Группа экзистенциального опыта.
Группа направлена на глубокое осознание собственной жизни.(Собственная уникальность и подлинность; мои выборы и моя ответственность ; моя вина и мои страдания; смерть и свобода; любовь интимность, близость, одино-чество…). В жизни мы мало осознаем эти моменты ,хотя они пронизывают всю жизнь.
Группа не теоретическая дискуссия , а переживание настоящего момента в контексте своего прошлого опыта , и поиск ответов на вопросы для построения своего будущего . Таким образом группа – встреча с собственной жизнью. Главное здесь расширение осознания и попытка по новому построить жизнь.
Часто люди не желают приобретать новый опыт , не желают ничего менять; люди бережно относятся к тому , что они уже построили (Иногда изменить жизнь – это значит обесценить все старания прежней жизни ). Поэтому к необходимости изменений люди приходят в случае потрясений. Такую ситуацию можно смоделировать и на группе . Но! Здесь важно идти от желания , внутреннего решения самого человека . Именно по этому «Группа жизненного опыта » имеет определенную структуру ориентированную на разный уровень запросов и возможностей различных людей.
Потрясения и инсайты случаются когда мы покушаемся на привычные стереотипы . Сдвинуть их мы можем в важные моменты группы ,которые могут стать центром обсуждения в группе.
Вот некоторые темы:
1.Наша жизнь конечна и у нас есть ограниченное время для реализации наших возможностей .
2. Мы всегда свободны выбирать и один выбор не хуже другого , абсолютного критерия не существует .
3.Мы не можем выбрать всего, отвергнутый выбор источник чувства вины , а сделанный выбор источник тревоги . И то и другое есть плата за свободный выбор.
4. По сути своей мы одиноки .Это подталкивает к поиску других, но важно научиться жить одному , принятие своего одиночества помогает адекватно жить с другими.
5. Постоянный спутник свободы тревога, ее необходимо принять ,от нее может избавить лишь смерть , но можно ее уменьшить.
6. Важная часть нашей жизни переживание бессмысленности . Это изначальное зло . Кто не переживал пустоты , тот не поймет и полноты. Важно не убегать от пустоты, а пережить ее и понять как я опустошаю себя и возможно других.
Жизнь группы – интенсивная модель настоящей жизни. То , что не удается в жизни , то не удается и на группе. Ответить на группе на вопросы : Что я здесь делаю , чем занимаюсь ? , значит ответить на них в свей жизни.
Группа ориентирована на внутриличностную динамику , в которую трансформируется межличностная динамика. Общение , встреча с собой и другими – повод для решения собственных проблем. Человек видит свой опыт через открытие опыта других. Ответы на вопросы : Кто я? ,Что происходит?. Почему я себя так чувствую? Дают человеку возможность непосредственно осознать ткань жизни.
Несколько замечаний об экзистенциальном консультировании как о технике:
Сам Франкл выделил две основные логотерапевтические техники.
1. Парадоксальная интенция.
2. Дерефлексия.
Об этих техниках можно подробно прочитать в недавно вышедшей на русском языке книге В. Франкла : «Основы логотерапии. Психотерапия и религия.» (Санкт – Петербург изд. Речь 2000 г.)
- В экз. консультировании можно применять любые техники , когнитивные , бихевиоральные , гештальт...
- В каждом случае консультант должен знать для чего он применяет эту или другую технику. Не моя принадлежность к какому то направлению или школе определяет мой технический арсенал , а понимание человека.
- С разными клиентами и в разное время мы можем применять очень разные техники . ( Понятно , что если мы столкнулись с фобическими реакциями то будет мало толку рассуждать о жизни и ждать когда фобия исчезнет . Здесь наиболее эффективными будут бихевиоральные техники в контексте его жизни ).
- Прежде чем применять техники консультант должен ответить на два вопроса :
1. Что может наилучшим способом открыть экзистенцию человека в данный момент его жизни ?
2. Что лучше всего может осветить его бытие в мире ?
Например если мы говорим о сексуальных проблемах , то аналитик причину чаще всего будет искать в прошлом. Экзистенциальный терапевт будет рассматривать эту проблему как одну из преград экзистенции человека в настоящем .
Пример из практики .
