Врачевание в древней Греции


Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморья и в первую очередь страны так называемого античного мира, или античности, – древняя Греция и древний Рим.

История древней Греции (или Эллады) представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений.

История врачевания древней Греции, каки еë история, делится на пять периодов:

1. Крито-микенский или эгейский (III – II тысячелетия до н. э.).

2. Предполисный (XI – IX вв. до н. э.).

3. Полисный (VIII – VI вв. до н. э.).

4. Классический (V – IV вв. до н. э.).

5. Эллинистический (вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.).

Источниками информации по истории врачевания в древней Греции являются: письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии.

Социально-экономическая и политическая организация древней Греции в VI-IV вв. до н. э. представляла собой общность небольших городов-государств – полисов (например, Афины, Спарта, Итака). Каждый полис имел свой диалект, свою политико-правовую организацию, собственных героев и богов, собственный календарь, свои деньги. Несмотря на эти особенности, между полисами долгое время сохранялось единство интересов во многих сферах деятельности, а также чувство взаимопомощи и лояльности друг к другу. Это выразилось в участии царей со всей Греции в Троянской войне. Впечатляющим и исторически зафиксированным свидетельством совместного выступления греков против завоевателей являются греко-персидские войны.

Знания древних греков, в том числе и в области врачевания, долгое время развивались в рамках единой философской науки – натурфилософии. Крупнейшим представителем материализма в философии античности является Демокрит (460-371 гг. до н. э.). С точки зрения Демокрита, в основе мира лежит материя, состоящая из мельчайших частиц – атомов. Атомы находятся в постоянном движении, они соединяются и вновь разделяются. Различным сочетанием и движением атомов Демокрит объяснял всë многообразие изменений явлений мира. В философских и естественно-научных сочинениях Демокрита встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, собачьем бешенстве, лекарствах и т. п. Воззрения Демокрита, представляющие собой вершину материалистического и естественно-научного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен. Выразителями философского идеализма в древней Греции являются Пифагор (ок. 540-500 гг. до н. э.) и Платон (427-347 гг. до н. э.). Пифагор и его ученики были математиками, поэтому считали, что не качество, а количество, не вещество, а форма определяют сущность вещей. Основой всего является число. Главным в философском учении Платона является теория идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. Извечные идеи управляют миром. Материализм Демокрита и идеализм Платона оказали влияние на формирование медицины, которая в древнем мире была неотделима от философии.

Покровителями врачебного искусства греки считали богов-врачевателей: Аполлона, Артемиду и Асклепия. Аполлон являлся богом гармонии, духовной деятельности и искусств (музыки, пения). Он почитался как божество, обладающее даром исцеления. Артемида считалась покровительницей рожениц и защитницей детей. Самым главным богом – покровителем врачевания древней Греции считался Асклепий. Искусству исцеления он обучился у кентавра Хирона. Асклепия изображали в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея (олицетворение мудрости). Согласно греческой мифологии, вся семья Асклепия помогала больным и облегчала их страдания. Женой Асклепия была Эпионе, что означает «болезнеутолительница». Дочери Асклепия: Гигиея – богиня здоровья и Панакея – «всеисцелительница», покровительница лекарственного врачевания. Сыновья бога-врачевателя: Махаон, ставший впоследствии знаменитым хирургом, и Подалирий – известный врачеватель внутренних заболеваний. Все они обучались искусству врачевания у своего отца.

Храмовое врачевание в древней Греции тесно связано с культом бога-врачевателя Асклепия, сложившимся к VII в. до н. э. В честь Асклепия воздвигались святилища (храмы) – асклепейоны. На территории древней Греции было построено более трехсот асклепейонов. Самым величественным и прославленным считался асклепейон, построенный в 390 г. до н. э. в десяти километрах к западу от города Эпидавра. Центральным сооружением святилища был храм Асклепия, там располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, жертвенник для приношений, бассейны, сообщающиеся с минеральными источниками. Наличие минеральных источников с лечебной водой и кипарисовой рощи, воздух которой также являлся целебным, были обязательным условием при выборе места для постройки святилища. В асклепейоне также имелись бани, библиотека, гимнасий, стадион и театр.

