От печатных форм к печатным машинам. Достижения XIX в.


Процесс изготовления стереотипов, предложенный Дидо, в 1800 г. был усовершенствован графом Чарлзом Стенхопом (1753-1816). Оттиски печатных форм Стенхоп получал в гипсе. Матрицу оставалось залить металлом, чтобы получить прочный стереотип сразу с целой страницы. В 1806 г. Энтони Берт из Лондона механизировал изготовление шрифта, подавая расплавленный металл в словолитную матрицу за счет разрежения, создаваемого насосом.

В словолитне делают наборный шрифт, заливая расплавленный типографский металл в матрицы. Типографский металл состоит из сплава олова и свинца с добавкой сурьмы для увеличения твердости. В словолитне конца XIX в. станки имели ременный привод от вала, идущего вдоль цеха. С изобретением линотипа отливка отдельных литер была заменена отливкой целой строки.

В 1811 г. Фридрих Кёниг (1774-1833), немецкий печатник, переехавший в 1806 г. в Англию, создал первую удачную печатную машину. Печатная форма накатывалась краской автоматически рядом обтянутых кожей роликов при рабочем и холостом ходе декеля с бумагой. Один из роликов смачивался краской из кюветы. Все операции были механизированы, кроме наклада и приема листа. Через год Кёниг сконструировал плоскопечатную машину.

Печатная форма крепилась на талере, проходившем вначале под рядом роликов, накатывавших форму, а затем под цилиндром, на который накладывалась бумага. Вскоре после первой одноцилиндровой машины, успешно продемонстрированной в Лондоне, появились две двухцилиндровые.

Первая плоскопечатная педальная машина с автоматическим накатом печатной формы изобретена в США Стивеном Рагглсом в 1839 г. Усовершенствованная через 12 лет, она стала образцом малотиражного печатного станка. Печатная форма в ней стояла вертикально. Краску подавал вращающийся над ней диск, с которого краску снимали три ролика, накатывавших затем ее на печатную форму. При обратном ходе роликов декель, на который вручную укладывали бумагу, поднимался и прижимался к печатной форме.

Достижения XIX в.В 1816 г. англичанин Эдуард Каупер (1790-1852) предложил изгибать стереотипы (предварительно отлитые в гипсовый слепок плоской печатной формы), предназначая их для ротационной печати. В том же году Кёниг и Андреас Бауэр (1783-1860) построили первую машину, предназначенную для двусторонней печати (перфектор).

Обычные печатные машины нуждаются в зеркально обращенном наборе. В 1817 г. англичанин Огаст Эпплгейт (1788-1871) сконструировал машину для двусторонней печати банкнот, одинакового цвета и узора на обеих сторонах. В его машине изогнутый стереотип вначале прокатывался по изогнутой кожаной подушке. После полного оборота между стереотипом и кожаной подушкой прокладывался лист бумаги и стереотип переносил рисунок на одну сторону листа, а кожаная подушка – на другую.

Эпплгейт стремился лишь максимально затруднить подделку банкнот, но его машина по существу оказалась первой офсетной машиной. На кожаной подушке оттискивалось зеркальное отображение печатной формы, которое затем переносили на бумагу. В результате напечатанное на бумаге изображение прямо повторяло стереотип. Это соответствие печатной формы отпечатку – основа офсетной печати.

Последующие 70 лет внесли в книгопечатание ряд усовершенствований. Клод Жену из Лиона предложил отливать стереотипы по матрицам из папье-маше. Его матрицы (или картонки) упрочнялись глиной и клеем. В 1845 г. французская полиграфическая фирма «Ворм-Филипп» предложила отливать изогнутые стереотипы прямо по изогнутым матрицам из папье-маше, что и делается до сих пор при печати большинства газет.

Печатать на рулонной бумаге с раскроем после печати первым начал Роуленд Хилл (1795-1879). Он же ввел в Англии почтовые марки «черный пенни». Ротационные машины, созданные для печати газет в 1846 г., уже имели изогнутые стереотипы, отлитые по изогнутым матрицам из папье-маше. Здесь показана машина «Виктори», которая печатала на рулонной бумаге с высокой скоростью и фальцевала разрезанные листы.

В 1838 г. американец Дэвид Брус, мл. (1802-1892) построил первую промышленную словолитную машину производительностью до 100 литер в 1 ч.

В 1852 г. француз Альфред Лемерсье опробовал фотолитографию, нанеся на литографский камень светочувствительное вещество. Бумажный негатив накладывался на камень и экспонировался. После промывки скипидаром изображение накатывалось краской и печать давала обычную литографию.

Глубокая печать основана на заполнении краской углублений, вытравленных на полированной металлической пластинке, покрытой кислотоупорным воском. Оригинал рисуют на воске гравировальной иглой [А], пластинку помещают в кислоту [Б]. После травления воск удаляют, пластинку накатывают краской и вытирают насухо.

Глубокая печать не только способ печати, но и один из видов графического искусства (офорта). Здесь приведен офорт «Верфь „Черный лев” в Уоппинге» американского художника Джеймса Уистлера (1834-1903).

Линотип Оттмара Мергенталера (18541899), немецкого изобретателя, жившего в США, был, пожалуй, самым значительным усовершенствованием книгопечатания. Машина предназначалась для печати газеты «Нью-Йорк Трибюн» в 1886 г. Линотипист набирал текст на клавиатуре, машина подбирала матрицы литер и выстраивала их в строку. По окончании строки в матрицы заливался металл, и получался готовый стереотип строки.

 



Дата добавления: 2023-09-20; просмотров: 241;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.