ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.


 

Вопрос смерти в консультировании важен в том отношении , что осознание смерти может служить предельной ситуацией и стимулировать процесс роста клиента , стимулировать изменения в его жизни, стимулировать принятие важных решений и действий .

Потому , что столкновение с собственной смертью является предельной ситуацией и оно действительно может очень многое изменить в этой жизни .

 

Возникает вопрос :Как осознание смерти может стимулировать изменения в человеке?

 

1. Жизнь нельзя отложить , свою экзистенцию нельзя отложить .

Одно из изменений в жизни больных раком - делают сейчас , то что хотят. Они перестают откладывать на будущее и живут в настоящем.

Сталкиваясь со своей смертью человек испытывает свою жизнь как возможность возможностей , а смерть как невозможность дальнейших возможностей , человек понимает , что имеет возможность изменить свою жизнь до определенного момента, после этого такой возможности не будет. Если он умрет этой ночью , все намерения на завтра останутся намерениями , поэтому очень важно сделать сегодня то , что я могу сегодня сделать .

 

Столкновение с проблемой смерти в консультировании вызывает определенную тревогу , и вместе с тем это может быть стимулом к изменениям. Мысль о том , что я могу думать , что осталось еще 40 - 50 лет , но это может быть и не так. Не в силах человека контролировать смерть. Часто то , что мы должны делать сейчас ускользает из поля зрения , мысли заняты тем , чего нам не достает , чего мы не можем делать , мелкие заботы , опасности своему престижу , образу я. Это нам очень мешает осознать то, что мы должны и хотим сейчас делать .

 

Когда есть осознание смерти , человек лучше представляет , что ему делать сегодня. Стоики говорили : "Думай о смерти если хочешь научиться жить ."

 

Это не требование постоянно раздумывать о смерти , где бы человек не находился. это бы было глупо и мазохистично , непонятно...

Скорее всего очень важно удерживать фон и фигуру , чтобы была и жизнь и осознание ее конечности .

 

В консультировании мы часто сталкиваемся с людьми испытывающими

большую тревожность и пытаются расширить себя в пространстве. Они со многим идентифицируя свою личность. Такой человек говорит , что я это моя карьера , я это моя привлекательность ...

Очень важно сузить человека в его реальных границах и показать , что он не является своей карьерой , что он вообще не является своей ролью , он является только своей сущностью.

 

Можно человеку предложить выделить то без чего вы бы не смогли существовать, это у вас отняли и вы исчезли из этой жизни. Очень трудный процесс и в результате остается лишь сущность .

Человек вдруг осознает кто он такой и что без многого можно в реальности обойтись. Идет процесс дезидентификации. До этого момента человек терялся в ролях, в объектах идентификации .

Дезидентификация может становиться очень хорошим стимулом для изменения. Выше я уже говорил о ролях и возможности быть свободным от ролей.

 

Возвращаясь к теме смерти , я могу сказать , что если мы считаем , что в консультировании очень важно осознать свою смерть , то возникает вопрос как это можно сделать?

 

Существует ряд способов, которые помогают столкнуться с собственной смертью. Очень важно чтобы не терапевт дал опыт клиенту , а терапевт помог в себе открыть этот опыт , роль терапевта - роль катализатора. У каждого есть внутри опыт связанный со смертью , но люди вытесняют его. Мы должны катализировать процесс оживления этого опыта , чтобы человек понял , что экзистенциальные переживания не являются его врагом , что он может использовать их в качестве союзника в изменении жизни .

 

В консультировании очень много ситуаций где мы сталкиваемся с проблемой смерти и иногда сами психологи бояться коснуться этой проблемы , думая , что они подтолкнут клиента в ненужном направлении.... Это ошибочное мнение. Даже когда мы сталкиваемся с клиентами , которые находятся в крайних обстоятельствах , например после потери близкого человека , иногда нам кажется , что мы должны его как то опекать , помогать справиться с болью...

В реальности эта ситуация очень болезненная и сложная , но она же является напоминанием человеку о его смерти и этого нельзя забывать. Если такой человек пришел к нам за помощью , помощь заключается не в том чтобы мы его оглаживали , а в том чтобы он ушел с осознанием значимости того , что произошло для него самого, что для него значит чувство вины, тревоги , что осталось не сказанным , не сделанным , какие возможности он утратил , какие остались , что для него означает его собственная смерть ...

 

Мы не должны бояться коснуться этих вопросов. Вообще по большому счету наши клиенты должны понять , что очень часто наш рост происходит за счет наших личных трагедий и наши личные трагедии являются самым огромным стимулом к изменению жизни и себя .

 

Одновременно в ситуациях крайних потрясений возникает вопрос на сколько человек склонен к самоубийству. Для Того , чтобы выявить опасность суицида, Франкл предлагает задать человеку два вопроса. Один из них такой : «Собираетесь ли вы совершить самоубийство?». Ответ разумеется чаще всего получаем негативный. Второй вопрос предназначен для того , чтобы застать диссимулирующего клиента врасплох и звучит так : «Почему нет» Пациент не собирающийся совершать самоубийства готов ответить на него. С другой стороны у пациента, который скрывает свои намерения, чтобы ему не помешали их осуществить не будет готового ответа. Более того при этом можно наблюдать типичную форму поведения, при котором он демонстрирует беспокойство и неспособен дать убедительный ответ, так как депрессивная личность испытывает чувство полной безнадежности и фактически считает ,что нет ничего такого ради чего стоило бы жить.

