А) Возникновение деонтологии.


Деонтология в полицейской службе.

Любая сфера профессиональной деятельности испытывает потребность к конкретизации идеального образа специалиста, одобряемого обществом, уточнении общественных идеалов поведения. Результатом потребности общества в таковом эталоне, в измерителе качества профессионального поведения стало появление в 19 веке системы научных знаний о долге и нормах должного поведения людей в практической деятельности. «Деонтология» - стал называться такой блок знаний. Термин возник от двух слов: «deon» -долг, «deontos» - о долге и «logos»- наука. Термин «деонтология» впервые употребил и ввел в научный оборот английский социолог, философ и юрист Иеремия Бентам (1748—1832). Основоположник теоретической деонтологии, он изучал соотношение морали и права, и возникающие поэтому проблемы долженствования личности. Он хорошо понимал неразрывность морали и права, отмечая, что «частная этика и искусство законодательства идут рука об руку», но одновременно пытался разграничить сферы их действия. Создавая свою деонтологическую концепцию, Бентам оперировал понятиями «долг», «обязанность», «частная этика», «государственная нравственность», «частные и общественные «обязанности». Он вел этико-социологические исследования путем нового для своего времени деонтологического подхода, имевшего целью побуждать человека к необходимым поступкам. «Его (метода) цель сделать заметными отношения, соединяющие интерес с обязанностью во всех обстоятельствах жизни»… «Задача деонтологиста, – писал Бентам, — дать социальным мотивам всю силу мотивов личных!». В практическом воплощении деонтология, как отрасль знания тесно связана с этикой и философией, а особенно с социологией. Социологи изучают профессию как специфическую макрогруппу с особыми, фиксированными и неформальными правилами, особенностями мотивов поведения ее участников.

Этико-социологическая концепция Бентама дает ряд более и менее твердых критериев , которыми можно руководствоваться при выборе различных поступков. Позднее принципиальные суждения Бентама-основоположника деонтологического подхода были учтены в странах Европы и Америки в законодательстве. Определение деонтологии как науки об обязанностях человека, о частной и государственной нравственности, о частных и общественных обязанностях всех людей основано на концепции и формулах Бентама.

Позже, в 30-хх годах ХХ века, в определение деонтологии стал вкладываться сугубо этический смысл, в ущерб социологическому: учение о наилучших средствах достижения социального благополучия.

Сегодня различают теоретическую и практическую деонтологии. Первая – наука о должном профессиональном поведении, вторая- комплекс норм, регулирующих реальное профессиональное общение. Именно эти взгляды легли в основу профессиональной деонтологии двух профессий: врача и юриста. Человек, обращаясь к этим специалистам, осознавал зависимость своего благополучия от них и ожидал от них должного поведения. Юридическая и медицинская деонтология стали комплексом знаний о нормах должного поведения людей, наделенных обществом всей полнотой власти над жизнью другого человека. Медицинская деонтология – учение о профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к больному. В юридической деонтологии приоритетное внимание уделяется к вопросам государственной нравственности, возможности и необходимости строгих требований к должностным лицам, обладающим властью.

Профессиональная деонтология отличается от общечеловеческой морали характером функционирования. Можно назвать следующие особенности, отличающие этические требования профессиональных сообществ от морали как таковой.

1. Директивный характер:Если мораль, действующая в обществе, носит в целом рекомендательный характер, то в профессиональной группе она приобретает характер директивный. В деятельности профессиональной группы мораль закрепляется в различного рода служебных инструкциях, указах, положениях, уставах, подлежащих неукоснительному исполнению. Директивность стандартов (норм) профессиональной этики объясняется тем, что она направлена на функционирование как профессиональной группы, так и всего того социального института, в рамках которого действует эта группа. Поэтому в инструкциях и кодексах профессиональной этики описываются должностные обязанности, говорится о необходимости исполнять свой профессиональный долг, а также большое внимание уделяется проблеме профессиональной ответственности. Так, в «Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» говорится: «Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения»[1].

2. Механизм контроля: В профессиональной группе иной механизм контроля, отличный от морального. «Если мораль в целом контролируется в обществе мнением и совестью самого индивида (и только в исключительных случаях, когда нарушение моральной нормы есть одновременно и нарушение правовой, подключается право), то в профессиональной группе контроль более строгий: здесь действуют одновременно и общественное мнение, и право, и служебно-административная санкция»[2].

