Бесправие ребёнка в Древней Греции.
Ребенок в Древней Греции был бесправным. Экономические проблемы, опасность перенаселения заставляли правителей принимать законы, в которых главе семейства представлялась полная свобода действий в отношении детей: они могли распоряжаться их жизнью, подкидывать и продавать в рабство (законы Солона). Особая жестокость к детям проявлялась в Древнем Риме. Глава семейства имел право жизни и смерти над своими детьми независимо от их возраста и т.д. Если отец отказывался от новорожденного, то его подкидывали на городской рынок или убивали. Брошенный ребенок становился источником доходов в преступных группах, заставлявших его заниматься нищенством, проституцией, кражами.
Детоубийство было разрешено на государственном уровне. В Карфагене, например, в юрисдикцию нрав Сената входило рассмотрение дел о законности происхождения детей. Ребенок, признанный незаконнорожденным, мог быть убит или подброшен. Законы Греции и Рима, разрешавшие детоубийство (и даже предписывавшие его) оставались лояльными и в отношении многочисленных абортов.
Положение детей в обществе нашло отражение во взглядах мыслителей того времени. В работах Плутарха, Платона ребенок в утробе матери рассматривался как живое существо. Диоген, Эмпидокл и стоики отрицали наличие души у еще не родившегося младенца. В то же время Плутарх вменяет в обязанности государству убивать неполноценных детей, а также признает это право для неимущих родителей. Платон соглашался с мнением Плутарха и выступал за убийство всех детей, рожденных женщинами старше 40 лет. Размышляя об идеальном государственном обустройстве, он выступал за установление свободного подбора пар и контроля над рождаемостью. Аристотель также предлагал установить жесткую демографическую политику, определив границы рождаемости для каждой семьи. Механизмом регулирования рождаемости он признавал аборты. Сенека подвергал сомнению затраты на воспитание неполноценных детей и предлагал руководствоваться принципом рациональности в этом вопросе. Таким образом, большинство мыслителей античного мира поддерживали законы о детоубийстве и избавлении от неполноценных и нежелательных детей.
Социально-педагогические идеи античной Греции.
В античном мире зарождаются научные знания о воспитании человека. Благодаря разделению на физический и умственный труд небольшое количество свободных граждан получили возможность заниматься исключительно умственной деятельностью. Идеи о воспитании молодежи возникают в недрах философских учений. В философии формируется социально-педагогическое знание, как часть педагогического.
Демокрит.
Социально-педагогический аспект содержит в себе каждое из изреченийДемокрита:
- ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учатся; - могут быть юноши мудрыми и старики глупыми, ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа;
- природа и воспитание подобны — именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу;
- постоянный труд делается легче, благодаря привычке;
- хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы, и др.
Он сформулировал одну из важнейших категорий социального воспитания — категорию меры: «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство избегнуть этой опасности — обучение плаванию».
В отношении воспитания средство избегнуть опасности подвергнуться искушению, совершить неправедный поступок — самовоспитание, которое становится для человека посохом на пути к должному: личность при этом обретает внутреннюю точку опоры в виде того самого стыда и чести, которые помогают ей преодолевать все трудности.
В воспитании Демокрит видел одно из главных средств разрешения социальных проблем. Воспитанием регулируется процесс развития потенциалов личности и их реализация, вхождение человека в систему общественных отношений. Через воспитание, по его мнению, решается судьба человека, зависит счастье его близких и процветание общества: «Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, а в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».
Сократ.
Сократа можно отнести к социальным педагогам:
- по происхождению, подготовке и контингенту слушателей;
- по форме организации и проведению занятий в «школе», у которой не было стен, определенного времени и постоянной территории;
- по цели, провозглашенной им: «человек, познай самого себя». Суть его педагогических суждений составляет тезис о том, что одной из главных жизненных задач человека является нравственное самосовершенствование. Счастье, по его мнению, состоит в устранении противоречия между личным и общественным бытием.
Сократ — один из основоположников учения о доброй воле человека. Развитие природных задатков он связывал с воспитанием и образованием. Он был одним из родоначальников диалектики как основного метода доказательства и установления истины путем искусно поставленных вопросов.
Главной же его заслугой было то, что достижение гармонии взаимодействия человека и общества осознавалось в первую очередь через необходимость самосовершенствования, что и превращало человека в активный субъект социализации и воспитания. В поисках истины ученик и наставник, по его мнению, должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Одним из выдающихся достижений Сократа является положение о том, что научное знание — обязательное условие социализации свободного человека: оно помогает ему
-познать самого себя;
- определить цель жизнедеятельности;
-отличить добро от зла, прекрасное от безобразного.
- Знание делает людей благородными. Знание, которое относится к области добродетели (нравственность), «способно управлять человеком».
Итак, в античном мире социализация молодежи имела государственно-общественный характер. Социальное воспитание осуществлялось по трем основным направлениям — физическое, нравственное и умственное, которые были ориентированы на главную задачу — воспитание граждан-патриотов. Поэтому процессы социализации и социального воспитания практически совпадали, так как государственно-общественная организация воспитания молодого поколения не оставляет пространства для элемента стихийности в воспитании. Общество контролировало основные этапы социализации молодежи, принимая у нее своеобразный экзамен.
Древние греки провозгласили великую и самую совершенную цель воспитания — всестороннее и гармоничное развитие личности.
Однакоэто касалось только свободных граждан, и поэтому, несмотря на все величие вклада этого общества в развитие человеческой цивилизации, мы не может отнести его к гуманистическому обществу. Если в обществе существуют рабы, оно антигуманно. Природа и сущность гуманизма таковы, что он не может существовать в усеченном варианте. Нравственность и «гуманизм» свободного человека включали в себя презрение к рабу — говорящему орудию. Скот — мычащее орудие — находился в более «человеческих» условиях. Даже Платон, сам побывавший в рабстве, не смог подняться над традиционными для рабовладельческого общества представлениями в своем проекте идеального государственного устройства.
Литература
1. Винничук Л. Люди, правы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
2. Ильинская Л.С. Древняя Греция: история, быт, культура. М., 1997.
3. Кесседи Ф.Х. Сократ. М., 1988.
4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1998.
5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб., 2000.
6. Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1984.
7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1994. Т. 1.
8. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Смысл любви: избранные произведения. М., 1991.
9. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981.
10. Историясоциальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И. Беляева. — М.: Гардарики, 2003. — 255 с.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 4352;