 

Когда мы теряем близких и особенно родителей мы напрямую сталкиваемся с проблемой своей конечности. Психологически это очень важно. Когда родители еще живы, они как бы находятся между нами и нашей смертью. Есть такой часто бессознательный миф, что пока живы родители, для меня жизнь гарантирована. Когда мы теряем родителей эта защита пропадает , мы напрямую сталкиваемся с могилой , никто нас уже не отделяет от этого. Такие переживания очень важны.

Важно помочь понять человеку , что у него есть дети , друзья... и он может сыграть огромную роль в их жизни. Остались очень важные возможности .

 

Было бы очень просто если бы можно было назвать и расписать все возможности и выдавать их человеку по мере использования. Тогда наверное никто бы не испытывал страха смерти. Универсальных вещей не существует , важен человек и контекст его жизни .

 

Когда мы сталкиваемся со страхом смерти очень важно разобраться с защитами, и проблемами которые за этими защитами кроются .

Очень много возможностей для осознания своей смерти дают определенные периоды в жизни человека .

 

Особенно кризис среднего возраста. Человек осознает , что прошла основная часть его жизни и ничего кардинального не случилось , а для того , чтобы случилось остается очень мало времени. Как профессионалы мы должны помочь человеку актуализировать этот кризис , не убежать от него , потому , что только так человек может изменить свою жизнь. Да осталось мало , но осталось и чтобы понять как заполнить это время так , чтобы это было осмысленно. Это достаточно сложно и здесь мы можем актуализировать его страх смерти , его тревогу .

 

Таким катализатором осознания смерти является так же и выход на пенсию. Заканчивается самый важный и содержательный аспект жизни.

 

Этим может явиться и разговор о дне рождения , о том как человек празднует день рождения. Люди очень по разному относятся к этому.

Даже очень простая на первый взгляд вещь - просьба хорошо всмотреться в зеркало... Либо просмотр старых фотографий молодости...

Все это необходимо чтобы остро почувствовать , что жизнь идет, время уходит. Это острое осознание часто помогает изменить , что то в той жизни которая есть .

 

Осознанию смерти могут помочь даже некоторые искусственные способы. Например в ЛСД терапии описано очень много таких возможностей , когда посредством измененных состояний сознания люди сталкиваются с этой проблемой.

 

!!! Осознание своей смерти может служить экзистенциальным шоком , который способен очень помочь человеку в изменении его жизни .

Есть очень простые техники :

- написать себе эпитафию .

- написать некролог .

- последнее письмо.

- линия на бумаге , точка рождения и точка смерти. Где вы сейчас находитесь? Что означает эта точка на этой линии ?

Эти техники обостряют видение своей жизни , осознание своей линии жизни .

 

Опыт массированного переживания смерти . Тренинг смерти .

 

От ведущего зависит острота и экстремальность этого опыта .

- работа с фантазиями - медитация последнего дня .

- участники группы представляют свои ценности - ситуация катастрофы и спасен может быть лишь один человек. Каждый на основании своих ценностей должен сказать почему именно он должен жить.

Или наоборот почему он не должен жить .

 

Это далеко не законченный список техник осознания смерти .

Понятно , что жизнь более богата и изобретательна .

Очень важно чтобы сам психолог был достаточно опытен и зрел , чтобы работать с такими проблемами , потому , что это очень больные проблемы. Если сам психолог будет использовать мощные защиты , он не только не поможет клиенту , он научит уходить от

этих проблем. Это слишком серьезные вопросы , чтобы к ним относиться поверхностно. Это даже не проблем а , это основной вопрос человеческой жизни и к нему нельзя подходить как к проблеме , которую мы какими то психотерапевтическими способами решим раз и на всегда.

 

Сам психолог должен иметь достаточный опыт, чтобы работать с этими вопросами. Важность собственного опыта для психолога крайне важна. Даже в примитивных культурах для того , чтобы стать шаманом существуют сложные обряды инициации. Эти обряды требуют , чтобы у шамана был собственный опыт , личный опыт , включающий страдание , смерть и возрождение. Только после этого шаман становится дееспособным .

 

Один из вариантов встречи с со смертью - вопросы наших детей .

Вопросы о смерти. Как показывает опыт родители относятся к ним не серьезно, пытаются увести детей в сторону от этого.

 

Родители делают большую ошибку , когда думают , что дети мало знают об этом и их это не должно беспокоить.

Это часто не так. Мы детей скорее всего научаем не спрашивать , дети начинают чувствовать , что их вопросы очень тревожат взрослых и они эту тревогу воспринимают и перестают спрашивать , чтобы не тревожить родителей , хотя для них это важно. Таким способом мы сами подавляем выражение страхов и тревог у детей. Это все переносится во взрослую жизнь. Не выговоренные детские страхи преследуют нас всю жизнь. Мы становимся поверхностными , избегаем вопросов, подавляем свои чувства ...

 

Вопрос : "Когда ребенок в первый раз узнает и интересуется смертью?

Один исследователь, Грегори Рохлин, наблюдал за играми маленьких детей. Он говорил , что уже дети трехлетнего возраста выражают тревогу по поводу смерти. Уже с этого возраста начинает формироваться идея или представление о смерти .

 

Это случается как показывают исследования даже без определенного опыта. Известный Философ Макс Шелер говорил , что каждый из нас имеет интуитивное знание смерти .

 

Вместе с идеей смерти в ребенке появляется механизм отвержения смерти . У детей есть ряд защитных способов .

 



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 248;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.