Жрецы тщательно следили за чистотой святилища и людей, его посещающими. Каждый человек, пришедший за помощью к богу-врачевателю, мылся в водах «священного» источника, затем приносил жертву Асклепию и другим богам. Религиозный ритуал исключал все, что могло бы осквернить святилище, в частности, связанное с рождением или смертью. Безнадежно больные и роженицы не допускались в асклепейон.

Основными средствами лечения в асклепейонах были: лекарственное врачевание, водолечение, массаж, гимнастические упражнения. Наряду с ними существовал ритуал Enkoimesis. Больные вводились в состояние «искусственного сна» (состояние экстаза или гипноза) под действием наркотиков или методов психологического воздействия. Считалось, что выздоровление должно было наступить во время сна. Если выздоровление не наступало, а больные видели сны, то они пересказывали их жрецам. Жрецы, «знавшие волю Асклепия и исполняющие еë», толковали сны и после этого назначали лечение. Хирургические операции в асклепейонах производились редко, причем это были небольшие хирургические вмешательства. В уплату за излечение больные приносили в святилище изображения исцеленных частей тела, сделанные из мрамора, серебра и золота. Например, мраморные руки и ноги, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

В древней Греции не было резких различий между светским и храмовым врачеванием. Храмовое врачевание унаследовало многие рациональные приемы и гигиенические традиции народной медицины, истоки которой начинаются в глубокой древности.

В древней Греции существовали семейные медицинские школы, в которых медицинские знания передавались от отца к сыну, и таким образом секреты врачевания сохранялись внутри семьи. Позднее в семейные школы стали принимать учеников со стороны, которые оплачивали своë обучение.

Врачеватели, вышедшие из медицинских школ практиковали в городах, войсках и не имели отношения к храмовой медицине.

Медицинские школы материалистического направления располагались за пределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в еë заморских поселениях, где обосновались, в основном, сторонники материализма. Среди них: родосская (остров Родос, Малая Азия), киренская (Северная Африка), кротонская (город Кротон, Южная Италия), книдская (город Книд, Малая Азия), косская (остров Кос, Малая Азия). На территории материковой Греции существовали идеалистические медицинские школы: пифагорейская, сицилийская, школа Платона.

Косская медицинская школа – главная медицинская школа древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э.

Косская медицинская школа заложила основы клинической медицины – разработала принципы наблюдения и лечения у постели больного. Врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром. Они считали, что главным является общее состояние больного и определение прогноза (исхода болезни), а не название болезни. Косская медицинская школа развивала учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах, разработала основы врачебной этики. Расцвет косской медицинской школы связан с именем Гиппократа, которого по праву называют «отцом медицины».

Гиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates, ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) родился на острове Кос в семье потомственных врачевателей, принадлежащей к роду асклепиадов. Родословная этой семьи берет своë начало от бога-целителя Асклепия. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца. Затем продолжил обучение в Афинах. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Он попеременно жил в различных городах Греции, посетил Малую Азию, Скифию, восточное побережье Черного моря, Ливию, возможно, и Египет. Слава о его врачебном искусстве росла и распространялась во многих государствах.

До настоящего времени окончательно не решëн вопрос о том, какие труды по медицине оставил после себя Гиппократ. В те далëкие времена врачи не подписывали своих сочинений. Все они были безымянными, поэтому история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей древней Греции классического периода. Около 300 г. до н. э. все медицинские труды были объединены в «Гиппократов сборник» (лат. «Corpus Hippocraticum»). Большинство учëных считает, что Гиппократ является автором следующих работ сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине» и некоторых других.

В «Афоризмах» собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. Особое место уделено прогностике.

«Прогностика» считается подлинной книгой Гиппократа и посвящена вопросам терапии. В этой книге подробно описаны основные элементы прогноза: наблюдение, осмотр и опрос больного. Рассмотрены основы наблюдения и лечения у постели больного.

Авторство книги «Эпидемии» (в семи частях), по мнению исследователей, принадлежит также Гиппократу. Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не эпидемические (инфекционные, острозаразные) болезни, а заболевания широко распространëнные среди населения. Это эндемические болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания.

