Медицина в Древнерусском государстве – Киевской Руси (IX-XV вв.)
Древнерусское государство, известное в истории как Киевская Русь, сложилось во второй половине IX века в результате объединения двух главных центров восточных славян – Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль водного торгового пути из Балтийского в Чëрное море. По этому пути «из варяг в греки» в IX-XII веках шла торговля древней Руси и Северной Европы с Византией. Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство, хозяйственную основу которого определяло земледелие.
Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988 году. Оно способствовало объединению княжеств, установлению и развитию экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами. Выбор Древней Русью православия содействовал широкому распространению письменности: переписке древнерусских и переводу на славянский язык иностранных книг.
История русской культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства, и ориентировалась в своëм развитии на Византию. Культурные традиции Византии оказали положительное влияние на народную, основанную на языческом мировоззрении, культуру древней Руси.
Источниками информации по истории врачевания в Древнерусском государстве являются:
- письменные памятники (летописи, законодательные и нормативные акты, травники и лечебники);
- произведения изобразительного искусства, фольклора;
- записи иностранных путешественников.
На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. Свои познания и практический опыт они получали в «семейных школах», и секреты врачевания передавали из поколения в поколение, от отца к сыну.
В лечебной практике широко использовались различные средства растительного, животного и минерального происхождения. Основное место в древнерусской медицине занимали лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, цвета липы, листьев берëзы, корневищ валерианы, можжевеловых ягод. Лук и чеснок в особенности были популярны на Руси, их использовали при лечении ожогов кожи, ушибах и ранениях. Из средств животного происхождения лечцы применяли сырую печень трески, сало, молоко и желчь животных, панты оленя и секрет железы кабарги – мускус. Из лекарств минерального происхождения широкую популярность имели камни: хризолит, лазурит и агат. Известны были целебные свойства меди, серебра и золота. При лечении лечцы также использовали уксус, селитру, скипидар, медный купорос, мышьяк, ртуть, сурьму и др. Русскому народу с давних времен были известны целебные свойства минеральных вод, которые с успехом применялись для укрепления здоровья.
Опыт народной медицины обобщен в многочисленных рукописных травниках и лечебниках. В травниках содержатся сведения о травах и снадобьях, о заговорах при лечении. Лечебники, как правило, переводились с иностранных языков и по праву считались первыми отечественными медицинскими энциклопедиями.
Были на Руси народные врачеватели по различным болезням: костоправы, которые лечили вывихи и переломы, резалники (хирурги), которые умели «разрезать ткани» и ампутировать конечности, а также повивальные бабки, зубоволоки, кровопуски, камнесечцы и др.
Особенно почиталась на Руси хирургия. Так как профессиональным атрибутом резалника (хирурга) считалось железо, то хирургия носила ещё название «железной хытрости» – мастерства, искусства и науки. От хирурга требовалась решительность, смелость. Он должен быть молодым, иначе «не увидит, где железо лежит в ране», оперировать больного следует быстро, чтобы «скоростью украдать болезни чювство» (византийский и древнерусский сборник слов Иоанна Златоуста «Маргарит», XII век). Для проведения хирургических операций использовались инструменты «снасть» – нож, бритву, кроило, пилу, раму, сверло, тесле, а также инструменты для кровопускания. Раны сшивались суровыми конопляными нитями, «струнами» из кишок и брюшины животных. С целью обезболивания применялись болеутоляющие и снотворные средства растительного происхождения (красавка, опий, болиголов). Эти же обезболивающие средства использовали при пытках и родах.
С принятием христианства на Руси медицинскими центрами становятся монастыри. Из Византии вместе с христианством пришли на Русь и многие взгляды на врачебное дело, как на предмет попечительства церкви. Первые сведения о монастырских больницах в Древнерусском государстве относятся к IX веку. Больницы были построены при монастырях в Киеве, Переяславле, Новгороде, Смоленске и других городах для лечения не только монахов, но и населения. Большой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры, в которой оказывали медицинскую помощь раненым и больным со всей Руси. При монастыре были специальные помещения (больницы), где монахи ухаживали за тяжелобольными. Среди монахов прославились своим врачебным искусством Антоний, Алимпий и Агапит. Монастырские больницы превращались в госпитали во время военных действий, осадах городов, в карантинные больницы – при эпидемиях.
