Понятие государства


Приступая к изучению государства, выявлению его основных свойств, необходимо начать с определения сущности государства, поскольку сущность отражает основное его свойство.

Само понятие «сущность» имеет универсальное значение: с помощью этой категории можно описать не только государство, но и в каком-то смысле весь окружающий человека мир и самого человека: природу, социальные явления, духовное, внутреннее мироощущение и т.п.

Иными словами, «сущность» это категория, которая разрабатывается, главным образом, в философской науке. Поэтому логика научного познания обуславливает необходимость определиться вначале с общим, философским пониманием сущности.

В философии сущность чаще всего понимается как наиболее главное, глубинное свойство предмета; сущность определяет «смысл бытия вещи, то, что она (вещь) есть сама по себе». Каждая вещь (явление) существует до тех пор, пока неизменна его сущность: меняется сущность – неизбежно меняется и сама вещь.

Таким образом, исследование сущности государства позволяет ответить на вопрос: что является главным, определяющим в понятии государства? Ответ на это вопрос найти достаточно нелегко, чему доказательством является продолжающаяся уже много веков дискуссия по этой проблеме.

Так в теологических теориях о государстве его сущность определяется как божественное усмотрение, «божий дар», представители органической теории подчеркивают, что государство построено по образу и подобию человеческого организма, в патриархальной теории государство предстает как большая семья, представители марксистского учения усматривают в сущности государства, главным образом, классовые начала (классовая сущность государства) и т.д. И дело здесь как представляется не только в различных гносеологических принципах или в идеологических ориентирах, которые исповедуют и придерживаются представители различных научных школ; само историческое развитие человеческого общества заставляет менять наши представления о государстве. Многовековое существование государства убедительно доказало, что государство способно адаптироваться к новым историческим условиям. Реагируя на «внешние раздражители» в виде возникающих в ходе исторического развития общественных потребностей, государство осуществляет разнообразную деятельность по их удовлетворению. При этом государство способно влиять и на «собственную историю», совершенствуя государственный аппарат, свои формы и т.д. В этом смысле государство проявляет себя как самодостаточная система, обладающая мощными внутренними резервами и способная использовать колоссальные материальные и людские ресурсы для решения возникающих перед ним задач. Для исследователя живущего в конкретный исторический период существует опасность принять за сущность государства не нечто глубинное неизменное, присущее только государству, а лишь некоторые внешние проявления этой сущности, выражающиеся в государственной деятельности и иных свойствах государства. Думается, что этим, отчасти, объясняется многообразие человеческих представлений о сущности государства как «органа классового господства», «ночного сторожа», «социального арбитра, призванного решать возникающие в обществе разногласия и противоречия между социальными группами» и т.п. Фиксируя отдельные свойства государства, особенно наглядно, предметно проявляющиеся в тот или иной исторический период, авторы придают им всеобщее, универсальное значение.

Несмотря на существующие разногласия по вопросу о том, что же является главным в характеристике государства, большинство исследователей справедливо привлекают внимание к такому свойству государства как власть.

Действительно, придя на смену власти первобытного общества, государство и появилось потому, что органы власти первобытного общества не в состоянии были выполнять свое предназначение в таких социальных условиях, которые требовали новых принципов организации управления обществом. Термином «государство», по сути дела, стали называть новое, по сравнению с первобытным обществом, устройство социальной власти:

-в отличие от власти родового общества, государственная власть ограничена определенными территориальными границами; указания государственной власти становятся обязательными не только для членов общины (племени, рода), а для всех, кто находится на данной территории;

-«новая» власть обособляется от основного населения: появляется деление на властителей и подданных;

-управление обществом становится профессиональным занятием – формируется аппарат управления, приказы которого при необходимости обеспечиваются специальным аппаратом принуждения;

-поскольку государственные служащие непосредственно не участвуют в производстве материальных благ, основным источником их существования становятся налоги.