В I и III частях «Эпидемий» описаны 42 истории болезней, которые дают представление об основах клинического подхода в медицине древней Греции, когда врач ежедневно наблюдал больного.

Основными принципами терапии, или лечения, которыми руководствовался Гиппократ и его последователи, являются следующие:

1. Прежде всего не вредить.

2. Лечение противоположного противоположным.

3. Соблюдать закон соразмерности, а именно не торопиться, не переходить быстро от одного к другому.

4. Лечить сообразно с законами природы, иными словами, учитывая «природу» самого больного – его «физис», условия жизни и внешней среды, особенности течения болезней, и таким образом максимально использовать целительные силы природы.

В сочинении «О воздухах, водах, местностях» с материалистической точки зрения обобщены различные формы воздействия на человеческий организм окружающей природы. Причины возникновения болезней подразделяются на две группы. К первой группе относятся причины, являющиеся общими для всех людей данной местности и зависящие от конкретных условий окружающей природы; ко второй – индивидуальные причины, определяемые образом жизни человека.

Образу жизни в древней Греции придавалось исключительно большое значение. Соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма и физическое воспитание имели такое же значение для греков, как обучение грамоте, риторике и музыке.

В этом сочинении описаны различные типы характеров человека, обусловленные местом его проживания (или условиями окружающей природы). Типы характеров определяют предрасположенность к тем или иным заболеваниям и влияют на их течение. Следовательно, необходим различный подход к лечению болезней.

Впоследствии на основе гуморальных представлений о четырех телесных соках и различных типах характеров сформировалось учение о четырех темпераментах. Различные виды темпераментов связывались с преобладанием в организме человека одного из четырех телесных соков. Крови (лат. sanguis) соответствует сангвинический темперамент, слизи (лат. phlégma) – флегматический, желтой желчи (лат. cholé) – холерический и черной желчи (лат. mélaina cholé) – меланхолический.

В хирургических сочинениях «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и др. изложено учение о повязках (дисмургия), описывается устройство для вытяжения и вправления вывихов всех суставов ноги («скамья Гиппократа»), даются методики лечения ран, переломов, вывихов, повреждений головы. Древнегреческие врачи делали несложные хирургические вмешательства, которые в большинстве своëм были бескровными или сопровождались небольшими кровотечениями. Это обусловлено тем, что анатомические знания практически отсутствовали, так как тела умерших людей не вскрывали. Врачи древней Греции не знали расположения кровеносных сосудов, различий между артериями и венами, не имели представлений о нервах и головном мозге. Вместе с тем чисто эмпирически древние греки сумели правильно понять многие вопросы физиологии и патологии. Например, о кругообращении веществ в организме, о движении крови по сосудам в двух направлениях и наличии соединений (анастомозов) между этими сосудами, о путях следования спинномозговых нервов и т. д.

В «Гиппократовом сборнике» упоминается более 250 лекарственных средств растительного и 50 средств животного происхождения. Гиппократ в своей практике использовал около 60 – 70 лечебных средств, например, рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные. Кроме того, при лечении заболеваний он ставил банки, делал кровопускания, назначал диетическое питание. Всë это применялось с большим искусством и индивидуальным подходом к каждому больному, при этом учитывались особенности течения болезни.

«Гиппократов сборник» содержит сочинения, посвящëнные врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. В них рассматриваются вопросы обучения и морального воспитания врачей, требования, предъявляемые к ним. Врач должен был обладать высокими моральными и профессиональными качествами, помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить» больному (лат. «Primum non nocere»). Большое значение придавалось внешнему виду и поведению врача в обществе. На основе этических принципов врачевания была составлена «Клятва» древнегреческих врачей, которая в III в. до н. э. вошла в «Гиппократов сборник» и стала известна как «Клятва Гиппократа».

Таким образом, труды Гиппократа и других врачей древней Греции, вошедшие в «Гиппократов сборник», отразили естественно-научные представления о неразрывном единстве человека с окружающей природой, о причинной связи болезней с условиями жизни и целительных силах природы, вобрали в себя передовые взгляды и достижения в области терапии, травматологии и врачебной этики.

