Фортификация Самарской крепости и оборонительные линии.
В XVII в. значение Самары как крепости и торгово-административного центра необычайно возросло. На территории Самарской Луки начал складываться земледельческо-промысловый район с оседлым населением, требовавший защиты и упорядочения в управлении. Существование гарнизона, крепости и окружавших ее оседлых территорий зависело не только от боеспособности воинских людей, но и от строительства укреплений.
Сохранилось несколько описаний Самарской крепости, относящихся к XVII в. Первое оставил русский купец Ф.А. Котов, плывший по Волге в Персию в 1623 г. Сам купец в крепость не заезжал. Описание довольно краткое (документ): «Городок Самара стоит на луговой стороне, от Волги песок залег, а город стар, рубленный, низок и острог по тому же городовому месту. А под городом река Самара течет из степи, устье под городом пало в Волгу, по нижнюю сторону города, а под рекою бани, а посады и ряды в городе, а около степь». Скорее всего, застройка крепости состояла из посада и кремля. Самаре на тот момент было всего 37 лет, поэтому город быть старым никак не мог, следовательно, кремль был собран из разобранного старого, такая практика в то время существовала в окраинных крепостях.
Второе описание Самары от 1637 г. принадлежит Адаму Олеарию – секретарю голштинского посольства (документ): «…28-го августа заблаговременно вновь собрались мы в путь и до восхода солнца дошли до города Самары, который считается в 350-ти в. от Казани. Этот город лежит по левую руку, в 2-х верстах от берега, построен в виде четырехугольника, имеет небольшое количество каменных церквей и монастырей и получил название от реки Самары, которая в 3-х верстах под городом дает рукав (его они называют Сын-Самары) в Волгу, но главным течением своим вливается в нее лишь 30-ю верстами ниже…». Посольство Самару не посещало, но А. Олеарий сделал рисунок Самары, правда, очень далекий от действительности русской практики строительства крепостей. Однако, если дополнить рисунок другими источниками, в том числе и архивными документами по другим подобным крепостям, то можно сделать некоторые выводы о внешнем облике Самары начала XVII в. Крепость имела прямоугольную форму со сторонами 213 на 245 м. Ее ограждал бревенчатый палисад высотой около 4 м. В палисаде на расстоянии 60-100 м. стояли 11 сторожевых башен. Восточная стена крепости стояла на гребне водораздела. Южная стена выходила на высокий и крутой берег реки Самары. К северной стене примыкал лес. Западная стена смотрела на Волгу, до которой было около двух километров песчаной поймы. В силу рельефа местности рвом и валами крепость окружена не была. Внутри городка находилось шесть кварталов и кремль. Вне кремля, но внутри острога стояли жилые дома, торговые ряды, административные здания.
Более поздние описания Якова Стрейса и Корнелия де Бруина столь же краткие, однако, свидетельствуют об увеличении городского населения и распространении предместий за территорию крепостных стен.
Во второй четверти XVII в. произошло серьезное гидрологическое изменение: Волга промыла новое русло вдоль высокого левого берега, пройдя возле Самарского городка. В результате, русла Самары и Волги стали естественными водными препятствиями на подходах к Самарской крепости, которая оказалась вытянута точно вдоль Волги. Изменение волжского русла дало возможность построить пристань непосредственно у крепости.
С конца 30-х гг. XVII в. Самарский городок неоднократно осаждали появившиеся в Заволжье калмыки. В 1643 г. правительство Михаила Федоровича ограничилось посылкой вестового колокола, чтобы сзывать жителей городка за стены в случае опасности. Поэтому самарцам приходилось самим бороться с калмыцкой угрозой. Был предпринят так называемый «калмыцкий» поход, организованный самарским воеводой Львом Плещеевым в 1644 г., и увенчавшийся успехом. После похода отношения с калмыками до некоторой степени нормализовались, однако небольшие калмыцкие отряды постоянно тревожили окрестности Самары, продолжая угонять скот и захватывать пленных.
Все же исходящая от калмыков угроза заставила царскую администрацию обновить и усовершенствовать систему Самарских укреплений. По указу Алексея Михайловича в 1645 г. повелевалось на незащищенных реками отдаленных степных подступах к Самарскому городку вырыть ров, насыпать вал, сделать надолбы и построить сторожевые башни. Эти укрепления начинались от Волги, проходили по современной ул. Ленинградской до ул. Самарской, резко поворачивали направо в начале ул. Садовой и заканчивались у реки Самара. Документ: «…для удобнейшей защиты…от набегов хищных соседей: у Самарского городка, со стороны не защищенной реками, устроить дополнительные земляные укрепления в виде рва и вала со сторожевой высокою деревянною башнею».
В 1670-1680-х гг. на дальних рубежах Самарского уезда были построены небольшие укрепления-заставы и острожки, для охраны торговых путей и предупреждения нападений «лихих» людей. Держали караулы и на переволоке между Волгой и Усой – три острожка. Укрепленные и вооруженные городки располагались в Надеинском Усолье и в устье Сока. Неоднократно ремонтировались и обновлялись собственные самарские укрепления.
На протяжении всего XVII в. встречаются упоминания о различных группах служилого самарского населения, административных должностях, размере самарского гарнизона. В результате анализа этих данных можно относительно точно подсчитать численность и выяснить состав служилых людей в крепости: воевода, стрелецкий голова, городовой приказчик, 3 стрелецких сотника, 100 пеших стрельцов и 250 конных, 8 пушкарей, 3 воротника, 1 кузнец, 3 переводчика, 20 детей боярских. Элиту самарского гарнизона составляли дворяне и дети боярские, занимавшие высшие командные должности. Многочисленную часть гарнизона составляли иноземцы – около 70 человек. На протяжении XVII в. численность самарского гарнизона выросла с 300 до 500 человек.
