Врачевание в древнем Египте


Первые поселения в плодородной долине реки Нила, как считают историки, появились в VI тысячелетии до н. э., затем превратившиеся в города-государства. К IV тысячелетию до н. э. В северной части долины реки Нила сформировалось 20 таких государств, а в южной – 22. Впоследствии , на этих территориях образовалось два крупных царства: Северный (Нижний) и Южный (Верхний) Египет. Заслуги объединения обоих царств в единое государство приписываются царю Южного Египта – Менесу, которого считают основателем первой династии фараонов. Объединение Верхнего и Нижнего Египта способствовало формированию мощного централизованного государства.

История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э. до 395 г. н. э., когда после распада Великой Римской империи древний Египет вошëл в состав Византии.

Характерные черты для древнеегипетской культуры сформировались в додинастический период (до III тысячелетия до н. э.). Это – периодическое письмо, религиозные представления, культ мертвых и характерный художественный стиль.

Основу древнеегипетского хозяйства составляли ирригационное земледелие и скотоводство. Значительного развития достигли строительное искусство и ремёсла, а также прикладная химия, ветеринария и медицина.

В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных периода: царский (XXX – IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. – 395 г. н. э.) и византийский (395 – 638 гг.), который переходит в средние века.

Источниками информации о врачевании древнего Египта являются: иероглифические надписи и изображения на стенах гробницах и пирамидах, связанные с заупокойным культом, знаменитые медицинские папирусы, а также описания историков древности (греческий историк Геродот; V в. до н. э.).

В настоящее время известно более десяти папирусов, которые частично или полностью посвящены врачеванию. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших. Древнейшим медицинским папирусом является Кахуанский, относящийся к эпохе Среднего царства и датируется примерно 1850 г. до н. э., посвящен родовспоможению и женским болезням. Папирус Бругша (около 1450 – 1350 гг. до н. э.) – самый древний из дошедших до нас документов по

__________________________________

Генрих Бругш (1827–1894) – немецкий учёный-египтолог

 

 

педиатрии. В нем описаны болезни детей и проблемы здоровья матери и ребенка. Лечение болезней сосудов, сердца и суставов изложено в Берлинском папирусе № 3038, составленном около 1300 г. до н. э. В некоторых папирусах большое внимание уделено приемам магического врачевания, например, Лондонский папирус № 10059 и др. Наиболее полную и обширную информацию о врачевании древнего Египта дают два замечательных трактата, составленные в середине II тысячелетия до н. э. (эпоха Нового царства). Это, папирус Эберса, посвященный лечению заболеваний «всех частей тела» (найден в Фивах) и папирус Смита, посвященный лечению травматических повреждений (найден в Луксоре). Что касается описаний историков, то первый яркий очерк по истории древнего Египта дал в V в. до н. э. греческий историк Геродот.

В медицинских папирусах сохранился перечень древних рецептов для лечения различных заболеваний. Так, папирус Эберса включает в себя 108 листов, достигает в длину более 20 метров и является своего рода «медицинской энциклопедией» древних египтян. Папирус содержит около 900 рецептов, что вполне соответствует его названию «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Встречаются лекарственные прописи для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных и кожных заболеваний, а также диетические и косметические рецепты.

Древнеегипетскими врачами широко использовались для приготовления лекарственных средств: трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромашки, морской лук, можжевеловые ягоды, опий, кедровое и касторовое масло, спирт, уксус, вино, ладан, пивные дрожжи. Из минеральных продуктов применялись: селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль, мемфисский камень. Среди веществ животного происхождения получили распространение

_______________________________________

Георг Эберс (1837–1898) – немецкий учёный-египтолог и писатель

Эдвин Смит (1822–1906) – американский учёный-египтолог

 

 

жиры, желчь, мозг, печень, кровь, мед, молоко.

В Древнем Египте существовали ботанические сады и огороды, в которых разводили лекарственные растения, при этом многие растения привозили из других стран. До нашего времени сохранились длинные списки привозных лекарственных средств, служивших объектом международной торговли.

В каждом конкретном случае заболевания назначались определенные мази, пластыри, припарки, микстуры, полоскания, пилюли, клизмы и т. д.

Врачеватели группировали лекарства по их фармакологическому действию: слабительные, рвотные, обезболивающие и т.д.

