Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.)
Стремление русского народа освободиться от монголо-татарского ига (1240-1480) послужило серьёзным стимулом для начавшегося в XIV веке процесса объединения русских земель в единое централизованное государство. Особую роль в процессе объединения русских земель сыграл князь Иван Калита (ок. 1283-1340), который заложил основы политического и экономического могущества Москвы. В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389), встав во главе общерусского ополчения, одержал победу в битве с монголо-татарами на Куликовом поле у реки Дон. После этого сражения он получил прозвище Донской.
Историческое значение Куликовской битвы огромно. Она не только явилась первым крупным поражением Золотой Орды, но значительно ослабила монголо-татарское иго и ускорила её распад. Более того, эта победа имела большое моральное и психологическое значение, укрепила авторитет Москвы как центра объединения разрозненных русских княжеств и создала реальные предпосылки для образования централизованного Московского государства. Создание Московского государства было завершено при Иване III (1462 – 1505) после победы русских войск на реке Угре (1480), обозначившей окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.
Народная медицина
На протяжении многих веков народная медицина на Руси занимала ведущее положение, её опыт передавался из поколения в поколение. Лишь в конце XVII века появляется профессиональная медицина, которая берёт своё начало из народной медицины.
Изучение исторических текстов показало, что в Московском государстве имелись различные медицинские профессии: лечцы (народные врачеватели), лекари (врачи-профессионалы), подлекари (фельдшеры), резальники (хирурги), рудомёты (кровопуски), зелейники (аптекари), травники (фармацевты) и др.
Опыт народной медицины отражён в многочисленных рукописных лечебниках, травниках, а также летописях и архивных документах.
В травниках и лечебниках описываются лечебные свойства растений, даются практические советы, как лечить некоторые заболевания.
В лечебниках упоминаются такие болезни, как «жабная» (стенокардия), «чечуйная» (геморрой), «сухотная» (туберкулёз), короста (чесотка), рак, рожа, цинга, золотуха, ячмень и др.
В XVI-XVII веках лечцы широко применяли оригинальные методы лечения с использованием лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Например, раны лечили медовыми лепёшками, печёным луком, листьями подорожника или капусты. Переломы лечили при помощи охватывающей холщовой повязки, пропитанной смесью варёного мёда с пивом. При укусе змей к ране пострадавшего прикладывали свежую крапиву с солью и давали пить отвар чеснока, сваренного в пиве. Ожоги лечили с помощью повязок, пропитанных конопляным маслом. Для лечения чахотки (туберкулёза) рекомендовалось пить кобылье молоко и смазывать кожу дёгтем. Крапива применялась как кровоостанавливающее и противоцинготное средство. Кроме того, цингу лечили луком, чесноком и хреном. Берёзовый сок или настой из можжевеловых ягод назначались при заболеваниях почек. Печень трески и телячья печень применялись при куриной слепоте.
В травниках значительное место отводится также заговорам и заклинаниям, так как считалось, что причиной болезней может являться колдовство.
Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 924;