При этом к государственной власти как бы «по наследству» от первобытной власти переходит ряд задач, связанных с управлением делами общества; одновременно с этим, государственная власть должна решать и новые задачи, которые определяются спецификой зарождающегося постродового строя.

Словом, государство возникает ради осуществления власти, существует как особая организующая структура власти, оно само есть власть и, одновременно, материальная сила власти.

А что же такое власть? Чаще всего, при описании признаков этого феномена употребляются термины «сила», «мощь», «господство», «могущество», «влияние» и т.п.

Предпосылкой любой власти является неравенство людей. Вырастая на основе биологических, психологических, физиологических и социальных различий между индивидами (люди ведь не равны между собой: одни физически сильнее, другие – хитрее, третьи более эмоциональны, в обществе есть мужчины и женщины, старики и дети, богатые и бедные и т.д.), неравенство людей проявляется и в системе социальных отношений, что неизбежно ведет и к неравенству политическому, т.е. к неодинаковой степени участия индивидов и их коллективов в решении общественных дел. Являясь разновидностью политической власти, государственная власть есть отражение политического неравенства; с помощью государства часть общества получает возможность командовать другими людьми, навязывать им свою волю.

Иными словами, сущность государства заключается в том, что оно есть особый порядок организации (устройства) и применения силы, способной решать дела всего общества. Государство одновременно выступает и как особая политическая сила, т.е. собственно государственная власть и, одновременно, как особый механизм, средство ее осуществления.

Очевидно, что подобная дефиниция не отражает всех свойств государства, поскольку характеристикой только сущности не исчерпывается полное понятие государства.

В специальной литературе, чаще всего выделяют следующие признаки:

Государственная власть - это единая для всей территории страны и универсальная по отношению ко всему населению власть, тогда как иные властные структуры могут действовать только в пределах определенной части государственной территории (например, организации донских, терских, кубанских казаков и т.д.), распространяют свое влияние только на определенную часть населения (нормативные акты отраслевых профсоюзов, указания пленумов политических партий обязательны только для членов подобных организаций и т.п.).

Важнейшим свойством государственной власти традиционно называют ее суверенный характер, т.е. верховенство внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере.

Государственная власть – это верховная власть по отношению к другим организациям общества; она может запретить иную конкурирующую власть, обладает достаточными возможностями сделать свои веления общеобязательными для всего населения. Для этого в структуре государственного аппарата существуют особые органы, «специальные отряды вооруженных людей», а само государство обладает монополией на легальное применение официально-властного принуждения.

Важным свойством государственной власти, уяснение которого помогает существенно углубить наше представление о государстве, является ее институциональный характер. Это означает, что государство является устойчивым социальным образованием, общепризнанной реальностью, частью официальной (публичной) общественной жизни. Материализованным воплощением государства является существование особой группы людей – носителей государственной власти, которая не совпадает с основным населением страны. Свою устойчивость государство приобретает во многом благодаря четкой структуре государственных органов, согласованием их деятельности по субординации (иерархии) и координации, вертикали и горизонтали. Как явление объективной реальности, государство обладает собственными закономерностями развития, существования и функционирования, своей формой и содержанием, что позволяет отличить государство от иных социальных институтов.

Государство - это не только политический институт, выстроенный как корпорация с формализованной структурой, иерархией различных органов государства, строгой дисциплиной государственных служащих и т.п., но и одновременно - правовой институт, поскольку деятельность государственных органов, должностных лиц государства находит закрепление в юридических нормах.

Давая характеристику государственной власти, не следует забывать, что государственная власть – это единственная социальная власть, которая создает правовые нормы. Население страны, иные негосударственные организации могут участвовать в создании правовых норм, с разрешения государства и в установленных им пределах и формах.

На основании перечисленных признаков можно дать следующее определение государства: государство – это политико-правовой институт единой, универсальной, суверенной власти, обладающей монополией на применение легального публичного принуждения и создание юридических (правовых) норм.

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 185;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.