Так, в случае халатного отношения к своим профессиональным обязанностям и неисполнения профессионального долга, часто следуют выговоры, понижение в должности и другие административные санкции, которые, конечно, сопровождаются моральным осуждением, но в целом они выпадают из сферы морали. Даже общественное осуждение не является моральным в строгом смысле этого слова. Так, не является моральным суд чести, который следует за нарушение Присяги и Кодекса чести сотрудниками органов внутренних дел, ибо моральный контроль осуществляется со стороны совести индивида, а не со стороны общественного мнения. Мораль тем и отличается от других форм регуляции поведения, что она контролирует поведение индивида совестью и может идти вразрез с общественным мнением и существующими традициями. Таким образом, контроль за соблюдением этических профессиональных требований осуществляет профессиональное сообщество.

Разумеется, любой представитель любой профессиональной группы является носителем общечеловеческой морали, но когда речь заходит о профессиональном долге, тогда от морали как таковой мало что остается. В профессиональной этике акценты смещены с моральной регуляции на регуляцию профессиональную. Так, в том же «Кодексе чести …» говорится, что сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации должен «… постоянно помнить, что пользу людям может принести только умелый сотрудник органов внутренних дел», который должен «совершенствовать деловую квалификацию, профессиональную подготовку».

Поскольку в профессиональной этике (морали) акцентируется внимание на профессиональном долге и ответственности, а также на должностных обязанностях (а термин «должность» происходит от слова «долг»), постольку комплекс профессиональных «этических» требований часто получает название «профессиональной деонтологии». Так, кодекс профессиональной этики полиции Франции называется «Кодекс деонтологии национальной полиции Франции». Нормы, регулирующие профессиональную активность, выступают в форме требований (императивов) к профессии, специфика которой определяется не только общественным разделением труда, но и функциональными особенностями социального института. У любого социального института есть основная функция, которой и определяется специфика профессии. Так, если в социальном институте здравоохранения основной функцией является профилактика и лечение болезней, то именно эта функция и определяет собой специфику профессии врача, поэтому профессиональный долг врача – заниматься пропагандой здорового образа жизни и лечением больных.

Можно сделать вывод, что императивы профессиональной деятельности нацелены на становление высококлассного специалиста, который своей деятельностью способствует эффективному функционированию и развитию конкретного социального института.

Таким образом,деонтология как система требования и норм должного поведения, а затем и научная и учебная дисциплина, явилась ответом на потребность знаний о долге в реальной общественной практике.

Б) Содержание полицейской деонтологии

Профессиональная деонтология изучает нормы и принципы профессионального поведения, обусловленные как социальными факторами, так и характером взаимодействия профессионала с обществом, государством, гражданами и коллегами. Профессиональная деонтология – система норм должного профессионального поведения человека, который в силу своей социальной роли наделен властными полномочиями и призван реализовать их в интересах общества и граждан.

Предмет изучения теоретической полицейской деонтологии – это реально функционирующие системы норм должного профессионального поведения полицейских, возникшие как социальный регулятор и нормативно-ориентирующий социальный институт. Полицейская (милицейская)- деонтология это междисциплинарная наука о зарождении, формировании и функционировании действующих в профессиональной группе сотрудников полиции (милиции) особой системы норм поведения полицейских, милиционеров, основанных на профессиональной морали. Своим появлением во второй половине двадцатого века она обязана юридической деонтологии, сложившейся на основе юридической и судебной этики. Еще ранее, в Средних веках сложились представления о воинской этике, об этике служения своему сюзерену, о Кодексе Рыцаря, мужа-воина. Исторические источники полицейской деонтологии, таким образом, имеют глубокие национальные и интернациональные корни.

Отношение между профессиональной моралью и деонтологией может быть объяснено как соотношение общего и частного: мораль - профессиональная мораль - профессиональная деонтология. Можно отождествить профессиональную деонтологию с сердцевиной профессиональной морали, ее остовом.

Объектом полицейской деонтологии являются реальные социальные отношения сотрудников полиции, обусловленные их социальным статусом, ролью, соответствующими нравственными требованиями к личности полицейского всего общества и самой профессиональной группы, предъявляемыми с позиции общественного понимания их гражданского и служебного долга.

Категориальный аппарат полицейской деонтологии как междисциплинарной науки опирается преимущественно на основные категории нормативной этики и социологии. Зарубежные ученые рассматривают полицейскую деонтологию как регулирующий социально-нравственный институт. Деонтологические нормы - нормы обязательного нравственного поведения лица, применяемые к нему, к его социальному положению и ситуации, обусловленные характером взаимодействия профессионала с обществом. Деонтологические нормы, в отличие от моральных, прописаны в текстах: Присяг (Клятв), Кодексов и Деклараций. Современная полицейская деонтология представляет собой деонтологический комплекс, состоящий из текстов-обязательств трех уровней: личного долженствования: Присяга (Клятва), профессионального долженствования: Кодекса поведения и международного профессионального долженствования: соглашения, регулирующего вопросы международного профессионального сотрудничества: Декларации, Конвенции, договоры.