За консультацией обращается мужчина - основная проблема импотенция , своеобразная такая импотенция. У него семья , ему 48 лет, с женой у него никакой импотенции нет . Импотенция проявляется с молодой девушкой - любовницей . Своеобразный такой симптом. И он хотел избавится от импотенции , он хотел жениться на девушке , по ее просьбе он и пришел к терапевту . Постепенно выясняется вся история . Он лежал в больнице , эта девушка была медсестрой , он влюбился в нее, это было обоюдно . Но вдруг он вспомнил , что прежде знал эту девушку как хорошую подругу своей дочери . В свое время она часто приходила к ним домой .
Причина его так сказать сексуального парарасстройства была далеко не в прошлом , а в моральном конфликте . Позже выяснилось , что когда он ложился в постель с этой девушкой у него все время всплывал образ дочери . Ему казалось , что он в постели с дочерью. В этой ситуации он становился импотентом.
Здесь уже возникает вопрос о ценностях в психотерапии . Избавлять ли его от импотенции или нет . В принципе избавить возможно , но в данном случае встает этический вопрос. Конечно выбрать должен он сам . Можно конечно быть морализатором или наоборот ...
Ему этого не нужно . Консультант в такой ситуации должен договориться с клиентом , что он сам решит , оставаться ли ему с семьей или он на столько любит, что женится на этой девушке. И уже после этого стоит заниматься импотенцией . Но , пока совесть ему не позволяет И чтобы избавится от проблемы он должен избавится от совести - это очень сложная альтернатива.
Через месяц он пришел и сказал , что выбрал и будет жить с женой .
Этот пример иллюстрирует работу в настоящем с ценностями .
2. Следующее замечание касающееся экзистенциального консультирования
Психологические динамизмы типа вытеснения,... В экзистенциальном консультировании они принимают свой смысл , если их рассматривать в контексте жизни человека . Если мы возьмем перенос - классическая вещь из психоанализа , то в Э . понимании можно сказать , что этот человек сузил свой мир до таких пределов, что он остался еще ребенком и через эти свои очки не взрослого он видит и свою жену и консультанта ... Перенос понимается не абсолютно , как обязательная часть процесса , а как застревание в определенной стадии развития .
Вытеснение ( Фрейд - человек хочет сохранить приемлемый образ себя и устраняет все мысли и чувства противоречащие этому образу ) на этот конфликт можно посмотреть и через призму отказа от своих потенциальных возможностей. Мы должны ответить на вопрос: " Что мешает человеку свободно выбрать определенную возможность существования . Здесь могут быть и моральные нормы , как говорил Фрейд, но может быть и что - то другое. И мы выходим на другой вопрос - вопрос , о свободе выбора человека. Прежде чем появится вытеснение , человек должен быть способен принимать или отвергать - у него должен быть определенный резервуар свободы . Вытеснение в этом смысле означает запрет себе осознавать свободно . И поэтому психологический детерминизм - вторичный феномен и действует в определенных границах.
Каждый способ поведения человека понимается в свете его бытия .
3. Экз. консультирование ориентируется на отношение между консультантом и клиентом. Консультант не является каким то непонятным отражателем . Он является человеческим существом которое полностью занято другим человеческим существом , которое пытается понять другого и это отношение между ними очень реально . С другой стороны консультант должен остерегаться навязывания своей Жизненной философии клиенту, это не только вредно , но часто и опасно. Не должно быть места переносу (Контрпереносу) личной философии, личного понимания ценностей от консультанта к клиенту. В этом тонком вопросе критерий – личная ответственность клиента. Консультант должен быть внимателен к тому , чтобы клиент не переносил свою ответственность на консультанта. Экзистенциальный анализ и логоторапия в конечном счете является обучением ответственности ; клиент должен пробиваться к свободе и ответственности, к конкретному смыслу своего бытия.
4. В Э . терапии анализируются особенности , которые мешают самому консультанту участвовать в этом процессе . Когда консультант замечает , что реагирует ригидно , способами заранее подготовленными, придуманными заранее он должен себя спросить : " не пытаюсь ли я сам избежать тревоги?" И если это так то он теряет свою реальность он становится искусственным , над клиентом он становится тем который лечит . В этой ситуации терапевт подобен художнику . Тот тоже многие годы учится техникам рисования , но он знает , что если в тот момент когда он пишет картину он вспомнит про техники он уже не сможет ее писать по настоящему . Картина для него станет объектом , а он субъектом который пишет картину , пропадет слияние .
Художник растворяется в своем творении , в Э. консультировании что то похожее . Когда мы начинаем задумываться о том какую технику нам применять то сразу идет разрыв процесса.
4. Важное место имеет отношение к негативу и позитиву в человеке.
Здесь перед нами встает
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 327;