О чём это стихотворение О. Мандельштама?
Давайте найдём образы, которые нам понятны. Наверное, связанные с Рождеством? Образы праздника.
Тогда возникает вопрос - а почему ёлки оказались в лесах и сразу наряженные?
Лирический герой в первой строфе - ребёнок. Ему игрушки ещё кажутся живыми - волки глядят страшными глазами, но маленький лирический герой всё-таки понимает, что они не опасные.
- Вам приходилось в детстве бояться игрушек?
А ёлки, наверное, так наряженными в лесу и растут, и сами приходят в дом.
Некоторую суровую правду жизни от дитя скрывают: что ёлку срубили, а после праздника её выбросят на помойку или, как во время написания стихотворения, сожгут в печи.
Вторая строфа - это взгляд ребёнка или взрослого человека?
Взрослого. И он уже даёт оценку своему детскому взгляду на мир.
С помощью чего выражается оценка? С помощью эпитетов: вещий, тихий, неживой.
Значения слов.
ВЕЩИЙ, вещая, вещее (книжн. поэт. устар.). Знающий или предсказывающий будущее, пророческий. «Отверзлись вещие зеницы…» Пушкин. Вещий сон.
ТИХИЙ, -ая, -ое; тих, тиха, тихо, тихи и тихи; тише.
1. Слабо звучащий, плохо слышный. Т. голос, звук. Тихо (нареч.) шептать. Тихо! (требование прекратить шум).
2. Погружённый в безмолвие. Тихая ночь. В лесу тихо (в знач. сказ.).
3. Спокойный, не оживлённый. Т. городок. Тихая жизнь.
4. Смирный, спокойный. Т. нрав. Тихая грусть. Тише воды, ниже травы (погов. о том, кто держится тихо, скромно).
5. Небольшой скорости, не быстрый. Т. ход.
НЕЖИВОЙ, -ая, -ое.
1. То же, что мертвый (в 1 знач.). Младенец родился н.
2. Не включающий в себя живых организмов, неорганический. Неживая природа.
3. Вялый, лишённый живости; тусклый. Н. взгляд.
С "вещим" всё, вроде, ясно. Тогда что за вещую печаль вспоминает герой?
Тихий - в каком значении этот эпитет сочетается со словом "свобода"?
И в каком смысле небосвод неживой? Почему он хрустальный?
Итак, три "кита" детского восприятия мира выделяет поэт - вещая печаль по поводу взросления, старения и смерти. Тихая свобода - внутренняя прежде всего. Свобода мыслей и чувств, которая ещё не ограничена внешним влиянием. И ощущение защищённости, незыблемости природы - прочный и статичный небосвод перекликается с образом, данным Тютчевым в стихотворении "День и ночь".
Казалось бы, такое маленькое стихотворение, а сколько в нём сокрыто.
Следовательно, литературный образ не уступает образам других искусств по силе непосредственно-чувственного воздействия, и даже превосходит образы других искусств по степени своей осмысленности, глубине, красочности и эмоциональности.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 266;