Заселение территории Среднего Поволжья.


Самарский край, расположенный на границе леса и степи, с обширной речной сетью, издавна привлекал человека. Вопрос о времени заселения до настоящего времени не решен окончательно. Возможно, это произошло более 100 тысяч лет назад в эпоху раннего палеолита.

На территории края обнаружены стоянки среднего палеолита, позднего палеолита (40-14 тысяч лет). Изучены мезолитические стоянки (10-12 тысяч лет) и неолитические (6-4 тысячи лет до н.э.). В эпоху развитого неолита Самарский край начинает превращаться в пограничье двух культурных общностей – северной камской и южной волго-камской.

На рубеже V и IV тыс. до н.э. началась новая эпоха – энеолит. На территории Среднего Поволжья в этот период проживали оседлые племена самарской культуры, основой хозяйства которых было скотоводство.

С середины III тыс. до н.э. начался бронзовый век. Территория Среднего Поволжья входила в сферу обитания волго-уральской ямной культуры, племена которой занимались кочевым скотоводством. Преемниками ямной культуры стали полтавкинские племена, появившиеся в III-II тыс. до н.э., также занимавшиеся скотоводством.

В середине II тыс. до н.э. на территории Среднего Поволжья жили племена абашевской культуры, занимавшиеся скотоводством и земледелием. Эти племена приняли участие в формировании срубной культурно-исторической общности, появившейся на территории Среднего Поволжья в XVI в. до н.э. Срубные племена занимались скотоводством пастушеского типа и земледелием.

В заключительный период бронзового века, во второй половине II-начале I тыс. до н.э. в степных районах Среднего Поволжья поселились племена ивановской культуры, основой хозяйства которых было скотоводство и земледелие. В лесостепных районах проживали племена сусканской культуры. В лесной зоне Поволжья располагались поселения племен приказанской культуры. Таким образом, в XIV-XII вв. до н.э. в Самарском Поволжье обитали, три различные группы населения: выходцы из степей, лесостепной зоны Зауралья и лесного Волго-Камья. Все три группы сохраняли свою специфику.

В эпоху раннего железного века в южнорусских степях обитали родственные по происхождению кочевые племена скифов и савроматов. Савроматская культура сложилась к концу VII в. до н.э. На территории Самарского края найдены следы самаро-уральского локального варианта савроматской культуры (VI-IV вв. до н.э.), основу хозяйства которых, составляло кочевое скотоводство.

В III-II вв. до н.э. в Поволжье господствовала раннесарматская прохоровская культура (кочевое скотоводство). С III в. на основе прохоровской культуры складывается среднесарматская общность.

В конце IV в. н.э. кочевое население Самарского Поволжья, представленное, сарматами, было втянуто в великое переселение народов. В итоге, местные кочевники были разгромлены гуннами, часть из них присоединилась к ним, часть к другим кочевым народам.

После нашествия гуннов, в южной части Среднего Поволжья продолжали жить многочисленные кочевые племена. К северу от кочевников жили финно-угорские племена (ананьинская культура). В VIII-III в. до н.э. ананьинская культура распространилась и на территории Самарской Луки основав ряд укрепленных городищ. В IV в. до н.э. на территорию Самарской Луки начинается проникновение племен городецкой культуры, вытеснившей ананьинскую. В свою очередь, эту культуру втесняют племена из Прикамья (пьяноборские, постзарубинские). Основу хозяйственной жизни этих племен составляло придомное скотоводство и мотыжное земледелие.

Следующий этап заселения Самарского Поволжья – складывание именьковской культуры в V-VII в. н.э. Основа хозяйственной жизни – пашенное земледелие. Исход именьковской культуры приходится на конец VII в. и связан с приходом кочевых болгарских племен из Приазовья. Приток болгарских племен продолжался до IX в. В это же время на территорию нашего региона приходят прикамские группы населения и угорские из Приуралья. Болгарские, прикамские, уральские племена, потомки именьковской культуры вошли в состав феодального государства, известного нам как Волжская Болгария.

 

Волжская Булгария.

Последние десятилетия XX в. ознаменовались крупными открытиями в области булгарской истории и археологии.

Практически с момента своего возникновения Булгар становится заметным явлением средневековой цивилизации Евразии, объектом внимания арабо-персидских географов, русских летописцев, западноевропейских путешественников и торговцев. Это внимание вполне объяснимо: самая северная в тогдашнем мусульманском мире страна быстро завоевала себе славу могущественной торговой державы.

