Гиппократ и медицина Гиппократа
Когда называют имя Гиппократа и когда к этому имени прибавляют слово „отец медицины“, то у человека, мало сведущего в истории медицины, может создаться впечатление, что с него начинается медицина, и что до него было лишь пустое место.
Все то, что здесь было сказано, показывает, однако, что Гиппократ является лишь звеном цепи, начатой задолго до него. Правда, это звено имеет исключительно важное значение; правда также, что в известном смысле это звено является даже заключительным.
О жизни Гиппократа мы знаем немного. Его отец, бывший также врачом и происходивший из древнего рода Асклепиадов, назывался Гераклеидом. Следуя обычаям своего времени, он рано посвятил своего сына, родившегося в 460 г. до нашей эры, в тайны своего искусства; само собой разумеется, обучение велось в духе школы Коса, из которой Гераклеид вышел.
Окончив обучение, Гиппократ отправился путешествовать, при чем посетил самые различные области Греции. Во время путешествия он пришел в соприкосновение с некоторыми знаменитостями того времени, как-то: философом Демокритом, ритором Горгием и гимнастом Геродиком из Селимбрии.
Рис. Предполагаемый древний бюст Гиппократа. По Голлендеру, Пластика и медицина
Гиппократ умер в 377 г. в Лариссе в Фессалии. Все остальное, что рассказывают об его жизни, — а легенда окутала его мистическим покрывалом уже немного десятилетий спустя после его смерти,—все это частью недостоверно, частью же представляет заведомый вымысел.
И относительно личного участия Гиппократа в сочинениях, носящих его имя, мы знаем, несмотря на ревностную исследовательскую работу в этом направлении, в сущности немного достоверного. Однако, во многих из них так ясна печать его гения, что вряд ли могут быть сомнения относительно их принадлежности.
Сюда относятся прежде всего следующие сочинения: „О древней медицине“, краткое сочинение, трактующее о задачах и целях врачебного искусства; „О воздухе, воде и о свойствах почвы“, краткая оценка влияния этих факторов на общее состояние здоровья; „О прогностике“, т.-е. об отношениях между отдельными симптомами болезни и предполагаемым течением ее; далее две книги „Об эпидемических болезнях“, сочинение, выдержанное отчасти в форме дневника, о влиянии так наз. „genius epidemicus“ на течение отдельных болезней; работа „О диэте при острых болезнях“, а из хирургических сочинений работы: „О переломах костей“ и „О вывихах“. Наконец, здесь же нужно назвать „Афоризмы“, краткие положения, трактующие о самых различных вопросах медицины.
Если мы пожелаем в немногих словах формулировать взгляд Гиппократа на медицину, то мы должны сделать это в следующих положениях: медицина представляет собой искусство. Как таковое, она имеет определенные пределы, и главная задача врача состоит в том, чтобы не выходить за эти пределы.
Выполнение врачебной профессии требует от врача целого ряда морально-этических свойств, нестяжательность, сдержанность, совестливое отношение, чувство собственного достоинства, готовность услужить; иными словами, он должен быть всегда готов ставить интересы больного выше своего собственного „я“.
Врачебное искусство основывается на опыте; опыт является основой всякого медицинского знания. Он учит врача в отдельных случаях предвидеть определенное течение болезни, руководясь тем, что он ранее видел. Болезнь представляет собой борьбу присущих организму естественных целебных сил с вредной причиной, обусловливающей болезнь.
Врач должен помогать организму в его борьбе с болезнью, при чем целью лечения служит преодоление болезни. Врачебное образование должно по преимуществу носить практический характер; главной задачей его является накопление личного опыта путем наблюдения у постели больного.
При таком взгляде на цели и задачи медицины учение о сущности болезни стоит в Гиппократовской медицине на втором плане; оно лишь должно дать врачу некоторые руководящие указания, касающиеся лечения. Для врача самое главное—это наблюдение отдельных случаев, так как каждый отдельный организм реагирует на болезнь особым, ему свойственным способом.
