Категория художественного образа. Специфика литературного образа. Уровни художественного образа.


Художественный образ, по определению И. Роднянской, это универсальная, эстетическая категория для всех форм художественности. Специфические для искусства, способ и форма познания и отражения жизни. Язык искусства и, одновременно, - его высказывание.

По определению Ю. Борева, художественный образ - это диалектическое единство нескольких пар следующих противоположностей:

1.всеобщего и индивидуального (об этом же в свое время, 30-40 гг 19 века, писал В. Белинский, что в произведении каждый персонаж "знакомый – незнакомый");

2.субъектного и объективного (субъект – тот, кто создал образ, объект - на что направлены все усилия);

3.рационального и эмоционального.

Художественный образ – символичен, это знак максимального обобщения, а это значит, что художественный образ – больше самого себя.

Художественный образ – это образ, который должен быть материализован обязательно (в целом встает проблема художественного мастерства). Художественный образ – это образ, который обладает эстетическим качеством.

С понятием художественного образа связано понятие художественности. По определению Ф. Достоевского, художественность заключается в умении писателя писать хорошо.

Художественность – это степень эстетического совершенства. С точки зрения современного литературоведения, самым специфичным признаком художественности является элемент вымысла, игры, притворства, то есть писатель рассказывает историю вымышленную так, как будто это было правдой.

Понятие художественности может быть употреблено в 2-х смыслах:

1. это знак того, что произведение относится к сфере искусства;

2.степень художественного совершенства.

Художественность, как правило, в современном литературоведении, характеризует наличие игрового элемента, который превращает в историю буквально все, что есть в действительности, это обязательная характеристика художественного образа.

Художественный образ в различных видах искусства имеет свою специфику. В музыке художественный образ создается звуками, в изобразительном искусстве – красками, линиями; в литературе художественный образ – это словесный образ.

Литературный образ, в отличие от образов других искусств, в большей степени условен, умозрителен, потому что материалами других художественных образов являются природные материалы. Например, в скульптуре – глина, камень, живопись – краски и пр. Материалом литературного образа является знак. Связь слова с тем, что оно означает - произвольно. Соответственно образ воспринимается читателем только тогда, когда он понимает значение прочитанных или услышанных слов, поэтому можно говорить и об символичности образов.Говоря о художественном образе, мы ещё не упоминали такие его стороны, как эмоциональность, обобщение, сочетание объективного и субъективного, влияние на образ личного опыта художника.

Чтение и анализ стихотворения О.Мандельштама.

О. Мандельштам

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские ёлки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 180;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.