До прихода в Среднее Поволжье древние болгары жили в предгорьях Кавказа и Приазовья. В конце V – первой четверти VII вв. образовался союз болгарских племен – Великая Болгария со столицей на Таманском полуострове. В VII веке союз освободился от подчинения Тюркскому каганату. В 50-х гг. VII в. союз распался. Часть болгарских племен осталась на коренных землях и подчинилась Хазарскому каганату, другая часть ушла за Дон, третья за Дунай, где возникло государство Болгария. Остальные осели в Венгрии (Паннония) и попали под влияние Византии. Позднее болгары, находившиеся в подчинении Византийского государства, ушли на Среднее Поволжье.

Первая волна болгар проникла в южную часть Среднего Поволжья в конце VII в. К X в. племена болгарских кочевников переходят к прочной оседлой жизни, о чем свидетельствует возникновение у них укрепленных селищ и городищ: Болгар, Биляр, Сувар и др. В конце IX-начале X вв. в Среднем Поволжье возникает феодальное государство Волжская Булгария.

Состав нового болгарского государства не однороден и по-прежнему представлял собой конгломерат тюркоязычных и финно-угорских племен, основными из которых были болгары, сувары, эсгель и берсула.

Во главе Волжской Болгарии стоял царь – малик. К концу X в. государственной религией болгар стал ислам и был окончательно уничтожен суверенитет и подавлено сопротивление города Сувара. Столицей стал город Болгар.

В первой половине X в. Волжская Болгария находилась в зависимости от Хазарского каганата. Большую услугу болгарам, таким образом, оказал поход на каганат русского князя Святослава в 964-965 гг., в результате чего Болгария обрела независимость. В свою очередь, ведя активную экспансивную внешнюю политику, это государство проникало на территории финно-угорских племен (современная Пензенская область). К XII в. болгарское государство простиралось от современной Чувашии до Самарской Луки и от реки Цны до реки Вятки.

Таким образом, к XI-XII вв. различные по происхождению племена образовали целостную болгарскую народность с самобытной культурой. Введение ислама в качестве государственной религии повлекло за собой распространение арабской письменности и появление школ. С X в. в городах Волжской Болгарии развивается архитектура, возводятся каменные и кирпичные здания: мечети, бани, дома феодалов. Известны имена болгарских ученых и поэтов: историка Якуба ибн Ногмана, написавшего «Историю Булгарии», философа Хамида Ибн-Идриси, поэта Кол-Гали.

Градостроительство в Волжской Булгарии заслуживает отдельного внимания. По наблюдениям венгерского монаха-доминиканца Юлиана (1235 г.) «Волжская Булгария – великое и могущественное царство с богатыми городами». В свете новых археологических открытий некоторые исследователи говорят о своеобразной городской цивилизации на Средней Волге. Эти же исследователи утверждают, что булгарские города были более крупными по своим размерам и количеству населения по сравнению с современными им древнерусскими и западноевропейскими городами. Укрепленные площади некоторых булгарских городов достигали 100 га.

К числу городов-гигантов относился Биляр, занимавший территорию в 800 га с укрепленной площадью 620 га. Город состоял из трех топографических частей: внутренний город, окруженный двумя рядами деревянных и земляных укреплений, внешнего города с тремя линиями укреплений, и пригородных поселков. Административно-культовый центр располагался во внутреннем городе. Здесь находилась мечеть с минаретом и комплексом сооружений площадью 2500 кв. м. Здесь же располагалось двухэтажное жилое кирпичное здание, кирпичное здание общественной бани. На территории города располагались караван-сараи. Общеизвестна уникальная отопительная система жилых зданий в булгарских городах. Практически во всех городских поселениях обнаружены следы городского благоустройства: деревянные и каменные мостовые на улицах и площадях, колодцы, специальные мусорные ямы. В настоящее время аэрофотосьемка зафиксировала руины еще 30 кирпичных неисследованных зданий в Биляре.

В X-XI вв. в Волжской Болгарии шел процесс развития феодальных отношений. Болгары окончательно перешли к оседлости: пашенное земледелие стало основой хозяйства. Основными сельскохозяйственными орудиями для обработки почвы были тяжелый однолемешный плуг сабан, предназначенный для обработки целинных земель и легкая соха с двумя железными сошниками, использовавшаяся для подзолистых почв. Система земледелия – переложная. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница, просо, ячмень, рожь, овес, конопля, бобовые, некоторые огородные культуры. Еще одной важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство.