Заключительный период истории древней Греции – эпоха эллинизма (вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.) характеризуется систематизацией знаний, накопленных в течение предшествующих тысячелетий, а также новыми открытиями и достижениями. Труды крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (лат. Aristoteles, 384 – 322 гг. до н. э.) по логике, политике, риторике, психологии, этике, физике, математике, астрономии, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине оказали большое влияние на развитие естественно-научных знаний не только эпохи эллинизма, а также средневековья и нового времени.

Крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром эллинистического периода истории древней Греции была Александрия (основана в 332 – 331 гг. до н. э. в Египте, столица династии Птолемеев). Птолемеи покровительствовали развитию разнообразных областей знаний. При них в Александрии были основаны Мусейон (греч. museion – место прибывания муз; отсюда термин «музей») и хранилище рукописей (библиотека), которая в начале I в. до н. э. насчитывала более 700 тысяч папирусных свитков. В Мусейоне помимо хранилища рукописей имелись ботанический и зоологический сады, обсерватории и анатомическая школа. В этом научном учреждении наряду с разработкой философских проблем занимались исследованиями в области филологии, астрономии, математики, ботаники, зоологии и медицины.

Медицина эпохи эллинизма характеризуется бурным развитием анатомиии хирургии. Анатомия становится самостоятельной отраслью медицины. Еë развитию способствовали древнеегипетская традиция бальзамирования и разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и приговорëнных к смертной казни людей.

Основателем описательной анатомии является врач Герофил из Халкидона (греч. Heróphilos, ок. 335 – 280 гг. до н. э.), который считается первым греком, начавшим анатомические исследования на человеческих трупах. В своëм труде «Анатомия» он подробно описал твëрдую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга и его желудочки, считая, что четвëртый из них является вместилищем души. Герофил проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны некоторые внутренние органы, например, печень и двенадцатиперстная кишка, которой впервые и дал это название. В сочинении «О глазах» Герофил описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку глаза. В трактате «О пульсе» он изложил анатомию сосудов: описал лëгочную артерию и дал названия лëгочным венам. Герофил установил зависимость пульсации артериальных сосудов от деятельности сердца и стал основоположником учения о пульсе человека. В своих анатомо-физиологических воззрениях Герофил исходил из наличия у человека четырех сил. Это питающая сила, расположенная в печени и кишечнике, согревающая – в сердце, мыслящая – в мозге и чувствующая – в нервах.

Другим выдающимся александрийским врачëм этой эпохи, занимавшимся анатомированием, был Эразистрат (греч. Erasistratos, ок. 300 – ок. 240 гг. до н. э.). Он изучил строение головного мозга, описал его желудочки и мозговые оболочки. Эразистрат впервые разделил нервы на чувствительные и двигательные, описал лимфатические сосуды брыжейки. Им было исследовано строение сердца и его клапанов настолько тщательно, что впоследствии Галену практически не удалось добавить к его описанию ничего нового. Эразистрат полагал, что все части человеческого организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий. При этом в венах течëт кровь, которая формируется из пищи, а в артериях – жизненная пневма (или «жизненный дух»), которая контактирует с кровью в лëгких. Излагая мысль о том, что артерии и вены соединены между собой при помощи мелких сосудов, Эразистрат весьма близко подощëл к идее циркуляции крови в человеческом организме. В области теории возникновения болезней Эразистрат отдал предпочтение твëрдым частицам (атомам), что впоследствии нашло своë выражение в солидарной теории патологии, и частично отошëл от распространëнного в то время учения о ведущей роли соков в организме (гуморальная теория патологии).

Значительные успехи в области анатомии оказали положительное влияние на развитие хирургии, которая объединила в себе греческую хирургию с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран и индийскую хирургию, владевшую сложными полостными операциями. Важнейшими достижениями александрийских хирургов являются: перевязка сосудов при операциях, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера, проведение сложных операций на почке, печени и селезëнке, ампутация конечностей, лапаротомия при завороте кишок и асците.

Таким образом, эллинистический период развития древней Греции является временем высочайшего развития медицины. Достижения греков в различных областях медицины оказали существенное влияние на развитие медицинских знаний в древнем Риме.

 



Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 766;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.