Согласно данным о посадском населении в Самаре было 137 дворов, 81 двор стоял на посаде. Мужское население составляло 356 человек. Всего же в это время в Самаре проживало примерно 1,5 тыс. человек. На основе этих данных М.Н. Тихомиров определил некоторые особенности Самары. Он посчитал площадь крепости и количество дворов. В отличие от других русских городов самарцы на территории крепости имели только двор и надворные постройки, отсутствовали огороды и сады, находившиеся за крепостными стенами. Поэтому жители Самары испытывали большие неудобства в плане ведения приусадебного хозяйства.
В середине XVII в. на территории Самарского края для защиты волжского правобережья была построена Симбирско-Корсунская линия, включавшая в себя крепости Корсун, Тагай, Юшанск и Симбирск. Продолжением Симбирско-Корсунской линии стала Закамская оборонительная линия, построенная на левобережье Волги в 1652-1655 гг. В систему закамских оборонительных сооружений вошли крепости Белый Яр, Ерыклинск, Тиинск, Билярск. Эта линия начиналась от Волги и вдоль реки Большой Черемшан шла в северо-восточном направлении до реки Ик.
После основания Симбирска в 1647 г. началось перемещение населения к Самарской Луке. Это в некоторой степени сняло с Самары изоляцию и приблизило ее к основным земледельческим районам Среднего Поволжья. Завершился этот процесс строительством в 1683 г. Сызрани и нескольких казачьих и солдатских слобод Сызранской укрепленной линии. Документ: «…по досмотру и по описи и по чертежу стольника и воеводы Матвея Головина за старою Синбирскою и Корсунскою чертою за новопостроенные села и деревни для оберегания от приходу воинских людей строить новую черту ему стольнику и воеводе от Казачьих гор до Туруева городища и до речки Суры на 70 верстах 342 саженях и по той новой черте сделать 4 городка, чтобы старая Синбирская и корсунская черта тех городков и пригороды и …пашня и села и деревни, которые за старою Синбирскою и Корсунской черты стали в черте. И служилые и всяких чинов и уездным людям было бесстрашно. И по Волге всяким людям от приходу воинских людей разорения не было». В дополнение к слободам в 1687 г. на южных подступах к Сызрани была построена Кашпирская крепость на высоком мысу при впадении речки Кашпирки в Волгу. Крепость соединялась с волжским берегом земляным валом.
Население новых городков и слобод составили солдаты и казаки, переведенные из расположенных севернее крепостей и поселений. В результате таких переводов на территории Самарского края оказались сосредоточены весьма значительные для того времени воинские силы: в Сызрани 500 служилых людей, в Кашпире – 188, в Печерской слободе – 50 и т.д. На правобережных рубежах служилые люди предпочитали земельные пожалования денежным. Уменьшилась угроза набегов кочевников, правительственная колонизация ушла дальше на юг, поэтому обеспечивать себя за счет земледелия стало более выгодно.
Таким образом, к концу XVII в. Самарский край оказался в относительной безопасности от кочевников, а колонизация ушла дальше на юг. Территория Самарского края оказалась в составе нескольких уездов: Правобережье без Самарской Луки и Надеинского Усолья подчинялось симбирскому воеводе, Самарская Лука – самарскому воеводе, левобережье – казанскому. Надеинское Усолье было независимо от местных властей.
Постепенно на территории Самарской Луки формируется земледельческо-промысловый район. Эти правобережные территории находились под влиянием самарского воеводы, а с 1630 г. появляются упоминания о Самарском уезде. Вопрос о территории уезда в тот период неясен, так как Самара контролировала население центральной и восточной частей Самарской Луки. Одновременно под контролем Самары находились и рыбные ловли с прилегающими землями от района современного Тольятти до устья Большого Иргиза.
К самым значительным событиям XVII в. в жизни Самары относится указ 1688 г. царей Ивана и Петра. По этому указу крепость Самара получила статус города и была внесена в официальный список российских городов. Документ: «…население Самары, составившееся из выходцев со всех концов России, свободно здесь селившихся, обязанных только нести на своем коште царскую службу против ордынцев от Сызрани до Саратова, обратилось с просьбою к царям Иоанну и Петру Алексеевичам в 1688 г. о вознаграждении хлебом и денежным жалованьем за службу и подвиги самарского населения – просьба его была уважена. В Самару прислана высочайшая грамота, которою повелевалось: крепость Самару переименовать в город, жителей самарских – дворян, детей дворянских; иноземцев, стрельцов конных и пеших, пушкарей, посадских людей и всех чинов городских обывателей – наделить землею, отведя им около 120 тыс. десятин, причем учинить межевые признаки и грани, а чертеж отдать самарцам. Эта грамота впоследствии подтверждена таковыми же в 1689 и 1697 гг. Означенную землю повелено распределить на каждого самарского жителя сообразно его происхождению и занимаемой им должности по военной и земской службе, а между обывателями – по усердию каждого к интересам правительства».
Таким образом, 1688 г. – дата появления города Самара и начало хозяйственного освоения левобережья Волги. В 1685 г. в Самаре было построено первое каменное здание – Спасо-Преображенская церковь. Она была небольшой – 5х10 м2, высотой – 11 м. Главный купол церкви был окружен четырьмя маленькими куполами, затем – восемью. Это была типичная постройка того времени. Правда, в источниках отмечена необычайная акустика этой церкви. Церковь была разобрана в 1952 г. в связи со строительством автомобильного моста через реку Самару. Когда церковь разбирали, выяснилась причина удивительной акустики: в купол церкви были вделаны пустые глиняные сосуды – голосники.
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 552;