Для больниц существовали «уставы», в которых были оговорены расходы на содержание больных и больничных штатов, а также порядок управления в них.
Монастырские больницы являлись центрами просвещения: в них обучали врачеванию, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латинского языков монахи дополняли их медицинскими знаниями, основанными на многовековом опыте русского народного врачевания. Написанные на пергаменте, некоторые книги дошли до наших дней.
Во времена монголо-татарского нашествия только в монастырях сохранялась относительная безопасность, так как завоеватели отличались веротерпимостью. Именно сюда приходили люди, которым оказывалась медицинская помощь. Приходили в монастыри и народные целители (лечцы), что способствовало проникновению опыта народной медицины в практику монастырского врачевания.
В древнерусских рукописных книгах X-XI веков «Русская правда», «Изборники» Святослава, «Устав Великого князя Владимира Святославовича» и «Шестодневы» содержатся сведения о положении врачевателя в обществе и правовые аспекты его деятельности, указания монастырям давать приют не только богатым, но и бедным больным, описывается строение человеческого тела и функционирование его органов, даются гигиенические советы, рекомендации по диете, приводятся медицинские сведения.
«Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике на Руси в XI – XII веках: врачеватель должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выполнять самые чёрные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему, делать всё, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии.
Помимо монастырской медицины, в Киевской Руси существовала светская медицина. Элементы светской медицины связаны с деятельностью киевских князей, которые прославились своим попечительством о сиротах, больных и убогих. В Киеве, Новгороде и других городах при княжеских дворах, монастырях имелись русские и иностранные лекари, выходцы из Византии, которые широко использовали в своей практике опыт народной медицины. Светские врачеватели-профессионалы могли распознавать и лечить болезни, готовить лекарства и предсказывать исход некоторых заболеваний.
По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство опережало страны Западной Европы. При раскопках на территории древнего Новгорода были обнаружены деревянные мостовые, гончарные и деревянные водосборники и водопроводы, предметы гигиенического обихода.
Русская баня – одно из древнейших гигиенических заведений на Руси. Наряду со своим прямым назначением, она служила местом, где лечили различные простудные, кожные и другие заболевания. В ней лечцы вправляли вывихи, делали кровопускания, массаж и растирания целебными мазями, принимали роды. Общественные бани строились вблизи монастырей и гражданских больниц, а индивидуальные – при усадьбах и дворах.
Не менее важным элементом гигиены на Руси была стирка белья.
В русских летописях встречаются описания эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». Одной из мер пресечения распространения эпидемий было то, что заболевших людей выносили за пределы населённой местности. Следовательно, на Руси имелись определённые представления о контагиозности инфекционных заболеваний.
Древнерусское государство просуществовало в течение трëх столетий, затем распалось на несколько мелких княжеств. Феодальная раздробленность Руси не позволила противостоять ей татаро-монгольскому нашествию. Длительное татаро-монгольское иго (1240-1480) значительно ослабило развитие медицины, хозяйственной жизни и культуры Руси в целом.
В этот трагический для Руси период истории медицина продолжала развиваться в монастырях, расположенных на землях, свободных от порабощения татаро-монгольскими завоевателями. Таким центром русской медицины того времени был Кирилло-Белозëрский монастырь, основанный в конце XIV века. При монастыре было несколько больниц. В нëм был сделан перевод с греческого на славянский язык комментариев Галена к «Гиппократову сборнику».
Таким образом, в Древнерусском государстве преобладала народная медицина. Наряду с народными врачевателями (лечцами), медицинскую помощь оказывали светские врачеватели-профессионалы. Они умели распознавать и лечить болезни, знали лечебные свойства лекарств растительного, животного и минерального происхождения. Монастыри были организаторами первых больниц на Руси.
Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 1990;