Человек формировался в рамках жестко заданных социальных норм и ценностей.
Семья выполняла роль матрицы, которая создавала человека конкретного (унифицированного) типа в зависимости от принадлежности к определенному социальному слою или касте.
Ребенку предписывалось неукоснительно выполнять задания взрослых, почитать правителей и родителей.
Индивидуальность практически не учитывалась в процессе социализации и воспитания, поэтому методы и формы социального воспитания становились все более жесткими и всеобщими.
С возникновением государства резко возросла (количественно и качественно) общественная потребность в образованных людях: требуются чиновники, правоведы, писцы, сборщики налогов и т.д. В это время происходит переход от пиктографического (рисунчатого) письма к клинописному и иероглифическому. Семья не в состоянии справиться с этим, возникла необходимость в создании какого-то общественного института, который смог бы удовлетворить эту потребность. Так появляются первые школы.
С появлением института школы формируется и новая сфера социально-педагогической деятельности, связанная с проблемами «вхождения» ребенка в систему общественных (школьных) и производственных (учебных) отношений. Эта сфера многоплановая и многоуровневая: от проблем взаимоотношений и взаимодействий учитель — ученик до отторжения ребенка школьной средой, взаимоотношениями семьи и школы.
Отделение умственного труда от физического, происходившее в этот период, создание первых школ вызвало к жизни появление новой специальности — учитель. Он стал одним из основных субъектов социально-педагогической деятельности в школе, а затем и в обществе. Познавательная деятельность очень трудна для человека, тем более для ребенка. Ее успешность — один из главных факторов социального благополучия школьника, и наоборот. С другой стороны, ее процесс и результаты являются фундаментом системы отношений ребенка с окружающей социальной средой: родители, сверстники, учителя. Успехи или неуспехи ребенка в учебе во многом зависят от учителя. Одновременно последний становится главным организатором и регулятором отношений ребенка с окружающими. Во взаимоотношениях с родителями учитель также является приоритетной фигурой. Кроме того, первыми учителями, как правило, были жрецы. Таким образом, учитель как бы синтезировал в себе авторитет светской и духовной власти.
К 1-му тысячелетию до н.э. развитие ремесел, торговли, рост городского населения способствовали расширению круга людей, которым было доступно школьное образование. Помимо детей аристократии и служителей культа, учениками школ становятся дети состоятельных торговцев и ремесленников. Однако абсолютное большинство населения проходило социализацию и воспитание в семье. Поэтому семья продолжает оставаться основным субъектом социально-педагогической деятельности.
Месопотамия
Существовавшие в Месопотамии (4—3-е тысячелетие до н.э.) государства имели высокую развитую культуру. Почти в каждом городе были школы, которые постепенно превращались в центры культуры и просвещения, при них создаются большие книгохранилища, библиотеки. Этот факт свидетельствовал о качественном изменении функций школы: начинался процесс активного ее взаимодействия с окружающей социальной средой.
В период расцвета Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н.э.) ведущую роль в деле образования стали играть дворцовые храмовые школы, которые располагались в зиккуратах. Они имели множество помещений для занятий писцов, библиотеки. Эти комплексы «библиотека — школа» назывались «домами знаний».
Все это свидетельствовало о том, что образование и культура стали составлять необходимое условие для развития потенциальных возможностей человека и его самореализации, т.е. процесс социализации обретал качественно новую характеристику — образованность. Функционально эту социально-педагогическую задачу решали прежде всего школы.
Таким образом, в государстве возник особый институт, который начал оказывать значительное влияние на процесс социализации граждан, — школа.
Другим важным средством оформления и закрепления социальной корпоративности становятся частные школы, которые появились в Вавилоне как следствие развития экономики, культурных связей и т.д. Заключение сделок с партнерами, деловая переписка требовали знания грамотности. На различных документах теперь ставятся подписи обеих сторон — торговцев, ремесленников.
Таким образом, основными субъектами социализации являлись семья и школа, функционирование которых регулируется государством.
Древний Египет
Главными субъектами социально-педагогической деятельности в Древнем Египте также остаются семья и школа. Идеологическое и нравственное воспитание и образование граждан имело религиозную основу. Молодежь воспитывалась в соответствии с идеалом древнего египтянина — немногословный, трудолюбивый, терпеливый человек, стойко переносящий удары судьбы.
Школа выполняла функцию инициации. Это был своеобразный социальный шлюз, переводивший детей в мир взрослых. Методы и приемы соответствовали целям и задачам воспитания. Ученику прежде всего надлежало научиться быть внимательным и послушным. «Послушание — это наилучшее у человека», — гласил древний афоризм. Учитель осуществлял одновременно функции педагога, судьи и палача. Ученик не имел никаких прави обязан был беспрекословно выполнять все указания учителя.