Экономическую основу любой средневековой цивилизации составляет развитое ремесло. Практически на всех булгарских поселениях и, прежде всего, в крупных городах, выявлены следы металлургического (железо- и медеплавильного), кузнечного, гончарного, ювелирного, косторезного, камне- и деревообрабатывающего ремесел, кожевенного дела, стеклоделия и производства строительного кирпича. Булгарские ремесленники, особенно ювелиры, меднолитейщики и косторезы знали сложнейшие приемы обработки цветных и драгоценных металлов, кости и камней. Одним из показателей уровня ремесленного развития является металлургический район Биляра, где на площади более одного гектара располагались сыродутные горны для выплавки железа и стали; гончарная слобода занимала в Биляре площадь более трех гектаров. В центре внутреннего города Биляра был открыт производственный комплекс стеклоделов. Здесь изготавливалась дорогостоящая бытовая и химическая посуда (банки, кубки, рюмки, флакончики, аламбики) и даже оконное стекло – круглые диски диаметром 20-30 см. для домов богатых горожан и общественных зданий.

По мере расширения знаний о Булгарском государстве появляется все больше фактов, свидетельствующих о его широких международных связях. Болгария была одним из центров как местной, так и транзитной торговли, торговые связи были налажены со Средней Азией, Ближним Востоком, Кавказом, Византией, Русью. Равноправные партнерские отношения в торговле возможны лишь тогда, когда страны, участвующие в них, обладают примерно одинаковым экономическим потенциалом и стоят примерно на одной ступени социально-экономического развития. Волжская Булгария по всем своим показателям мало чем уступала своим партнерам – Древней Руси, странам Западной Европы и Востока.

Домонгольский период болгарской истории представлен большим количеством археологических памятников (около 170 городищ, более 700 селищ), расположенных на территории Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей.

Отношения с Русским государством у Волжской Булгарии складывались не просто. Русские князья совершали походы на Болгарию в 977 г., 985 г., 994 г., 1120 г, 1164 г., 1172 г., 1183 г., 1186 г. С XI века болгары совершали походы на Муром, Суздаль, великий Устюг. Результатом агрессии русских князей был перевод болгарской столицы из Булгара в Биляр. Неоднократно заключались и мирные торговые договора между Русью и Болгарией: в 1006 г. и в 1129 г.

Древнерусских вещей в булгарских поселениях много и они очень разнообразны по ассортименту: керамическая и стеклянная посуда, украшения, предметы христианского культа (кресты, иконки, расписные яйца-писанки), орудия труда и бытовые предметы (особенно много шиферных пряслиц). В Биляре обнаружена свинцовая вислая печать, принадлежавшая, по мнению В.Л. Янина новгородскому князю Всеволоду Юрьевичу или, скорее, Всеволоду Большое Гнездо, как считает М.В. Седова. Наиболее активными были связи Волжской Булгарии с южнорусскими землями и Владимиро-Суздальской Русью. В некоторых крупных городах были целые русские кварталы, а в Биляре, согласно сообщениям летописей, находилось христианское кладбище.

Много булгарских вещей обнаружено в древнерусских городах: Рязани, Пронске, Переяславле-Рязанском, Серенске, Владимире, Суздале, Ростове Великов, Городце-на-Волге, Белоозере, Новгороде, Киеве, Вышгороде и т.д. В числе обнаруженных вещей тарная и парадная посуда, бронзовые зооморфные замочки, украшения, торговые пломбы-печатки, сфероконусы и пр. Булгарские монеты X в. обнаружены в центральных и западных районах Руси. В летописях есть сведения об экспорте хлеба в города Древней Руси. Так же есть сведения о том, что в некоторых древнерусских городах постоянно проживали булгарские ремесленники. Во Владимире, например, были обнаружены горны для обжига посуды классического булгарского типа.

Самарская Лука была южной окраиной Волжской Булгарии на границе со степью. Возникший здесь в X в. Муромский городок в XI-XII вв. быстро рос и в XII в. общая площадь поселения составляла 150 га. Внешний город был обнесен двумя валами и рвами. В разных местах города были построены бани и мечети. В западной части располагались ремесленные кварталы. Наряду с ремеслами горожане занимались сельским хозяйством и скотоводством. Археологические раскопки показали все это по наличию костей и орудиям труда: ремесло, сельское хозяйство, скотоводство, рыболовство. Город осуществлял торговые функции, кроме того, близость Волги предполагала существование транзитной торговли. Найдено множество привозных вещей: среднеазиатская посуда, русские и византийские украшения. Особую гордость археологов составляет найденный там же германский денарий XI в.

Расцвет Волжской Булгарии был прерван в XIII в. татаро-монгольским нашествием.



Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 886;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.