Проблема добра и зла в консультировании
Здесь необходимо рассматривать два аспекта , то какой человек есть и то каким он может стать . Идеальный образ человека необходим для того чтобы понять то негативное , что есть в человеке .
В этом исключительная сила э. романов , в контрасте негатива и позитива который показывается и подразумевается . Альберт Камю : - наше стремление к интеграции к внутреннему единству развивается на основе осознания противоречивости и расколотости . Любое человеческое усилие направлено на придание жизни целостной и законченной формы.
Как я уже отмечал ранее, говорить о свободе, добре или зле в человеке мы можем только тогда, когда он противопоставляет себя ограничениям природы, когда он перестает слепо и покорно подчиняться ограничениям , налагаемым биологическими (раса), социальными (Класс, общественное устройство…)или психологическими (темперамент, характерологический тип) факторами ,- только тогда его можно оценивать с точки зрения морали.
Смысл понятий добро и зло появляется или пропадает в зависимости от нашей веры в подлинную способность человека быть свободным, не просто принимать вышеупомянутые ограничения и быть объектом воздействия внешних сил, но вместо этого рассматривать их как вызов ему самому формировать свою судьбу и свою жизнь.
Желание целостности и полноты жизни - это основной мотив всех появляющихся в психотерапии .Э терапия это больше чем лечение , она связана с помощью человеку испытать свою экзистенцию . Лечение симптомов здесь является побочным эффектом и не на них направлены наши усилия , они направлены на понимание человеком своей жизни , посредством этого понимания и решаются проблемы. Пример с группой терапевтической и вторым кругом иллюзия - когда до меня дойдет очередь , начнут лечить , вот тогда и начнет меняться моя жизнь. Часто в ходе понимания себя и других исчезают симптомы и есть эффект .
6. В э. консультировании крайне важно осуществление , не только понимание но и реализация . Об этом говорил уже Кьеркегор , он говори л , что истина существует только тогда , когда индивид создает ее в действии .
С этим связан другой принцип в Э.к. , что решение идет прежде знания . Мы часто думаем , что клиент приобретает вовремя встреч с нами все больше знаний о себе , получает все больше инсайтов о себе , и тогда уже он может принять правильное решение , но это только полу правда , другая ее половина в том , что человек не может приобрести знания себя пока нет у него внутреннего решения.
Вокруг много знания но оно остается человеку недоступно .
Решение здесь не окончательное , типа выйти замуж , а решение в форме готовности - установки на действие на осуществление . В этом случае знания и инсайты идут наоборот после решения .(пример со сновидением подсказывающим человеку ... решение было до возникновения сна ... )
7. Во многих видах психологической помощи есть тенденция устранить все негативные переживания, особенно тревогу , отчаяние , вообще все трагические переживания и аспекты жизни, причем применяются различные способы устранения негатива , вплоть до наркотиков. Вроде на это и направлена наша работа. В Э. К. цель помочь понять , что эти переживания могут дать в жизни. Страдание , разочарование, неудовлетворенность абсолютно необходимая предпосылка для роста, для движения к другому плану сознания. Бывший профессор кафедры психологии Гарвардского университета Ричард Альперт , ныне посвященный Рам Даас , говорит , что негативные чувства и переживания это не патология. От них не нужно лечиться . Он говорит : отнеситесь как к сокровищу к своей неудовлетворенности, уважайте свое разочарование, пусть они станут вашими советниками и тогда вы получите импульс к росту и прогрессу.
