приглашение Платона состоялось по инициативе его ученика Диона (зятя Дионисия). Прибыв в Сиракузы, Платон надеялся на практике осуществить свой проект создания идеального государственного строя.Однако это не удалось из-за противоречий между Дионом и Дионисием II, которому стало казаться, что у него хотят отобрать трон. Платон был вынужден покинуть Сиракузы. Остаток жизни великий философ провел на своей родине — в Афинах.
Исследователи полагают, что существовало два основных фактора, побудивших Платона к созданию собственной философской системы.
1. Особенности общественно-политической ситуации
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 2760;