Выбор декоративно-художественных средств
Время, стилевые черты архитектуры, особенности национальной жизни, социальная структура общества накладывают свой отпечаток на интерьер. Достаточно взглянуть на известную картину Б. М. Кустодиева «В московском трактире», написанную в 1916 г., чтобы почувствовать своеобразие быта московских низов начала XX в., выраженное посредством таких аксессуаров интерьера, как икона, граммофон, резной шкаф, клетки с певчими птицами, подносы на стене и т. п.
Основными критериями при выборе средств декоративно-художественного решения интерьера можно считать следующие: архитектурно-художественная тема интерьера, его общий замысел; тип предприятия; особенности обслуживаемого контингента посетителей.
Характерным для современных ресторанов и кафе следует считать раскрытие таких архитектурно-художественных тем, как связь с природой, с окружающим пейзажем, создание среды, способствующей отключению посетителя от привычной, обыденной обстановки, выявление национального своеобразия интерьера и др.
Тип предприятия, как известно, сказывается на времени пребывания посетителя в торговом зале, а, следовательно, и на возможностях восприятия интерьера и его элементов. В столовой, кафетерии, закусочной посетитель находится 10—20 мин и не может детально рассмотреть, к примеру, панно или декоративную посуду. Другое дело в ресторане. Здесь посетитель может находиться 1—2 ч, а то и весь вечер. Различия во времени восприятия накладывают отпечаток на трактовку художественно-декоративных элементов. Панно в кафетерии должно быть понято с первого взгляда. Этому служит ясность и простота его композиции, определенность цветовых отношений, крупный масштаб деталей. Аналогичный подход в значительной мере характерен и для вестибюля и аванзала ресторана и кафе, хотя здесь прослеживается определенная художественно-образная связь между решением декоративного убранства торгового зала и вестибюля, парадной лестницы, аванзала, банкетных залов, что не может не сказаться и на характере деталей, их цвете.
Сюжет панно в зале ресторана должен постигаться постепенно. Если посетитель будет находить в нем по мере наблюдения все новые и новые детали, раскрывающие его содержание, то интерес к панно будет длительным, оно не наскучит в течение всего вечера. Тонкие нюансные цветовые и фактурные отношения сделают панно труднее осваиваемым и, следовательно, более приемлемым для длительного наблюдения.
На предприятиях питания, обслуживающих постоянный контингент работающих на заводах, фабриках, учащихся учебных заведений, посетители бывают хотя и в течение короткого времени, но ежедневно, на протяжении многих лет. Поэтому средства декоративно-художественного убранства следует подбирать с учетом их постоянного наблюдения, что сближает трактовку композиции, деталей, колористическое решение на этих предприятиях с декором ресторанов и кафе. Определяющим в интерьере столовой, обслуживающей рабочих конкретного производства, будет компенсация утомляющего воздействия производственной среды на работника. Вместе с тем необходимо учитывать, что, как бы искусно ни был украшен интерьер такой столовой, постепенно он надоест и его эстетическое, тонизирующее воздействие на посетителя снизится. Представляется целесообразным в связи с этим ориентироваться не на применение постоянного дорогостоящего декора (мозаичное панно или отделка стены ценными породами дерева), а при общем нейтральном решении интерьера — на украшения, которые через несколько лет можно было бы заменить. К таким элементам относятся декоративные ткани, декоративная посуда, крупноформатные фотографии и т. п.
Состав потребителей по возрасту, полу, национальной принадлежности сказывается на выборе декоративно-художественных средств. Так, в молодежном кафе интерьер может быть более насыщен декором, формы его могут быть более активными, чем в кафе, рассчитанном на посещение пожилыми людьми.
Украшая зал, очень важно соблюсти меру, не «переборщить», не перегрузить его декоративными деталями, вследствие чего он станет пестрым, беспокойным. Интерьер должен быть гармоничным, композиционно собранным. Если в зале совсем нет украшений, это еще не означает, что интерьер его не интересен. Декоративные функции могут нести, и мебель, и светильники, и шторы, и раздвижные перегородки, фактура стен и другие функциональные элементы. При этом какая-то деталь интерьера будет играть ведущую роль и форма ее должна быть более выразительной, активной.
К наиболее характерным ошибкам, которые допускаются в художественном убранстве интерьеров, следует отнести соседство панно, декоративно-прикладных изделий с техническим оборудованием помещения и торгово-технологическим оборудованием. Такое соседство нарушает стиль интерьера, делает художественную деталь лишней, а то и смешной. Особенно это относится к ресторанам, в оформлении которых используются народные, национальные мотивы. Появление рядом с крестьянскими лавками, прялкой, конской сбруей, которые придают залу своеобразный колорит старины, радиатора отопления, вентилятора-пропеллера или даже электрического выключателя подрывает доверие посетителя к обстановке, делает ее нелепой. Когда же на панно «накладываются» вентиляционные решетки или возле майоликовых куманцов и тарелей, украшающих стену, проходит трубопровод, это вызывает чувство неудовлетворенности у посетителя, впечатление от панно и декоративной посуды будет испорчено.
Требует вкуса и художественной культуры взаимное размещение элементов убранства. Соседство двух или нескольких произведений искусства разной степени броскости заставляет поблекнуть произведение, решенное в мягкой манере, делает его попросту ненужным. Так, соседство яркого и броского витража, способного «забить» любую деталь интерьера, и скромной чеканки или черно-белого фотопанно делает чеканку и фотопанно невыразительными, невзрачными. Снижает художественный уровень интерьера насыщение его разноплановыми и разнохарактерными предметами убранства и декоративной отделки.
Контрольные вопросы
1. Как определяются размеры, пропорции и конфигурация, интерьера?
2. Какие приемы используются для организации внутреннего пространства интерьера?
3. Расскажите о декоративно-художественных средствах в интерьере?
Дата добавления: 2016-06-09; просмотров: 1849;