Б) Проблема двоевластия.
После Февральской революции в стране сложилась противоречивая ситуация, получившая название двоевластия. Под этим понятием подразумевается сосуществование двух вертикалей власти: власти буржуазно-демократической (Временное правительство, его комиссары на местах и различные общественные комитеты на местах) и власти трудящихся (Петросовет, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на местах). Историки советского периода именно влиянием Петросовета объясняли проведение правительством демократических мер. Современные исследователи сомневаются в реальности двоевластия, поскольку Совет в основном поддерживал правительство, а не противостоял ему. Такая ситуация позволяет рассматривать феномен двоевластия как историческую проблему.
Два органа власти возникли в ходе восьмидневной революции в Петрограде. 27 февраля был создан Исполком Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, в который вошли вначале 15, а к 3 марта – 39 человек: Н.С.Чхеидзе, А.Ф.Керенский, М.И.Скобелев, А.Г.Шляпников, Н.Н.Суханов и др. 1 марта на совещании членов Временного комитета Государственной Думы и Прогрессивного блока было сформировано Временное правительство (Временный общественный совет министров), в которое вошли Г.Е.Львов, П.Н.Милюков, А.И.Гучков, А.И.Коновалов, Н.В.Некрасов, М.И.Терещенко, А.И.Шингарев, А.А.Мануйлов и др. Представители Петросовета вначале отказались участвовать в правительстве. Исключением стал трудовик (с марта 1917 г. – эсер) А.Ф.Керенский, который получил пост министра юстиции. Это был единственный социалист в первом составе Временного правительства.
Состав кабинета министров отражал возросшее влияние кадетов: они заняли 5 министерских кресел из 11, беспартийный министр-председатель князь Г.Е.Львов по политическим взглядам был близок к кадетам. Передача власти Временному правительству 2 марта произошла вполне легитимно: его состав был утвержден Николаем II, им же было предписано войскам принести присягу этому правительству. Временное правительство должно было существовать до созыва Учредительного собрания. Поэтому оно отказывалось принимать решения принципиальной государственной важности, в т. ч. о новом государственном строе.
В ночь на 2 марта собрались делегаты от обоих органов власти. Представители Петросовета потребовали от правительства, чтобы оно приняли их программу:
1) амнистия политзаключенных;
2) политические свободы;
3) устройство армии на началах самоуправления, включая выборы командиров;
4) организация народной милиции;
5) отмена сословных, национальных, религиозных ограничений;
6) отказ от разоружения и вывода из Петрограда воинских частей, участвовавших в восстании;
7) немедленное введение демократической республики;
8) созыв Учредительного собрания.
В ходе обсуждения были исключены 3-й и 7-й пункты, затем программу утвердили.
Первые шаги Временного правительства были умеренно-либеральными. Главные задачи его были обнародованы в Декларации 3 марта 1917 г. В ней были определены 8 направлений деятельности правительства, в т. ч. 6, предложенных исполкомом Петросовета. Но остались без внимания главные вопросы жизни российского общества:
– о войне и мире;
– о земле;
– о продовольствии;
– о 8-часовом рабочем дне.
Программа Временного правительства, носившая буржуазно-демократический характер, не могла удовлетворить ни солдат, ни рабочих, ни крестьян.
Между тем, первый же принятый Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов приказ получил широкую популярность в массах. Приказ №1 от 1 марта адресовался столичному гарнизону, всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и матросам флота для немедленного исполнения, а рабочим Петрограда – для сведения. В приказе предписывалось создавать в армии и на флоте выборные солдатские и матросские комитеты, диктовалась обязательность подчинения воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Тем самым фактически уничтожался принцип единоначалия, являющийся основополагающим в организации любой армии.
Приказ №1, с ликованием встреченный солдатскими и матросскими массами, имел роковые последствия для судеб армии и всей страны. Армия и флот становились все более не управляемыми. Из института защиты государства они превращались в средство его разрушения.
Временное правительство не только не остановило действия приказа №1, но и само продолжало процесс демократизации армии: были отменены традиционные обращения к офицерам и генералам, солдатам разрешалось участвовать в политических организациях и т.д. В мае А.Ф.Керенский, ставший военным министром, узаконил в армии борьбу партий. Все эти меры вели к падению воинской дисциплины и фактическому разложению армии.
Отмеченная выше тенденция – одно из свидетельств в пользу того, что в первые послефевральские месяцы Временное правительство и Петросовет действовали как социальные партнеры. Характер взаимоотношений официальной власти и революционной демократии отнюдь не исчерпывался формулой “Власть без силы и сила без власти”. Идеи сотрудничества были положены в основу работы так называемой “Контактной комиссии” в составе Н.С.Чхеидзе, М.И.Скобелева, Н.Н.Суханова и др., созданной в середине марта Исполкомом Петросовета для выработки совместной с правительством политики и осуществления непрерывного контроля за ним.
В еще большей степени коалиционный характер, чем в столице, новая власть приобретала на местах. 1 марта 1917 г. в Москве был создан Комитет общественных организаций, в основном состоявший из представителей рабочих и демократических организаций. Образованный в тот же день Московский Совет рабочих депутатов признал Комитет полноправным органом власти и указал на необходимость совместной с ним работы. Комитеты общественных организаций или общественной безопасности (в разных губерниях они получили различные названия) были представительными органами общественности от земцев и кооператоров до рабочих и солдат. Общественные исполнительные комитеты, на которые опиралось Временное правительство, являлись таким же результатом революционного творчества масс, как и Советы.
Важным инструментом новой власти на местах выступали комиссары Временного правительства, которые заменили бывших губернаторов. Как правило, они назначались из числа председателей земских или городских управ или лидеров других общественных организаций. К маю 1917 г. в стране насчитывалось 57 губернских комиссаров и 353 уездных, в основном это были кадеты или близкие к ним. Позже во многих местах их заменили меньшевики и эсеры.
Параллельно происходил значительный рост числа Советов. Только в марте 1917 г. в стране их возникло около 600. К лету завершился процесс оформления всекрестьянской организации. Наряду с Всероссийским крестьянским союзом (ВКС), в возрождении которого большую роль играла партия народных социалистов (энесов), складывалась система Советов крестьянских депутатов снизу доверху. В мае 1917 г. в Петрограде состоялся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов.
В июне 1917 г. созывом I съезда Советов и выборами на нем Центрального исполнительного комитета завершилось формирование всероссийской организации Советов. Каждая партия образовала в Совете свою фракцию. Самыми многочисленными были фракции меньшевиков и эсеров.
Т. о., в чистом виде противостояние буржуазно-демократических органов власти Советам было свойственно, пожалуй, лишь столице и только в известные периоды политических кризисов. Определяющим же в их отношениях было стремление к взаимодействию и сотрудничеству на основе достигнутых соглашений. На местах, в провинции, коалиционность властных структур проявлялась еще в большей степени во многом из-за смешения функций управления и самоуправления, дополняемых действиями “прямой” демократии, распоряжениями многочисленных общественных организаций. Сформировавшаяся после падения монархии структура государственной власти давала правительству возможность опереться в своих преобразованиях на широкую поддержку, но в этом заключался и серьезный источник возможных будущих социальных потрясений, становившихся все более реальными в условиях активизации многочисленных партий.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 474;