В семье господствовал безоговорочный авторитет отца, полномочия которого простирались вплоть до распоряжения жизнями домочадцев. Освещенное многовековыми традициями, его влияние являлось практически единственным методом семейного воспитания. В Поучениях (XIII в. до н.э.) указывается, а по существу приказывается: «Следуй отцам твоим, предкам твоим». Непререкаемость отцовского авторитета обосновывалась еще и тем, что сын перенимал его профессию. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. В одном из древних папирусов говорится о 25 поколениях зодчих, принадлежавших к одной семье. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное ремесло: туда подбирали не только по социальной принадлежности, а и по физическим данным.
В школах постоянно проводилось нравственное воспитание, утверждались нравственные ценности — послушание, упорство, трудолюбие, трезвость. В наставлениях учителя говорилось: «Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Пиши твоей рукой, читай твоим ртом, спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь свое ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает твою душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит на твоей шее. Я свяжу ноги твои, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью».
Воспитание в Древнем Египте опирается на авторитет и пример мудрецов, а не героев (Имхотеп, Аменхотеп сын Х..)
Самой престижной считалась профессия писца: нет должности, где бы ни было начальника, кроме должности писца — он сам себе начальник. Из чего можно заключить, что идеал (послушание и т.д.) и жизненные ценности уже тогда существенно расходились, что свидетельствует о противоречиях между гражданином и государством, а следовательно, и огромном поле проблем социально-педагогического свойства. Школы были дворцовые, храмовые, при домах писцов и др. Таким образом, можно отметить, что в Древнем Египте в рамках социальной педагогики решались задачи нравственного воспитания подрастающего поколения, его подготовки к будущей работе.
Древняя Индия
История Древней Индии разделяется на две эпохи:
дравидско-арийскую (до VI в. до н.э.) и буддийскую (с VI в. до н.э.). Во 2—1-м тысячелетиях до н.э. на территорию Индии вторглись арийские племена, которые покорили дравидов — коренное население и создали государство, в основе которого лежит разделение населения по кастам (варнам). Потомки ариев составили три верхних касты: брахманы — жрецы, кшатрии — воины и вайшьи — крестьяне, ремесленники, торговцы. Низшей кастой были шудры (потомки дравидов) — слуги, рабы и т.п. Существовала также каста неприкасаемых — изгоев общества.
В этой связи социальное воспитание имело кастовый характер и основывалось на том,
что каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные силы, чтобы стать достойным членом своей касты.
Социально необходимые качества членов каждой из каст были различны:
у брахманов главными считались праведность и чистота помыслов,
у кшатрий — мужество и смелость,
у вайший — трудолюбие и терпение,
у шудр — покорность и безропотность.
К середине 1-го тысячелетия до н.э. стратегическими целями воспитания становятся:
- физическое развитие — закаливание, умение управлять своим телом;
- умственное— ясность ума и разумность поведения (умение управлять своими эмоциями);
- духовное развитие — способность к самопознанию.
Образцом совершенного человека, эталоном воспитанности для индусов является герой народного эпоса Рама:
«Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он... был красноречив и рассудителен, и он никогда не уклонялся от пути долга».
К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Древней Индии сложилась своя схема воспитания: на первой ступени (в семье) систематического воспитания не предусматривалось; для представителей трех высших каст было гарантировано право на образование.
Древние индусы совершили второе (после инициации) великое социально-педагогическое открытие: они считали, что у человека существует особый период в детстве, предшествующий взрослости, — ученичество, которое именовалось вторым рождением — упанаяма. Учитель выступал в роли второго (духовного) отца, а ученик считался членом его семьи. Упанаяма у брахманов начиналась в 8 лет, у кшатрий — в 11 и у вайший — с 12 лет. Она продолжалась 8 и более лет, не прошедшие упанаяму презирались обществом и лишались права иметь супругом представителя своей касты, продолжать образование дальше.
Учитель – гуру.
Таким образом, упанаяма выполняла такую же функцию подготовкии перевода детей во взрослые, как и инициация. Однако она существенно отличалась по времени и организации, а также по целям и содержанию для представителей различных каст.
Новый период в воспитании связан с возникновением первой мировой религии — буддизма (середина 1-го тысячелетия до н.э.), 2500-летие которого отмечалось в 1956 г.