Деонтологические нормы поведения полицейского призваны не только регулироватьего поведение с гражданами, но и способствовать эффективному разрешению проблем, возникающих при выполнении служебных функций полицейскими. Одновременно деонтологические нормы поведения полицейских выполняют коммуникативнуюфункцию, т.е налаживают социальные взаимодействия, снижая неопределенность, способствуя предсказуемости поведения представителей различных социальных групп по отношению к деятельности полицейских служб.

Познавательнаяфункция полицейской деонтологии состоит в информировании всех сотрудников, а особенно молодых полицейских о моральном опыте, о профессиональных стандартах поведения. С помощью деонтологических норм познается верхний и нижний предел этих требований, определяются исходные ориентиры морального выбора в сложных, конфликтных ситуациях. Этим выполняется и воспитательнаяфункция. Именно в начале службы деонтологические нормы профессионального поведения полицейских наиболее полно играют роль нормативно-ориентирующего института, выполняя все присущие ему функции: познавательную, коммуникативную, мотивационную и воспитательную.

В отличие от теоретической полицейской деонтологии, практическая профессиональная деонтология занимается внедрением сформированных сводов норм и правил в деятельность профессионального сообщества. Уточнение и закрепление деонтологических норм, доведение их до личного состава, осознание их значимости каждым сотрудником: такова задача практической полицейской-милицейской деонтологии. Поскольку нормы закрепляются в Присягах, Кодексах, Декларациях, то необходимо составить представление о том, что такое деонтологический документ.

Присяга (клятва) – феномен чисто морального свойства, изначально имевшая только одну цель: призвать в свидетели Богов, тех. кого обманывать нельзя. Присяга приносилась всегда в торжественной обстановке при многочисленных свидетелях. В ее тексте обязательно наличие смысла, т.е. того, в чем клянутся, и предполагаемого наказания, в случае нарушения данной клятвы. Присяги могут менять свой текст (как происходит это в Российской полиции-милиции) или быть неизменными, как клятва Гиппократа или английских полицейских, но неизменно то, что клятвой проводится определенная черта в жизни присягающего: теперь все поступки имеют измеритель: обещание, принесенное при свидетелях.

Профессиональный кодексповедения - совокупность этических норм, сформулированных профессиональным сообществом, призванных регулировать его деятельность. Это коллективный уровень долженствования. Кодексы профессионального поведения обычно охватывают те нормы, которые практикуются подавляющим большинством людей (членов профессиональной группы), и те, которые исключительно важны для осуществления профессиональной деятельности. Например, Кодекс чести содержит требование бескорыстного служения Отчизне.

В профессиональных кодексах выделяются три основных аспекта: морально-этический, правовой, организационно-управленческий. Деонтологические нормы поведения сотрудников полиции, оформленные в виде кодексов, в комплексе с организационной системой внедрения этих норм в практику образуют и составляют нормативно-ориентирующий социальный институт как механизм морально-этической ориентации и регуляции поведения полицейских служащих. Общие черты полицейских/милицейских кодексов:

- обусловленность очерченных в кодексах требований характером общечеловеческих принципов морали, международных этических и правовых норм;

- зависимость задач кодексов поведения полицейских от конкретных социальных условий, характера взаимоотношений общества и профессиональной группы сотрудников полиции;

- обусловленность содержания норм и принципов полицейской деонтологии динамикой криминогенной обстановки, потребностями (социальным заказом) общества и правоохранительной политикой государства;

- взаимосвязь норм полицейской деонтологии с общепринятыми и устоявшимися нормами поведения профессиональной группы государственных служащих, зависимость от государственной политики;

- влияние мирового опыта, международного сотрудничества на национальную нормативную практику в этом сфере.

Естественно, что наиболее полный сравнительный анализ проблем полицейской и милицейской деонтологии предполагает сравнение отечественной практики применения профессионально-этических Кодексов поведения работников органов внутренних дел на различных этапах исторического развития правоохранительных органов России и других национальных полицейских кодексов, например, США, Франции, Великобритании.

Итак, профессиональная деонтология выполняет функции интеграции, упорядочения, поддержания процессов функционирования профессиональных групп. С начала службы деонтологические нормы профессионального поведения полицейских наиболее полно играют роль нормативно-ориентирующего института, выполняя все присущие ему функции: познавательную, коммуникативную, мотивационную и воспитательную. Профессиональные деонтологические нормы закреплены в текстах национальных и международных деонтологических документов в комплексе с организационной системой внедрения этих норм в практику образуют и составляют нормативно-ориентирующий социальный институт - механизм морально-этической ориентации и регуляции поведения полицейских служащих.

 



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 1835;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.