Страдание в самом широком смысле слова может дать очень многое ( На одном из семинаров по психосинтезу, с его ориентацией на позитив, известный психолог Алексейчик задал вопрос о месте страдания. Ведущая, молодая девушка, ответила : А страдание для чего? Алексейчик встал, сказал : Вы ничего не понимаете в жизни и ушел. )
Страдание занимает важную роль в жизни человека и дает очень многое. В Э. терапии этому уделяется много времени . Экзистенциалисты понимают страдание как сигнал о том что необходимо изменить себя, свое поведение, свою жизнь. Чаще всего именно так мы относимся к физическому страданию – боли. Мы меняем себя : научаемся не хвататься за раскаленные предметы, не совать булавку в розетку … Избавлять человека от страдания как такового очень опасно. По сути страдание это сигнал , что человек находится на пути к саморазрушению , как игра в тепло – холодно . И одна из негативных иллюстрации состоит в том , что в последнее время в свободной продаже появилось множество обезболивающих препаратов , люди довольны – они избавились от боли , а врачи скорой помощи забили тревогу, резко увеличилась смертность . Люди, принимая обезболивающие препараты , доводят вполне излечимые болезни до такой стадии , когда им помочь уже нельзя.
Крайнее проявление страдания - самоубийство , если человек это выбирает и это ужасно . Но символ самоубийства как возможности имеет очень позитивную роль в жизни человека . Ницше - мысль о самоубийстве спасла очень много жизней .
Сомнительно , что можно серьезно смотреть на свою жизнь без понимания , Что во мне есть сила , которая может определить жить мне или умереть . Это понимание очень важно для человека.
Смерть это то , что создает абсолютную значимость настоящему моменту .
Я хочу в этом контексте еще раз процитировать одного студента который сказал на мой взгляд гениальную вещь : Я знаю только две вещи :
Во первых , в какой то день я умру ,
во вторых , пока я жив .
И остается один вопрос : " что я буду делать
между этими двумя точками.
Здесь понимание конечности жизни ставит основной вопрос жизни :
как я буду жить , что делать И чем заполню свою жизнь .
Опасность в Э. консультировании !!!!
Я тут говорю очень сложно об Э.к. И есть такая опасность , что можно начать говорить таким языком с клиентами , языком философии ... Здесь возникает вопрос словаря консультанта . Если мы будем использовать такой словарь то наш клиент будет сидеть в ужасе ничего не понимая и никакой помощи ему не будет . В реальной работе этих терминов не должно быт , они лишь должны помочь понять психологу чем он занимается и что он делает , но это для его личного пользования . Особенно важно уметь говорить на человеческом языке сколь бы не были сложны проблемы о которых идет речь .
Вообще в группе одна из задач отучить в конце человека от группового языка типа " обратная связь "… И наша задача помочь человеку говорить нормально . Вообще наш язык ужасен и нормальные люди нас не понимают .
И четвертый вопрос : Если нам все равно умирать , то какой смысл создавать свой мир , ели мы одиноки по сути своей , почему мы живем , зачем я должен жить . Человек ищет смысл в бессмысленном мире
В случае э. конфликта мы имеем столкновение с данностью, мы также сталкиваемся с тревогой и с защитными механизмами, так же как и психоанализе.
Соответственно в экзистенциальном подходе и свои средства работы с конфликтом.,
Если психоаналитик , можно сказать ведет раскопки, счищая слой за слоем ,
пока не дойдет до фундаментального конфликта , самого раннего , глубокого детского конфликта .
В Э. психологии изучать глубоко человека это не значит копаться в прошлом.
Это скорее всего значит , что человек сбросив с себя все сиюминутные заботы , глубоко думает о своей жизненной ситуации. Прошлое тоже важно , но не обязательно в нем копаться , э. подход направлен на настоящее и на будущее.
Скорее можно сказать Э. консультант занимается будущим , которое постоянно становится настоящим. Э. консультирование таким образом направлено на саму жизнь , а не на раскопки прошлого.
Один из моих терапевтов радикально развернул меня из прошлого в будущее после того как я в течении часа рассказывал ему о том какой несправедливой была ко мне жизнь и как мне было плохо . Он сказал фразу : не важно сколько лет ты прожил в дерьме важно сколько ты еще в нем проживешь.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 288;