Будда, что означает «Просветленный», считался реальным человеком, достигшим высшего совершенства. Родившись принцем, он жил в роскоши, но, выйдя за пределы дворца, принц увидел больного и понял, что красота не вечна, в мире существуют недуги, уродующие людей. Затем он встретил старика и понял, что молодость также не бесконечна. Наблюдая похороны, он осознал, что жизнь коротка и конечна. Встреча с нищим показала, что роскошь доступна не всем.
Будда стал отшельником, а затем вернулся к людям с проповедями, в которых объяснял причины страданий и предлагал «срединный» путь, чтобы избежать их. Эти проповеди читаются им в «лесной школе», где слушателем может стать любой человек, у него появляются ученики, которые несут его слово дальше и т.д. Таким образом, Будду можно назвать первым социальным педагогом:
-он уходит от мира по причине жесткого личностного конфликта с ним;
- в школе он учит людей, как можно обрести покой и гармонию с окружающим миром;
- он занимается проблемами взаимодействия и взаимоотношений личности и общества, т.е. его деятельность осуществляется в проблемном поле вхождения человека в систему общественных отношений.
Но не каждый отшельник может считаться социальном педагогом.
Впервые религия обратилась к человеку, как к личности.
Согласно этому учению, главной задачей воспитания является совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей, через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование.
Это религиозное учение тесно связано с культурой, искусством и образованием. При буддийских монастырях были созданы высшие школы, которые явились прообразом будущих европейских университетов.
Буддийские школы появились в V—VI вв. до н.э. Они были широко распространены в Индии, Китае, Корее, Японии и во многих странах явились первыми учебными заведениями.
Обучение в них было иерархизировано и разнообразно по содержанию: предусматривались существенные различия в образовании мирян и буддийских монахов.
Миряне получали подготовку для будущей деятельности. В зависимости от статуса монастыря при нем существовали начальные и высшие школы. Однако, несмотря на то, что социально-педагогическая подготовка в таких школах была различна, в них принимались дети 5—8 лет независимо от их происхождения и материального положения. Обучение велось на местных языках и продолжалось до 15-25 лет.
На протяжении всей истории буддизма большую роль в распространении общеобразовательных знаний и укреплении самой религии играли буддийские университеты, которые также обеспечивали педагогическое руководство социальным становлением будущих монахов. Самый известный из них — Наланда — был основан чуть ли не в III в. до н.э. В Наланде проживало 10 тыс. жителей, из которых 3 тыс. составляли монахи, а 1,5 тыс. — учителя, которые были распределены по 6 мужским монастырям. Всеми монастырями управлял выборный совет во главе со старшим настоятелем. Обучение было бесплатным. Всем необходимым их обеспечивали деревни, подаренные монастырям царским указом. Даже цари из Шри-Ланки и Индонезии жертвовали средства на университет.
Славился Наланда своей библиотекой, которая уже в VII в. была известна далеко за пределами Индии. Сюда поступали рукописи из разных стран, здесь их копировали и размножали. Он считался крупнейшим образовательным центром, здесь учились студенты из Китая, Кореи, Японии, Индонезии, Шри-Ланки, Тибета, Средней Азии. В 1197 г. университет был разрушен во время очередного нашествия мусульман.
Таким образом, на протяжении всей истории Древней Индии социально-педагогическая подготовка населения была необходимой и важной.
Древний Китай
В основу традиций социального воспитания детей в Древнем Китае был положен опыт семейно-общественного воспитания.
Считалось, что в каждом доме обитал свой «домовой» (Цзаован), который бдительно следил за поведением, трудом и прилежанием домочадцев, особенно девочек и женщин. Поэтому всем приходилось соблюдать многочисленные табу (на бранные слова, поступки и т.д.), что дисциплинировало поведение каждого человека.
Таким образом, социально-педагогическая работа осуществлялась обществом через воспитание нравственности, трудолюбия своих граждан с помощью мистических сил. Такой настрой и образ жизни усиливался с помощью наглядной «агитации»: многочисленные картинки тушью воспроизводили нравоучительные сценки из народной жизни, сказок.
Воспитательные отношения основывались на преклонении и почитании младшими старших.
Социальный статус учителя был очень высок: он был для учеников как отец, его деятельность считалась весьма почетной.
Первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н. э.
Они были двух типов — сян и сюй.
Школы сян первоначально были местом прибежища престарелых, которые обучали и наставляли молодежь.
В сюи молодежь училась стрельбе из лука.
Наибольшее воздействие на развитие социального воспитания оказало учение Конфуция (551—479 до н.э.).
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 2537;