Древнеегипетские врачеватели признавали существование как естественных причин болезней (кишечные паразиты, нарушение питания, изменения погоды), так и сверхъестественных (воля богов, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). Одновременно с этим существовало гуморальное учение, которое исходило из представления о четырех основных соках, являющихся носителями основных четырех элементов мира – огня, воды, земли и воздуха. Эти соки составляют человеческий организм и определяют его здоровье или болезнь. Среди врачевателей того времени также было распространено учение о «пневме» – живительном начале человеческого организма. По представлениям египтян, «пневма» – это особое содержащееся в воздухе невидимое и невесомое вещество. Во время вдоха оно поступает в лёгкие, оттуда проникает в сердце и далее по артериям расходится по всему телу. При болезни изменяются свойства крови и «пневмы». Этими представлениями определялся характер лечения, а именно: вызвать из больного организма выделение гнилостных веществ, которые в нём образовались, и удалить «дурную кровь». Египетские врачи применяли клизмы не только в лечебных целях, но и для очищения кишечника. Для удаления «испорченных веществ» давались рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные средства. Применялись кровопускания для удаления «испорченной крови».

Накапливая и используя множество эмпирических наблюдений, врачеватели при лечении заболеваний наряду с лекарствами использовали действия и обряды религиозного характера (молитвы, магические заклинания, заговоры).

Ознакомление с внутренним строением человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачевателям присматриваться к строению и функционированию человеческого организма. Так постепенно появляются первые знания в области анатомии и термины для обозначения частей тела и органов человека: мозг, сердце, сосуды, позвоночник, желудок, мышцы, кишечник и т. д. Особое значение отводилось сердцу и сосудам, которые, по их мнению, играли определенную роль в жизни человеческого организма и течение заболеваний.

Описание ряда болезней и их симптомов позволяет предполагать о некоторых знаниях египтян в области диагностики. В медицинских текстах описываются желудочно-кишечные заболевания (дизентерия, болезни, вызванные глистами), болезни дыхательных путей (бронхит, астма), глазные болезни (блефарит, конъюнктивит, трахома, катаракта) и кожные болезни (гангрена, жировые опухоли, мокрая экзема). Кроме этого, ревматизм, скарлатина, кровотечения различного происхождения, «опухоль одного дня», главным признаком которой был «зуд во всем теле или на одном месте» (возможно, это аллергия) и др.

В папирусах дается описание ранних и поздних родов, а также указываются средства, позволяющие диагностировать бесплодие – «распознать женщину, которая может родить, от той, которая не может».

Папирусы, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о накоплении сведений в области лечения ран, переломов и других травм. В хирургическом папирусе Смита описываются травматические повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, гортани, ключиц, плеч, груди, грудной клетки, позвоночника и т. д. Папирус украшен рисунками частей и органов тела до и после операции, при этом он не содержит заклинаний и магии. На полях папируса Смита сделаны пометки следующего содержания: «Это лекарство хорошее», «Мне удалось вылечить эту болезнь».

На одной из гробниц Древнего царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен), а на стене одного храма – изображения хирургических инструментов.

В медицинских текстах дается своеобразная методика лечения, требующая от врачевателя осмотра больного, определения симптомов, постановки диагноза и способа лечения. Существовала и особая врачебная этика. Врачеватель должен был сообщить больному о возможном исходе лечения, применив одну из трех формулировок: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Большое значение египтяне придавали соблюдению гигиенических требований в связи с предупреждением заболеваний, в том числе инфекционных и паразитарных. Элементы санитарии и благоустройства обнаружены археологами при изучении развалин древнеегипетских городов.

В древнем Египте существовала определенная специализация среди врачевателей: одни лечили внутренние болезни, другие оказывали хирургическую помощь. Причем, среди хирургов различались врачеватели, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов. Так, об уровне развития зубоврачевания свидетельствует найденная мумия (III тысячелетие до н.э.), у которой зубы, прикреплёны к другим зубам золотой проволокой, а в челюстях имеются отверстия, просверлённые при операции. Пользовались популярностью глазные врачи, так как заболевания глаз были характерны для жаркого климата Египта. Кроме того, жаркий и влажный климат способствовал распространению глистных заболеваний, поэтому наука о глистах являлась весьма важной отраслью врачевания и имела особое значение. Имелись «утробные врачи» – специалисты по лечению болезней желудочно-кишечного тракта.

По свидетельству Геродота «врачебное искусство разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей; одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».

Передача медицинских знаний осуществлялась в специальных школах при храмах, а также по наследству – от отца к сыну. За полвека до нашей эры в медицинские школы древнего Египта стали принимать хорошо подготовленных состоятельных иностранцев, что способствовало распространению медицинских знаний египтян в странах древнего мира и, прежде всего, в странах античного средиземноморья – древней Греции и древнем Риме.

Иванов А. Г.



Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 840;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.