Врачу-гиппократику совершенно ясно, что понять настоящим образом сущность болезненного процесса он не может. Несмотря на это, он отнюдь не отказывается от размышлений на эту тему; но, строя ту или иную натур-философскую, спекулятивную гипотезу, он совершенно ясно отдает себе отчет, что эти спекулятивные построения собственно не являются главной задачей врача.
Рис. Изображение Гиппократа. (Национальный музей в Афинах). По Голлендеру, Пластика и медицина
Благодаря этому, врача школы Гиппократа здоровый человек интересовал гораздо меньше, чем больной; это было причиной и того, что нормальная анатомия стояла у Гиппократа на заднем плане.
Причиной такого положения анатомии было также религиозное предубеждение, запрещавшее вскрытие человеческих трупов. Таким образом, сведения о строении человеческого тела были очень невелики; они основывались главным образом на аналогии с находками у животных, на случайных наблюдениях при ранениях, над преступниками и т. п. Всего лучше врачи были знакомы со строением скелета, связок и суставов, которые можно было изучать на скелетах, не оскорбляя при этом религиозных чувств; что касается внутренних органов, мозга, нервной системы, сосудов и мышц, то о них имелись только некоторые знания, ровно настолько, насколько это нужно было для практических целей, т.-е. для хирургического лечения больных.
Показательной в этом отношении является цитата из первой главы „Об устройстве суставов“: „если обнажают верхнюю часть плеча от мягких частей как раз в том месте, где находится мышца (дельтовидная), затем обнажают сухожилие большой грудной мышцы (pectoralis major) в подмышечной впадине и, идя вдоль ключицы, переходят на грудь, можно видеть, что головка плечевой кости и т. д.“.
О физиологических сведениях в теперешнем смысле слова у гиппократиков не может быть и речи. Нужно, однако, сказать, что необходимости размышления о нормальных отправлениях тела и исследования их они не отрицали. Наряду с общими вопросами о причинах жизни, они ставили и отдельные проблемы физиологического характера.
Это доказывает, напр., предложение изучать деятельность сердечных клапанов на вырезанном сердце, а также попытка решить вопрос, проникает ли при питье нормальным образом часть жидкости в гортань, при помощи опыта на свинье, которой вводилась в полость рта окрашенная жидкость. В общем, однако, физиология интересовала гиппократиков лишь постольку, поскольку она имела отношение к учению о болезни.
В виду невозможности решить, принадлежат ли отдельные сочинения школы Гиппократа самому учителю, трудно установить его собственные взгляды на явления болезни. Во всяком случае его теория происхождения болезней имеет строго гуморально-патологический характер: соки организма (Inimores) обусловливают здоровье и болезнь; от качественных и количественных их изменений зависят заболевание и выздоровление.
Четырьмя кардинальными соками являются кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Каждый из этих соков обладает определенными свойствами: крови присуща влажная теплота, слизи—холодная влажность, желтой желчи—сухое тепло и черной желчи—холодная сухость. При наличности надлежащего смешения этих соков ( ) организм остается здоровым. Ненормальное смешение ( ) вызывает болезнь. Ненормальности в смешении соков, даже если вначале и имеют местный характер, всегда вызывают в конце-концов общие болезненные явления.
Перед гиппократиками неминуемо должен был возникнуть вопрос: каковы причины, вызывающие в организме такие изменения? Нужно отметить, что, пытаясь ответить на этот трудный вопрос, гиппократики сумели остаться на почве наблюдений и фактов и избежали опасности потеряться в догадках.
Причину большинства болезней они видят в различных внешних условиях, которые нетрудно учесть: плохое питание, вредности, присущие определенным профессиям или образу жизни, климатические условия и температурные колебания, в особенности же резкий переход от холода к жаре или, наоборот, свойства почвы, в особенности же ее ядовитые испарения (миазмы), влияние времен года, нездоровая вода — все это также может иметь значение этиологических факторов.
При этом гиппократики не забывают, что все эти факторы действуют на отдельных индивидуумов неодинаково; одни обнаруживают большее предрасположение к одним болезням, другие — к другим. Большое значение имеет „наследственное предрасположение“, состоящее в том, что некоторые люди, в силу унаследованного предрасположения, рождаются с наклонностью к определенным болезням.
Дата добавления: 2023-09-20; просмотров: 385;