Основные истоки социальной педагогики
Объективная природа и сущность социального воспитания и все более возрастающее влияние субъективного фактора на ход объективных процессов нашли отражение в выделении социальной педагогики в самостоятельную отрасль педагогического знания. Специалисты отмечают следующую закономерность: чем глубже осознается и осмысливается категория «социальное воспитание» и отражаемый ею феномен людьми, тем более субъективность мнения ученого и даже его «произвол» проникают в этот процесс, где должна царствовать одна только Истина (Б.Т. Лихачев).
Это противоречие является одним из наиболее актуальных для развития человеческого общества и его исторических перспектив: если мир хочет иметь гарантированную перспективу цивилизованного развития, то человек все более должен подчинять свою деятельность законам природы и общества (и здесь мы видим необходимость содержательного и качественного развития принципа природосооб-разности для теории и практики социального воспитания), т.е. человек не просто должен, а обязан все более обуздывать свои субъективные желания и решения при определении целей, принципов и других составляющих процесса социализации в своей профессиональной деятельности.
В основе объективного характера возникновения и развития социально-педагогической деятельности лежит общечеловеческая потребность в продолжении и сохранении рода, передачи социально ценного опыта от старших поколений младшим и подготовка последних на этой основе к самостоятельной трудовой жизни, а также активно-деятельностная природа человека от рождения. Социально-педагогическая работа имеет своим источником альтруистическую природу человека, его здоровые социальные инстинкты (потребность в общении, стремление к самовыражению, созидательные и др.), на основе которых развивается его сущность как «человека разумного».
Из совокупности этих оснований, присущих только человеку и определяемых его «сущностными силами», развивающимися и реализуемыми только в социуме, возникает объективная необходимость у взрослых защиты детей и детства, их поддержки и сопровождения в процессе вхождения в систему общественных отношений конкретного общества, адаптации к ней, что и составляет сущностную (и специфическую) функцию социальной педагогики.Воспитание и социализация в целом возникли из практической потребности подготовки и приобщения молодых поколений к условиям и нормам общественной и производственной жизни, чем и обеспечивается преемственность (эстафета) поколений, «вечность» их земного бытия и создаются условия для развития прогресса и цивилизации человеческого общества.
С другой стороны, социальная педагогика отражает сущностную характеристику человека, гуманистическую по своей природе. Наконец, человек, творя добро в отношении себе подобного, «прорастает» в свое собственно человеческое предназначение.
Уже в древности отмечали: «Говорят, что все люди обладают чувством сострадания, это можно видеть из следующего: люди, вдруг увидав, что ребенок готов упасть в колодец, испытывают чувство испуга и сострадания, и это не потому, что хотят завязать дружбу с его родителями, не потому, что домогаются похвал от своих соседей и друзей, и не потому, наконец, что для них неприятна дурная репутация. Из этого видно, что не имеющий чувства сострадания — не человек; что не имеющий чувства стыда и отвращения ко злу — не человек; что не имеющий чувства сомоотречения и уступчивости — не человек; не человек и тот, кто лишен способности одобрять и порицать.
Чувство сострадания есть начало человечности. Чувство стыда и отвращения ко злу есть начало справедливости. Чувство самоотречения и уступчивости есть начало житейских правил. Способность одобрения и порицания есть начало мудрости» (Книга «Мэн-Цзы», IV в. до н.э.).
Социализация и воспитание существуют одновременно как общественно-историческая необходимость и как феномен субъективного самопроявления, как самостановление личности в своей неповторимости в определенном социуме (в процессе социализации). В социальном воспитании сталкиваются, противостоят и переплетаются, содействуют или противоборствуют друг другу две формирующие личность тенденции. С одной стороны, социализация проявляется как общественная необходимость, с другой — как свобода, феномен осознанного и активного самоуправления личностью процессом индивидуально-творческого развития. Социализация всегда была направлена на подготовку человека определенного типа, молодых поколений к соответствующему месту в конкретном обществе, социальном страте, что создавало и создает основное противоречие объективного характера между личностью и социумом, определяя объект социальной педагогики.
Главным источником социальной педагогики, ее демиургом является практика социального воспитания и перевоспитания,организации педагогически целесообразной среды жизнедеятельности человека, деятельность общества и государства, отдельных его субъектов но социализации своих граждан.
Первой формой существования социально-педагогического знания и основным источником социально-педагогической деятельности была народная педагогика. Воспитание как социокультурный институт возникает и утверждается в ходе общеисторического развития, в контексте определенной цивилизации, опираясь на гуманистические принципы.
Социальное воспитание изначально имеет специфические черты, порожденные особенностями народного и семейного быта, обычаев, сложившихся норм и правил поведения, общественного мнения, массовых и межличностных коммуникаций. Однако «колыбелью» социального воспитания ребенка до сих пор остается семья, а его основой — эмпирическое знание родителей о воспитании.
Таким образом, 1.первым и «вечным» источником социальной педагогики является историко-педагогическая практика народа по подготовке молодых поколений к самостоятельной жизнедеятельности, а первой формой социально-педагогического знания — народная педагогика.
Известно также, что первые научные педагогические знания зарождаются в недрах философских учений и концепций: философия как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и познания (мышления) не может пройти мимо вопросов подготовки молодых поколений к самостоятельной деятельности. Поэтому философское знание составляет 2.важный источник формирования и развития социально-педагогических теорий, систем и концепций: оно определяет их методологический фундамент, а в целом философские учения и школы выполняют общеметодологическую функцию в теории и практике социальной педагогики.
Еще одним 3.важнейшим источникомразвития социальной педагогики является теория педагогики в целом и социальной в частности. Выдающихся педагогов прошлого можно уверенно назвать провозвестниками социальной педагогики.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 4378;