Возникновение права
Человеческое общество всегда было и остается саморегулирующейся организацией. Выживание и воспроизводство людей при первобытнообщинном строе возможно только в условиях стабильности и предсказуемости отношений, стандартизации правил их поведения. Задачи регулятора в коллективе выполняли социальные нормы, соответствующие жизненным реалиям определенного времени и места и меняющиеся вместе с ними. Они обеспечивали мирное сосуществование и сотрудничество людей. Анархии в родовом обществе не существовало. Твердый порядок был результатом соблюдения правил общежития, на страже которых стояли все члены общины, и прежде всего старейшины, влиявшие на поступки людей своим непререкаемым авторитетом. К нарушителям применялись санкции, в том числе такие серьезные, как изгнание и смертная казнь. Никакого специального аппарата принуждения к исполнению социальных норм не имелось.
Правила человеческого общежития касались практически всех сторон социума: организации работ, технологии производства, норм распределения и потребления, семейно-брачных отношений, санитарии, разрешения конфликтов, взаимоотношений с другими родами и племенами и т.д.
Социальные нормы первобытного общества были самыми разнообразными по своему происхождению и форме. Видами правил общежития являлись обычаи, мораль, религия, мифы, обряды. Главным способом регламентации общественной жизни были обычаи. Они представляли собой способы поведения, дающие наибольший эффект, поэтому передающиеся от поколения к поколению, приобретшие стабильность и являющиеся общепринятыми. Особенно важны были обычаи в производственной деятельности.
Со временем у древних людей зарождается оценка поведения с позиций добра и зла. Так возникла мораль, приобретшая значение одного из регуляторов жизни человечества. Человек был беззащитен перед силами природы, которые он стал одухотворять. Его взгляд на мир стал религиозным. Религия в ее разных формах тоже превратилась в регулятор поведения членов коллектива. Обычай, мораль, религия зачастую принимали обрядовую (ритуальную) форму, которая могла иметь самостоятельное значение. Нарушение обряда рассматривалось как серьезное отклонение от нормы поведения.
Обычаи, мораль и религиозные представления, помимо прочего, охранялись таким средством, как табу. Оно представляло собой категорический запрет и было сильным средством установления дисциплины. С развитием человечества начинают появляться мифы, т.е. истории о деяниях героев, которым следует подражать, по которым нужно равняться. Мифы в косвенной форме стали социальными нормами поведения.
Социальные нормы родового строя были пронизаны уравнительными началами, принципами солидарности и взаимопомощи. Они основывались на общей собственности на средства производства и на принадлежности власти всему коллективу. Поэтому социальные нормы выражали общие интересы и являлись общепризнанными.
Колоссальные социальные перемены, вызванные производящей экономикой и неолитической резолюцией, дали толчок существенной перестройке норм человеческого общежития. Возникли новые обычаи, покоящиеся на ином социально-экономическом фундаменте – частной собственности, экономическом и социальном неравенстве, эксплуатации человека человеком. Прежние правила поведения с их уравнительными началами в конце концов в длительной и непримиримой борьбе уступили свое место регулятора общественных отношений праву. Изменилось также соотношение между различными видами архаических социальных норм: понизилась роль обрядов и мифов, возросло значение обычаев и религиозных норм.
С появлением раннеклассового общества возникло право. Его генезис явился неотвратимым результатом объективного хода развития, поскольку новые обычаи многими не соблюдались, а состояние хаоса могло стать причиной гибели социума, допустившего анархию.
Первым источником права явилось обычное право, т.е. совокупность обычаев, которые государство санкционировало. Затем его источником становится законодательная деятельность. Со временем право стало оформляться в письменном виде. Возникшее право в науке называется "ранним", "архаическим", "древним", "примитивным" за свое техническое несовершенство.
Нормы права являются внешним регулятором поведения человека. За их соблюдением надзирает уже не все общество, а специальные должностные лица, т.е. государственный аппарат. Без него право не в состоянии выполнять свое социальное назначение. В этом состоит главное отличие правовых норм от социальных норм первобытного общества.
Право – необходимо условие и форма существования нового общества. Его ценность заключается в обеспечении существования общества с разными классами и социальными группами, имеющими различные, а иногда, и противоположные интересы. Право регулирует социальные отношения, способствует сохранению порядка и стабильности, а в случае нарушения общественных отношений – их восстановлению.
Социальная природа права имеет двойственный характер. Оно осуществляет общесоциальные функции: регламентирует деятельность по производству, распределению и обмену, по созданию общественных фондов, устанавливает налоги и повинности, регулирует брачно-семейные отношения, определяет организацию вооруженных сил и способов разрешения конфликтов и др.
С другой стороны, нельзя игнорировать классовый характер права. Оно начинает служить интересам отдельных социальных групп и классов, закрепляя отношения неравенства и эксплуатации и оформляя классовое принуждение.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 250;