Вторая форма защиты - трудоголизм ( Работоголики ) .
Очень частая форма. Спасение от осознания конечности - погрузиться в работу и пребывать в состоянии постоянного движения и занятости, прогресса .
Время в этом случае является врагом , потому , что оно связано с конечностью и потому , что оно угрожает мифу исключительности , вере , что человек постоянно идет вперед а нужном направлении. Работоголик должен быть глухим ко времени , чтобы не слышать , как огромным темпом увеличивается прошлое за счет будущего. Способ жизни у работоголика является компульсивным. ОН работает не потому , что ему хочется работать , а потому , что он должен работать. Они склонны эксплуатировать себя без жалости и без учета своих возможностей. Свободное время для такого человека это время тревоги. Жизнь начинается только тогда когда он что либо делает , вообще жизнь связана с деланием чего то . А время проведенное без дела не жизнь - пустое.
Здесь большое влияние имеют ценности формируемые культурой. Один антрополог выделил три основных типа Ценностных ориентаций связанных с активностью :
- бытие
- бытие становясь
- делание .
Бытие- активность а не цель, спонтанное выражение активности личности .
Бытие становясь - выражает не то чего человек достигает , а то чем человек
является , подчеркивает момент развития .
Активность здесь направлена на развитие своей личности, на путь к высшим личностным и духовным достижениям . Здесь имеется один принципиальный вопрос : Где лежат критерии высшего и духовного вовне или внутри меня ?
Делание- этот тип активности связан с достижениями , и вообще , в этом ключе жизнь измеряется материальными достижениями. В западной культуре этот тип очень распространен. Жизнь имеет смысл если есть осязаемые результаты .
Часто девиз нынешней культуры «Чем больше, тем лучше» . Мы накапливаем все больше и больше, забыв о том , что «Больше» никогда не бывает «Достаточно». И на этом пути разочарование вот , что мотивирует следующий шаг.
Третья форма защиты - нарциссизм, человек все внимание уделяет себе, это миф исключительности развитый до предела.
Фромм очень красиво описал пример такой личности. (Когда клиент на заявление врача о том что его неделя полностью занята реагирует фразой : Ну доктор ведь я живу рядом, всего в пяти минутах ходьбы.) (Пример с женщиной на вокзале .– Женщина подходя к большой очереди спрашивает : Билеты есть? Затем она еще долго возмущается по поводу того , что ей никто не смог ответить. Все ее поведение говорит о том, что если она завтра едет в Уфу , то и все остальные люди обязаны ехать туда же и именно завтра. ).
Четвертая форма защиты - контроль. Некоторые люди, из за страха смерти выбирают определенные профессии , которые позволяют реализовать иллюзию контроля смерти. Профессия военного , проф. врача , духовника , сфера ритуальных услуг . Здесь иллюзия контроля служит защитой от тревоги смерти .
Другая базовая защита от тревоги - вера во всесильного защитника , спасителя.В человеческой истории это связано с верой в бога. Когда человек заболевает неизлечимой болезнью , он часто роль всесильного спасителя отдает лечащему врачу. Многим врачам это нравится , эту мантию спасителя надевают и сами врачи , ведь это увеличивает и их исключительность.
Каждый раз результат одинаков - врач становится больше чем жизнь , установка неизлечимо больных по отношению к врачу становится иррациональной. Больные бояться высказывать негативные эмоции , вдруг врач потом не спасет. Больные постоянно извиняются , что отнимают драгоценное время у врача , хотя понятно , что он для этого там и находится. И для пациента очень важно чтобы врач обладал большой силой и потому они сами придают ему эту силу , приписывают то чего нет.
Иногда пациенты многого не говорят врачам , утаивают часть информации
о своем здоровье , чтобы не повредить иллюзии всесильности врача , вдруг он
скажет , что с этим он ничего не может сделать , а это уже крушение иллюзий.
Тем более они не говорят о своих эмоциях о своем отчаянии , потому что
бояться высказать врачу. Вообще врач часто бывает последним, кто узнает о
некоторых вещах. Все знают , в палате , родные , даже психолог может знать ,
врач лечащий не знает. И врачу кажется , что он хорошо справляется с ситуацией , и у него появляется неверное представление о душевном состоянии больного.
Но катастрофической является реакция больного на то , что врач в конце концов ничего не может сделать , что смерть действительно наступает.
Больной чувствует себя брошенным и обманутым , благодаря собственным иллюзиям , и виновным становится врач потому , что не смог реализовать мифа о спасителе .
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 250;